Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 23:23, реферат
Определение понятия коммуникации
Для того чтобы рассмотреть, что такое коммуникативная компетентность специалиста по гражданскому праву, необходимо разложить это понятие на несколько составляющих.
1. Определение понятия коммуникации
2. Определение понятия компетентности
3. Вывод понятия коммуникативной компетентности
4. Цивилист и для чего ему нужна коммуникативная компетенция
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Можно
заметить, что престижная и интересная
работа достается людям общительным
и оптимистичным, которые способны
быстро, легко и непринужденно
устанавливать контакты с другими
людьми; способны к точной передаче
своих мыслей и чувств. Все дело
в том, что наша работа напрямую зависит
от наших отношений с людьми, от
нашей коммуникативной
Почему компетенции различают на профессиональные и личностные? Разве компетенции не находятся в единстве? Не всегда. И особенно это актуально для молодых специалистов. Дело в том, что в теории считается, что для успешной работы нужны профессиональные компетенции, которые первоначально формируются в ВУЗе. Но как показывает практика, что личностные компетенции не менее важны, а иногда и основные в достижение карьеры.
Профессиональная
компетенция – способность
Личностная компетенция (эффективность) – набор психологических качеств, обеспечивающих эффективное поведение человека в определенной деловой ситуации (например, «лидерство», «стрессоустойчивость» и т.п.)
В общем виде личностная компетенция включает:
Принятие решений
Установление контактов
Коммуникативность
Ориентация на результат
Установка на обучение
Уверенность в себе
Чего не хватает сегодняшнему молодому специалисту для успешной работы?
Прежде всего, общеделовой компетенции. Имеется ввиду желание трудиться, внимательно и добросовестно относиться к делу, стремиться достичь реального результата, при этом адекватно оценивая собственные способности и их стоимость на рынке труда. К сожалению, работодатели чаще сталкиваются с обратным: большие амбиции и требования высокой оплаты на фоне безответственности и отсутствия опыта. Реже наблюдается нехватка и совсем общих компетенций - воспитанности, умения себя вести, доброжелательности в общении, умения подобрать адекватный внешний вид для различной обстановки. В большем дефиците находятся навыки целесообразной самоорганизации: пунктуальность, способность правильно распоряжаться своим временем (тайм-менеджмент), умение решать проблемы, умение ставить цели и достигать их. Здесь важно отметить, что ВУЗ играет огромную роль в формирование этого элемента личностной компетенции: умение вовремя мобилизоваться, учиться и переобучаться, адекватно воспринимать и анализировать информацию, выбрасывая из нее все не нужное и четко выделяя нужное. В жизни и работе эти вещи часто помогают куда больше, чем профессиональные знания.
На мой взгляд, навыки целесообразной организации являются одной из ключевых основ успешной деятельности, соперничать с ними по важности могут только коммуникативные навыки.
Коммуникативная компетентность включает в себя:
· способность к продуктивному диалогу;
· управление своими эмоциями, чувствами, поведением;
· умение прогнозировать возможные напряженные межличностные отношения и уметь достойно выходить из ситуации конфликта;
· способность выбирать оптимальный стиль общения в деловых ситуациях.
Можно выделять и другие личностные компетенции. Например, часто не хватает умения разделять личные и служебные дела, и человек, вместо того, чтобы заниматься делом, проявляет ненужные эмоции. Отсутствие этого умения, на мой взгляд, – прямой непрофессионализм. Таким образом, можно сделать вывод, что отсутствие личностных компетенций напрямую влияет и на профессионализм. И наоборот, например, если слово «самосовершенствование» для человека не пустой звук, если человек ставит себе новые, мобилизующие задачи, то он неизбежно будет расти и в профессиональном плане. И хорошее образование здесь сильное подспорье. Говорят, образование – это то, что у вас остается, когда все выученное в вузе уже забыто. Развитие личностных компетенций не является целью ВУЗа, но, безусловно, в процессе обучения, формируются навыки самоорганизации, общеделовые компетенции.
Заключение
О важности и единстве, как профессиональных, так и личностных компетенций, говорит интересный факт: специалисты известной западной консалтинговой группы Leadership IQ показывают в своей статистике, что в 81% случаев руководители и высококвалифицированные специалисты неуспешны именно по личностным причинам, и только в 11% по причине профессиональной некомпетентности. Почему же так происходит? Дело в том, что с возрастанием сложности должности и ее уровня, удельный вес профессиональных компетенций падает, а личностных компетенций растет. Например, президент крупной компании может теоретически вообще не знать компьютера без последствий для своей успешности – все компьютерные, информационные и аналитические работы за него выполнят ассистенты, а вот без компетенции «лидерство», «стратегическое мышление» и некоторых других ему обойтись просто невозможно.
Рис. 1 Соотношение профессиональных и личностных компетенций
Таким
образом, личностные компетенции являются
предельно важным аспектом при приеме
на работу и при перемещении, продвижении
сотрудников внутри организации
и их развитии. Ситуацию с подготовкой
молодых специалистов можно улучшить,
если целенаправленно работать над развитием
личных компетенций в учебном процессе.
Специальные методики существуют и широко
применяются – например, тренинги, которые
предлагают психологические центры. Чтобы
формировать конкурентоспособных специалистов,
в вузовские программы необходимо включить
курсы по развитию личных компетенций,
аналогичные курсам по самосовершенствованию
в различных психологических центрах
(управление эмоциями, тайм-менеджмент,
коммуникативные навыки и др.). Разрушение
действовавшей ранее системы государственного
регулирования трудоустройства молодых
специалистов заставило вузы взять под
свой контроль процесс трудоустройства
своих выпускников. В результате разрабатываются
различные программы содействия трудовой
занятости выпускников вузов. Основное,
что хотелось бы донести – диплом престижного
образовательного учреждения не гарантирует
хорошей работы и заработка. Отсюда важность
развития компетенций, как профессиональных,
так и личностных, что позволит повысить
конкурентоспособность молодых специалистов
любой области. Ссылаясь вновь на авторитет
Козьмы Пруткова, который призывал: «Хочешь
быть, счастливым – будь им!» и несколько
перефразируя, я желаю всем молодым специалистам:
«Хочешь быть конкурентоспособным – будь
им!»
Список использованной литературы
1. В.Б.Кашкин. Основы теории коммуникации: краткий курс. М.: АСТ; Восток-Запад; Минск: Харвест, 2007
2. Сайт "Все о компетенциях" http://competencies.ru/
3. Кандидат социолог. наук, доцент Реутов Н.Н. «Статья: Развитие профессиональных и личностных компетенций как фактор повышения конкурентоспособности молодого специалиста.»
4. Центр
развития «Сила людей», статья.
Информация о работе Коммуникативная компетенция специалиста по гражданскому праву