Культура речи оратора

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 01:04, контрольная работа

Описание работы

Риторика – искусство владения словом – один из неотъемлемых элементов общей культуры. Без слова нет человека. Без знания основ ораторского искусства, умения говорить грамотно и интересно нет (и не может быть) полноценной личности. А.П. Чехов писал в этой связи: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

Содержание

1. Введение………………………………………………………………стр.2
2. Византийское красноречие (Василий Кесарийский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст)……………………………стр.4
3. Культура речи оратора…………………………………………...стр.13
4. Заключение…………………………………………………………стр.20
5. Литература…………………………………………………………стр.21

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 47.08 Кб (Скачать)

     Твердое произношение Мягкое произношение

     Альтернатива  брюнетка

     Антенна бенефис

     Бизнес  бухгалтерия

     Бестселлер  герцог

     Генетический  деканат

     Демиург декада

     Диспансер дезинфекция

     Индексация  депеша

     Компьютер камердинер

     3.Звонкие  согласные в абсолютном конце  слова оглушаются: акциз [с], лизинг [к], киборг [к], демиург [к].

     4.Произношение  сочетания чн как [шн] требуется в женских отчествах на - ична: Ильинична, Никитична, Кузьминична и других, а также в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, очечник.

     5.Сочетание  «жд» в слове «дождь» и производственных от него может быть двояким: [жд’] или [шт’].

     6.Не  ошибайтесь в ударениях! Аудит, августовский, агент, алфавит, апостроф, асимметрия, баловать, блокировать, бомбардировать, бюрократия, вероисповедание, гастрономия, генезис, газопровод, грейпфрут, добыча, договор, донельзя, дремота, духовник, еретик, житие, завсегдатай, заговор и прочие.

     Часто речевые ошибки связаны с нарушением грамматических норм: морфологические  требуют правильного образования  грамматических форм слов разных частей речи, синтаксические предписывают нормативное  построение словосочетаний и предложений. Обратимся к ряду сложных случаев:

     1.Обозначения  лиц по профессии, должности,  ученому или воинскому званию  сохраняют форму мужского рода  и в том случае, если относятся  к женщине. Например: доцент Иванова, директор Петрова, заведующий кафедрой Вербицкая и прочее.

     2.При  выборе вариантного окончания  имен существительных именительного  падежа множественного числа  следует знать, что окончание  ы (и) - книжное: бухгалтеры, договоры, шоферы, лекторы, инспекторы, слесари, но профессора, директора (эти слова утратили оттенок книжности).

     3.Предпочтительными  являются следующие формы имен  существительных родительного падежа  множественного числа: балкар, бурят,  грузин, лезгин, калмыков, киргизов, монголов; гусар, драгун, партизан, минеров,  санитаров; ботинок, ботфорт, валенок,  сапог, чумек, погон, носков, гольфов, клипсов; ватт, вольт, гектаров, граммов, кулонов, футов; абрикосов, апельсинов, мандаринов, помидоров, шампиньонов.

     4.Предлоги  «благодаря», «вопреки», «согласно»  требуют после себя имени существительного  или местоимения в дательном  падеже. Например, вопреки указаниям,  согласно приказу.

     5.Если  подлежащее имеет в составе  существительное с количественным  значением (большинство, ряд, часть), то сказуемое может стоять  в единственном и во множественном  числе. Последняя форма предпочтительнее, если главные члены предложения  оторваны друг от друга, если  подчеркивается активность и  раздельность действия каждого  лица.

     Например: Ряд бизнесменов направлен за рубеж. Большинство сотрудников  отдела заявили, что они не согласны с позицией администрации.

     6.Если  в роли подлежащего выступает  количественно - именное сочетание,  то форма единственного числа  сказуемого указывает на совместное  действие, а форма множественного  числа - на раздельное совершение  действия. Например: Пять менеджеров  отправилось в поездку (группой). Пять менеджеров отправились  в поездку (каждый с самостоятельным  заданием).

     Лексические нормы, или нормы словоупотребления - это правильность выбора слова  из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях.

     Причинами, приводящими к неточности, неясности  и двусмысленности высказывания являются:

     1. потребление слов в значении, несвойственном для литературного  языка;

     2. неумении пользоваться синонимами, паронимами, терминами, многозначными словами и омонимами;

     3. межъязыковая лексико-семантическая  интерференция в условиях билингвизма;

     4. нарушение норм лексической, грамматической  и стилистической сочетаемости;

     5. речевая избыточность;

     6. речевая недостаточность.

     Логические  нарушения, несущественные в бытовом  общении, в научной речи могут  привести к серьезным искажениям истины.

     Сделаем логичный вывод, что оратор должен владеть  литературным произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. Устная речь не дает возможности задумываться о морфологии и синтаксисе. Публичное  выступление требует автоматической реализации грамматических навыков. Знание грамматики, норм языка, способствует развитию речи, помогает правильно  строить предложения, выбирать наиболее выразительные виды словосочетаний и предложений. 
 
 
 
 

     Заключение

     Человека  встречают и провожают по речи. Сократ был и уродливым, и даже злым, но его уважали сильные и власть имущие. Иван Грозный остался в памяти россиян великим правителем потому, что являл везде, в том числе на площади перед народом, образцы убеждающего монолога. Именно поэтому, нам следует пригласить риторику из ораторской области в повседневную речь. Ведь в моей работе наглядно видно, что культура речи имеет отношение прежде всего к обыденной речевой практике. Ведь речь – это форма существования языка, его воплощения, реализация. Очень хотелось бы, что бы наш язык был правильным, точным и логичным, богатым и чистым не только в литературных произведениях и научных трудах, но и в повседневной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература: 

     1. Мурина Л.А. Риторика. Курс лекций  - Мн., 2002.

     2. Курбатов Л.Г. Риторика // Культура Византии (IV - первая половина VII в.). М., 1984.

     3. Памятники византийской литературы IV - IX веков. М., 1968.

     4. Далецкий Ч. Практикум по риторике. - М. , 1996.

     5. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Русская речь. - 1991.

     6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1996.

     7. Кузнецов И.Н./ Риторика – Мн.:Амалфея, 2000.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Культура речи оратора