Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:24, контрольная работа
Корректность речевого поведения делового человека зависит от соблюдения им правил речевого этикета. Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) включает в себя и указание на правила речевого поведения.
1. Условия успешного речевого общения:
Введение………………………………………………………………………… 3
Социальные роли и речевое поведение деловых партнеров…………...4
Отношение к собеседнику. Правила общения……………………….…6
Речевой этикет ……………………………………………………………9
Знакомство ………………………………………………………………………... 10
Приветствие и прощание ……………………………………………………… 12
Поздравление, благодарность ………………………………………………….14
Извинение…………………………………………………………………………….16
Просьба, совет …………………………………………………………………….18
Деловые переговоры ……………………………………………………22
Заключение ……………………………………………………………………..27
2. Аннотация: виды, структура, языковые особенности………..……….28
Список используемой литературы ……………………………………………31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Марийский
государственный
технический университет
Кафедра
философии
Контрольная работа
по дисциплине « русский язык и культура речи»
Вариант
№2
студентка группы ЭКО-11(зу)
Ильменёва Диана
Александровна
№1110423172
Проверила:
доцент
Шигаева Марина
Ивановна
Йошкар-Ола 2011
Содержание.
1. Условия успешного речевого общения:
Введение………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………..27
2. Аннотация: виды, структура, языковые особенности………..……….28
Список используемой
литературы ……………………………………………31
Деловое общение – это, прежде всего официальная роль человека, выполняющего свои служебные обязанности.
Корректность речевого поведения делового человека зависит от соблюдения им правил речевого этикета. Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) включает в себя и указание на правила речевого поведения.
Знание этики речевого общения в бизнесе – это очень актуально в наши дни, т.к. сейчас много людей, занимающихся бизнесом. И эти деловые люди, знающие правила речевого поведения, смогут создать доброжелательную атмосферу сотрудничества, и это во многом предопределяет успешность проведения переговоров.
Данная
проблема интересует очень многих.
Сейчас существует большое разнообразие
источников, в которых обсуждается
общение в мире бизнеса. Это книги,
всевозможные профессиональные журналы.
Например, журналы: "Управление персоналом",
"Русская словесность", Менеджмент
в России и за рубежом", книги
Соловьева Э.Я., Смелковой З.С., Бороздиной
Т.В. и т.д.
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ДЕЛОВЫХ
ПАРТНЕРОВ
«Социальные роли» – это общественные роли человека, его поведение, предопределяемое возрастом, профессией, уровнем культуры (так называемые «постоянные» роли представителя определенной социальной группы), и его поведение по отношению к партнеру в момент общения – в зависимости от ситуации (пациент-врач, продавец-покупатель и т. п. «переменные» роли).
При деловом общении – это, прежде всего официальная роль человека, выполняющего свои служебные обязанности. В этом случае человек как бы абстрагирован от своей индивидуальности: на первый план выступают деловые качества, человек воспринимается как представитель той или иной общественной организации. Об этом не следует забывать.
Представление делового человека о его социальной роли складывается из:
– представления человека о своих возможностях, понимания, что от него ожидается в данной ситуации.
– свободного владения необходимой информацией,
– ориентировочной активности речевой деятельности (чёткость коммуникативного намерения и представления о способах деятельности).
Развернём каждое из этих положений.
Вряд
ли нуждается в уточнении
Успешное выполнение социальной роли в конкретной ситуации зависит как от умения человека использовать свои индивидуальные качества, способности, так и от его опыта общения.
«Одна
и та же социальная роль воспринимается,
переживается, оценивается и реализуется
разными людьми. Здесь сказываются
как индивидуально-
Таким образом, необходимо знание своих возможностей (с позиций роли), знание самой роли (её информативная обеспеченность), владение определенными навыками, обеспечивающими успешное исполнение роли.
Ориентировочная активность коммуниканта – это, прежде всего умение соотнести свои действия с ситуацией. Для этого человек использует свой предыдущий опыт по аналогии, выбирает стиль речевого поведения, способы убеждения в зависимости от цели общения, количества участников, их возможной реакции. В процессе общения естественна и неизбежна коррекция речевого поведения. Проводится она на ориентировочной основе речевого действия. Именно умение ориентироваться позволяет человеку приспосабливаться к изменяющейся ситуации, выделять в ней новые ориентиры.
Наконец, непосредственное выполнение социальной роли участника делового общения – его реальное речевое поведение контролируется установками на нормативность (соответствие правилам общения) и результативность общения (мера совпадения достигнутого результата с намеченной целью).
Социальная роль в конкретной ситуации определяется по отношению к партнеру. Все речевое поведение коммуниканта строится в расчете на определенную реакцию партнера.
Важно предвидеть:
– отношение собеседника к себе самому (как личности, как представителю определенной группы),
– отношение к той информации, которая станет предметом деловой оценки или обсуждения,
– эффект, который могут оказать переговоры на собеседника.
Следует попытаться «построить модель» личностных черт собеседника, его особенностей, важных для общения. Попытаться понять его, увидеть проблему с его точки зрения. Тогда можно будет вместе сформулировать цель общения и это обеспечит его диалогичность, чувство партнерства «на равных». Это обеспечит стабильность и успешность общения. В отношениях партнеров должно преобладать гармонизирующее начало. Взаимодействие предполагает и кооперацию и соперничество – важно их разумное сочетание.
Успешное выполнение социальной роли обеспечивается не только речевыми средствами. Не менее важны невербальные средства общения.
Взгляд, удивленное движение бровей могут многое сказать о согласии или несогласии собеседника. Внимание к мимике и жестам делового партнера поможет учесть его эмоциональную реакцию хотя бы по трем основным параметрам: внимание/отталкивание, спокойствие/напряжение, приятно/неприятно. И соответственно откорректировать собственное речевое поведение: что-то смягчить или, наоборот, усилить воздействие, смягчить напряжение шуткой.
Общению активно помогает контакт взглядов. Улыбка сделает общение более открытым, искренним. Наклон в сторону собеседника, утвердительный кивок головой подчеркнут внимание к его словам.
При официальном общении партнерам лучше сидеть лицом к лицу, поза должна быть удобной, но подчеркивающей собранность и мобильность собеседников.
Ещё одно невербальное средство – звучание голоса, интонирование речи говорящим – тоже влияет на создание атмосферы общения, на взаимопонимание партнеров. Уверенное звучание голоса подчеркивает достоверность информации, усилением голоса можно подчеркнуть какие-то главные положения и т. п.
Суммируя всё сказанное, попробуем определить постулаты (основные правила) делового общения.2
1. Постулат личностных качеств делового человека
–
информированность и
– уверенность в себе, в своих знаниях, в умении установить нужный контакт со слушателями;
– объективность в оценке информации и способов её сообщения;
– неравнодушие – заинтересованность и увлеченность предметом речи;
– дружелюбие и искренность.
2. Постулат отношения к партнеру
– установка на взаимодействие, сотрудничество, а не соперничество;
– стремление увидеть проблему с точки зрения партнера, вовлечь его в соразмышление;
– уважительное отношение к партнеру, неподдельный интерес к его суждениям, доказательствам:
– умение выслушать собеседника.
3. Постулат релевантности
Релевантность (англ. – уместный, относящийся к делу) – смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением.
Постулат релевантности устной речи:
– говори по существу дела;
– говори то, что важно в данной ситуации;
– соотноси отбор и предъявление информации с запросом и ожиданиями партнера.
При создании письменных деловых текстов этот постулат следует рассматривать как главный.
4. Постулат информативности
Постулат количества информации:
– говори в меру: столько, сколько необходимо для достижения цели общения.
Постулат качества информации:
– предъявляй проверенную информацию – говори правду;
– не говори того, на что у тебя нет достаточных оснований;
– выстраивай доказательства последовательно и аргументировано.
5. Постулат языковой нормативности деловой речи
– говори ясно и кратко;
– говори так, чтобы тебя нельзя было понять неправильно, истолковать двусмысленно;
– используй речевые клише в соответствии с нормативными правилами официально-делового стиля.
Информация о работе Контрольная работа по « русский язык и культура речи»