Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 01:04, контрольная работа
Риторика – искусство владения словом – один из неотъемлемых элементов общей культуры. Без слова нет человека. Без знания основ ораторского искусства, умения говорить грамотно и интересно нет (и не может быть) полноценной личности. А.П. Чехов писал в этой связи: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».
1. Введение………………………………………………………………стр.2
2. Византийское красноречие (Василий Кесарийский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст)……………………………стр.4
3. Культура речи оратора…………………………………………...стр.13
4. Заключение…………………………………………………………стр.20
5. Литература…………………………………………………………стр.21
Иоанн родился и вырос в сирийском городе Антиохия, крупном культурном центре Византийской империи, где скрещивались традиции самых разных народов. Мать Златоуста, Анфуса, была просвещённейшей женщиной своей эпохи и дала сыну прекрасное домашнее образование. Риторике Иоанн обучался в школе известного оратора Ливания (314-393 гг.). Недолгое время Златоуст пробыл адвокатом, что позволило ему в подробностях изучить нравы и обычаи антиохийского света, в который он был вхож но роду своей деятельности. Важным событием в жизни Иоанна стало крещение, принятое им от епископа Антиохии Мелетия, который стал его учителем в христианском богословии. Затем он отправился в пустыню и провел 4 года в постах и молитвах. По возвращении в Антиохию Иоанн принимает сан диакона и начинает выступать с проповедями, собирая обширную аудиторию. В 398 г. Златоуста назначают епископом Константинополя. Его обличительные проповеди против развращенного высшего света и призыв к скромному образу жизни вызвали ненависть двора и состоятельных граждан. "Многие осуждают меня, - говорил он, - за то, что я нападаю на богачей, но зачем они несправедливы к бедным? Обвиняю не богача, а хищника. Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя. И богачи, и бедняки - равно мои дети". Иоанн высказывался отрицательно и по отношению к широко распространенному тогда рабству, которое считал плодом насилия, войн и греха. Приняв обвинения Златоуста за личное оскорбление, императрица Евдоксия созвала специальный собор, который осудил Иоанна и отправил его в ссылку. Однако вскоре Константинополь пострадал от сильного землетрясения. Увидев в природном катаклизме Божью кару за несправедливое осуждение проповедника, императрица с почестями возвратила Златоуста в столицу, но в 404 г. снова подвергла изгнанию - сначала в Армению, а затем в Питиунт (ныне Пицунда). По пути в последнюю ссылку Иоанн умер. Однако авторитет и слава Златоуста как христианского проповедника одержали победу через 30 лет после его смерти. Родной внук гонительницы Иоанна был вынужден торжественно перенести его прах в константинопольский храм св. Апостолов.
В чем же своеобразие красноречия Иоанна Златоуста в сравнении с его предшественниками? Что нового он внес в формирование восточной ветви духовного красноречия?
Иоанн был не только блестящим, но и исключительно плодовитым оратором: ему принадлежит около 1000 проповедей. Но это вовсе не значит, что его речи писались наспех. Наоборот, их отличала филигранная отделка формы и содержания. Что же было характерно для его риторической манеры? В ней слились в органичный сплав лучшие черты античной риторики и новые, типично христианские. Златоуст не отказывается от аттицизма, но после 387 г. он дополнил его пышностью и сочностью азианства. Его стиль отличается прозрачностью и легкостью, натуральностью изложения, четко расставленными смысловыми акцентами, большой точностью и емкостью примеров, тонкостью моралистических наблюдений,
Постоянный
контакт со слушателями обеспечивала
виртуозно разработанная
Речи Иоанна характеризуются соединением простоты и величия, которое становилось все более необходимым для подтверждения авторитета церкви, возвеличения ее героев и подвижников, взволнованности и "евангельской нежности", что углубляло и делало более интимным контакт с аудиторией. "Долго молчал я, - говорит он в проповеди после возвращения с переговоров с Гайной, предводителем восставших готов, - и вот опять, после немалого времени, пришел к вашей любви. Ибо я общий для вас всех отец, а забота моя не только о стоящих твердо, но и о падших, не только о тех, кого несет попутный ветер, но и о тех, кого захлестывают волны, не только о тех, кто защищен, но и о тех, кому грозит опасность". Характерно и его обращение к своей пастве по возвращении из ссылки: "Вы мои братья; вы моя жизнь; вы моя слава!".
Слава его как проповедника не убывала на протяжении всего средневековья как в Византии, так и на Западе. Прозвище Златоуст он получил уже в VI в. в Европе. В VIII в. оно (по-гречески Хрисостом) прочно закрепилось за ним в Византии. Иоанн стал одним из знаменитейших ораторов средневековья, сравнимым лишь с величайшими ораторами древности - Демосфеном и Цицероном. Уже с V в. его проповеди переводят на латинский, затем на сирийский, коптский, армянский языки, позже распространяют на Балканах и Руси.
Таким
образом, начало оформления духовной прозы
в IV в. связано с именами "великих
каппадокийцев", которые детально разработали
лишь отдельные
ее элементы. Завершил этот процесс Иоанн
Златоуст, создавший общий стиль восточной
ветви духовного красноречия.
Понятие культуры речи в риторике
Известный лингвист Е. Н. Ширяев так определяет понятие «культура речи»: «Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач [2]. Наука, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком, также называется культура речи. Она содержит в себе три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный, этический. Качественная оценка высказывания с точки зрения культуры речи предполагает ответы на вопросы:
1.Является ли речь правильной, построена ли по литературным нормам?
2.Является ли речь «хорошей», уместной в определенной ситуации, действенной, искусной?
3.Соответствует
ли речь правилам этики
Культура речи - часть более широкого понятия - речевой культуры, которая, в свою очередь, входит в культуру речевой деятельности, общения, в общую гуманитарную культуру.
По
мнению В. Е. Гольдина и О. Б. Сиротининой,
речевая культура «включает в
себя язык, формы воплощения речи, совокупность
общезначимых речевых произведений
на данном языке, обычаи и правила
общения, соотношение словесных
и несловесных компонентов
Можно привести определение, которое дал Л.И.Скворцов термину «культура речи»:
Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умения использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Основное
теоретическое понятие учения о
культуре речи – коммуникативное
качество. Под коммуникативными качествами
речи понимаются такие особенности
и свойства, которые оптимально обеспечивают
потребности общения и
Существует 4 типа речевой культуры носителей литературного языка.
Элитарная - эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присуще строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.
Среднелитературная характеризуется неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями этой речевой культуры является большинство образованных горожан; проникновение ее в некоторые современные средства массовой информации, художественные произведения способствует широкому распространению.
Литературно - разговорный и фамильярно - разговорный тип объединяет тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. Фамильярно - разговорный отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. Используется «ты - обращение» вне зависимости от возраста собеседника и степени знакомства с ним.
Риторика в своих ценностных рекомендациях всегда опиралась на элитарную культуру.
Мы сделаем вывод, что современная культура речи является не только теоретической, но и практической дисциплиной, ведь с практическим её применением связано преподавание языка в учебных заведениях, создание различных словарей и справочников, пособий по культуре речи и многое другое.
Коммуникативные качества речи.
Теперь
рассмотрим составные части
Правильность речи – это соблюдение действующих норм русского литературного языка, принятых в данное время. Обычно эти нормы отражены в справочниках, словарях, различных учебных пособиях.
Точность речи предполагает под собой, соответствие смысловой стороны речи отражаемой реальной действительности и умении находить соответствующие словесные выражения понятию.
Точность речи разделяют на два вида:
-
предметная точность –
-
понятийная точность –
Логичность
речи – это коммуникативное качество
речи, предполагающее умение последовательно,
непротиворечиво и
Логичность речи, как и точность, разделяют на два вида:
-
предметная логичность –
-
понятийная логичность – это
адекватное отражение
Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а так же отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов.
Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых (в первую очередь стилистических в области произношения и словоупотребления) но и этических норм.
Богатство речи определяется тем, каким набором языковых средств владеет человек и насколько умело он им пользуется.
Совершенно очевидно, что уровень речевой культуры зависит не только от знания норм литературного языка, законов логики и строго следования им, но и от владения его богатствами, умения пользоваться ими в процессе коммуникациями.
Ошибки связанные с нарушением коммуникативных качеств речи.
Как я отметил выше, правильность речи – это соблюдение норм русского литературного языка. Рассмотрим некоторые трудности звукоупотребления и ударения.
1.Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [о], обозначенный буквой «е», иногда ошибочно подменяют ударным [э], или наоборот.
Произносится [э] Произносится [о]
Афера белесый
Бытие желчь
Гренадер завороженный
Истекший заселенный
Опека маневры
Оседлый новорожденный
2.В
связи с тем, что в русском
языке действует тенденция к
приспособляемости звукового