Контрольная работа по « русский язык и культура речи»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:24, контрольная работа

Описание работы

Корректность речевого поведения делового человека зависит от соблюдения им правил речевого этикета. Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) включает в себя и указание на правила речевого поведения.

Содержание

1. Условия успешного речевого общения:
Введение………………………………………………………………………… 3
Социальные роли и речевое поведение деловых партнеров…………...4
Отношение к собеседнику. Правила общения……………………….…6
Речевой этикет ……………………………………………………………9

Знакомство ………………………………………………………………………... 10

Приветствие и прощание ……………………………………………………… 12

Поздравление, благодарность ………………………………………………….14

Извинение…………………………………………………………………………….16

Просьба, совет …………………………………………………………………….18
Деловые переговоры ……………………………………………………22
Заключение ……………………………………………………………………..27
2. Аннотация: виды, структура, языковые особенности………..……….28
Список используемой литературы ……………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 57.41 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Марийский государственный  технический университет 

 Кафедра  философии 

Контрольная работа

по  дисциплине « русский  язык и культура речи»

Вариант №2 
 

                                                                       Выполнила:   

   студентка группы ЭКО-11(зу)

         Ильменёва Диана   

             Александровна   

                 №1110423172

                  Проверила: 

                                 доцент   

                      Шигаева Марина

                      Ивановна 

Йошкар-Ола 2011

Содержание.

    1. Условия успешного  речевого общения:

    Введение………………………………………………………………………… 3

  1. Социальные роли и речевое поведение деловых партнеров…………...4
  2. Отношение к собеседнику. Правила общения……………………….…6
  3. Речевой этикет ……………………………………………………………9
  4.     
  5. Знакомство  ………………………………………………………………………... 10
  6.     
  7. Приветствие и прощание ……………………………………………………… 12
  8.     
  9. Поздравление, благодарность ………………………………………………….14
  10.     
  11. Извинение…………………………………………………………………………….16
  12.     
  13. Просьба, совет …………………………………………………………………….18
  14. Деловые переговоры ……………………………………………………22

    Заключение  ……………………………………………………………………..27

    2. Аннотация: виды, структура, языковые  особенности………..……….28

Список используемой литературы ……………………………………………31 
 
 
 
 
 
 

    введение 

 

    Деловое общение – это, прежде всего официальная  роль человека, выполняющего свои служебные  обязанности.

    Корректность  речевого поведения делового человека зависит от соблюдения им правил речевого этикета. Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с  окружающими, формы обращения и  приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) включает в  себя и указание на правила речевого поведения.

    Знание  этики речевого общения в бизнесе  – это очень актуально в  наши дни, т.к. сейчас много людей, занимающихся бизнесом. И эти деловые люди, знающие правила речевого поведения, смогут создать доброжелательную атмосферу  сотрудничества, и это во многом предопределяет успешность проведения переговоров.

    Данная  проблема интересует очень многих. Сейчас существует большое разнообразие источников, в которых обсуждается  общение в мире бизнеса. Это книги, всевозможные профессиональные журналы. Например, журналы: "Управление персоналом", "Русская словесность", Менеджмент в России и за рубежом", книги  Соловьева Э.Я., Смелковой З.С., Бороздиной Т.В. и т.д.  
 
 
 

СОЦИАЛЬНЫЕ  РОЛИ И РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ 

    «Социальные роли» – это общественные роли человека, его поведение, предопределяемое возрастом, профессией, уровнем культуры (так называемые «постоянные» роли представителя определенной социальной группы), и его поведение по отношению к партнеру в момент общения – в зависимости от ситуации (пациент-врач, продавец-покупатель и т. п. «переменные» роли).

    При деловом общении – это, прежде всего официальная роль человека, выполняющего свои служебные обязанности. В этом случае человек как бы абстрагирован от своей индивидуальности: на первый план выступают деловые качества, человек воспринимается как представитель той или иной общественной организации. Об этом не следует забывать.

    Представление делового человека о его социальной роли складывается из:

    –  представления человека о своих  возможностях, понимания, что от него ожидается в данной ситуации.

    –  свободного владения необходимой информацией,

    – ориентировочной активности речевой  деятельности (чёткость коммуникативного намерения и представления о способах деятельности).

    Развернём каждое из этих положений.

    Вряд  ли нуждается в уточнении известный  тезис о том, что «человеческие  качества не менее важны, чем деловые». Деловой человек – это человек, уважающий себя и своё дело, внутренне  уравновешенный, уверенный в своих силах.

    Успешное  выполнение социальной роли в конкретной ситуации зависит как от умения человека использовать свои индивидуальные качества, способности, так и от его опыта общения.

    «Одна и та же социальная роль воспринимается, переживается, оценивается и реализуется  разными людьми. Здесь сказываются  как индивидуально-психологические особенности личности (её темперамент, характер, склонности), так и усвоенные ею социальные установки, ценностные ориентации и т. п.»1

    Таким образом, необходимо знание своих возможностей (с позиций роли), знание самой роли (её информативная обеспеченность), владение определенными навыками, обеспечивающими успешное исполнение роли.

    Ориентировочная активность коммуниканта – это, прежде всего умение соотнести свои действия с ситуацией. Для этого человек использует свой предыдущий опыт по аналогии, выбирает стиль речевого поведения, способы убеждения в зависимости от цели общения, количества участников, их возможной реакции. В процессе общения естественна и неизбежна коррекция речевого поведения. Проводится она на ориентировочной основе речевого действия. Именно умение ориентироваться позволяет человеку приспосабливаться к изменяющейся ситуации, выделять в ней новые ориентиры.

    Наконец, непосредственное выполнение социальной роли участника делового общения  – его реальное речевое поведение контролируется установками на нормативность (соответствие правилам общения) и результативность общения (мера совпадения достигнутого результата с намеченной целью).

ОТНОШЕНИЕ К СОБЕСЕДНИКУ. ПРАВИЛА  ОБЩЕНИЯ

    Социальная  роль в конкретной ситуации определяется по отношению к партнеру. Все речевое  поведение коммуниканта строится в расчете на определенную реакцию партнера.

    Важно предвидеть:

    – отношение собеседника к себе самому (как личности, как представителю определенной группы),

    – отношение к той информации, которая  станет предметом деловой оценки или обсуждения,

    – эффект, который могут оказать  переговоры на собеседника.

    Следует попытаться «построить модель» личностных черт собеседника, его особенностей, важных для общения. Попытаться понять его, увидеть проблему с его точки зрения. Тогда можно будет вместе сформулировать цель общения и это обеспечит его диалогичность, чувство партнерства «на равных». Это обеспечит стабильность и успешность общения. В отношениях партнеров должно преобладать гармонизирующее начало. Взаимодействие предполагает и кооперацию и соперничество – важно их разумное сочетание.

    Успешное  выполнение социальной роли обеспечивается не только речевыми средствами. Не менее важны невербальные средства общения.

    Взгляд, удивленное движение бровей могут многое сказать о согласии или несогласии собеседника. Внимание к мимике и жестам делового партнера поможет учесть его эмоциональную реакцию хотя бы по трем основным параметрам: внимание/отталкивание, спокойствие/напряжение, приятно/неприятно. И соответственно откорректировать собственное речевое поведение: что-то смягчить или, наоборот, усилить воздействие, смягчить напряжение шуткой.

    Общению активно помогает контакт взглядов. Улыбка сделает общение более открытым, искренним. Наклон в сторону собеседника, утвердительный кивок головой подчеркнут внимание к его словам.

    При официальном общении партнерам  лучше сидеть лицом к лицу, поза должна быть удобной, но подчеркивающей собранность и мобильность собеседников.

    Ещё одно невербальное средство – звучание голоса, интонирование речи говорящим – тоже влияет на создание атмосферы общения, на взаимопонимание партнеров. Уверенное звучание голоса подчеркивает достоверность информации, усилением голоса можно подчеркнуть какие-то главные положения и т. п.

    Суммируя  всё сказанное, попробуем определить постулаты (основные правила) делового общения.2

    1. Постулат личностных  качеств делового человека

    –  информированность и компетентность – свободное владение предметом речи;

    –  уверенность в себе, в своих  знаниях, в умении установить нужный контакт со слушателями;

    –  объективность в оценке информации и способов её сообщения;

    –  неравнодушие – заинтересованность и увлеченность предметом речи;

    –  дружелюбие и искренность.

    2. Постулат отношения  к партнеру

    –  установка на взаимодействие, сотрудничество, а не соперничество;

    –  стремление увидеть проблему с точки  зрения партнера, вовлечь его в соразмышление;

    –  уважительное отношение к партнеру, неподдельный интерес к его суждениям, доказательствам:

    –  умение выслушать собеседника.

    3. Постулат релевантности

    Релевантность (англ. – уместный, относящийся к делу) – смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением.

    Постулат  релевантности устной речи:

    –  говори по существу дела;

    –  говори то, что важно в данной ситуации;

    –  соотноси отбор и предъявление информации с запросом и ожиданиями партнера.

    При создании письменных деловых текстов  этот постулат следует рассматривать как главный.

    4. Постулат информативности

    Постулат  количества информации:

    –  говори в меру: столько, сколько необходимо для достижения цели общения.

    Постулат  качества информации:

    –  предъявляй проверенную информацию – говори правду;

    –  не говори того, на что у тебя нет  достаточных оснований;

    –  выстраивай доказательства последовательно  и аргументировано.

    5. Постулат языковой  нормативности деловой  речи

    –  говори ясно и кратко;

    –  говори так, чтобы тебя нельзя было понять неправильно, истолковать двусмысленно;

    –   используй речевые клише в  соответствии с нормативными правилами  официально-делового стиля.

Информация о работе Контрольная работа по « русский язык и культура речи»