Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 23:23, реферат
Определение понятия коммуникации
Для того чтобы рассмотреть, что такое коммуникативная компетентность специалиста по гражданскому праву, необходимо разложить это понятие на несколько составляющих.
1. Определение понятия коммуникации
2. Определение понятия компетентности
3. Вывод понятия коммуникативной компетентности
4. Цивилист и для чего ему нужна коммуникативная компетенция
5. Заключение
6. Список использованной литературы
ФЕДРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ
И ИСКУССТВ
ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ
И ПРАВА
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: РИТОРИКА
ТЕМА: «Коммуникативная компетенция
специалиста по гражданскому праву»
МОСКВА
2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение понятия коммуникации
2. Определение понятия компетентности
3. Вывод понятия коммуникативной компетентности
4. Цивилист и для чего ему нужна коммуникативная компетенция
5. Заключение
6. Список
использованной литературы
Определение понятия коммуникации
Для того чтобы рассмотреть, что такое коммуникативная компетентность специалиста по гражданскому праву, необходимо разложить это понятие на несколько составляющих. Прежде всего, выведем понятие коммуникация. Обыденное толкование коммуникации, бытовавшее в русском языке, легко проследить по справочной литературе. В первом словаре иностранных слов «Лексикон вокабулам новым по алфавиту», правленом лично Петром I, среди более 500 иностранных «вокабул» учтена и «коммуникация» в значении «переговор, сообщение». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля слово коммуникация писалось с одним «м» и толковалось как «пути, дороги, средства связи мест». Именно в этом смысле Н.В.Гоголь писал: «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга». До революции иных значений за термином «коммуникация» не числилось. С начала XX века его стали писать с двумя буквами «м». Современный «Большой энциклопедический словарь» указывает два значения:
1) путь сообщения, связь одного места с другим;
2) общение, передача информации от человека к человеку, осуществляющаяся главным образом при помощи языка.
Коммуникацией
называются также сигнальные способы
связи у животных. Итак, констатируем
наличие трёх основных интерпретаций
понятия коммуникация в литературе. Термин
коммуникация сравнительно молодой:
он появился в научной литературе в начале
XX века и сейчас широко используется в
различных смыслах. Им обозначают: - средства
связи (они же – способы распространения
и приёма информации); - общение, в ходе
которого люди обмениваются информацией,
т.е. общение рассматривается как процесс
социального взаимодействия;
- возможность воздействия на объект. Коммуникация
изучается под разными углами зрения.
И всё-таки все три подхода объединены
мыслью о том, что по своему содержанию
коммуникативный процесс представляет
собой, в основном, обмен вербальной и
невербальной информацией между членами
социума. Главной его целью (т.е. целью
коммуникативного процесса) должно являться
обеспечение понимания информации.
Определение понятия компетентности
Второй
составляющий элемент – это компетенция.
Вывод понятия коммуникативной компетентности
Теперь определим, что же есть коммуникативная компетентность? Прежде чем приступить к выведению определения, хотелось бы вставить небольшой анекдот советского периода:
«На мостике в картах и справочниках зарылся вахтенный штурман.
Весь в трудах, готовит корабль к новому рейсу. На пороге появляется помполит:
- Так, Петрович, убирай рабочее место и на партсобрание.
- Тебе
хорошо, - отвечает штурман, - рот
закрыл, и рабочее место убрано».
Многие подразумевают под коммуникативной компетенцией некие навыки общения, столь необходимые специалисту для адаптации и реализации себя в профессиональной среде. Впрочем, почему только профессиональной? В самых различных жизненных ситуациях. Но, можно допустить, что в профессиональной среде уровень компетентности имеет свой денежный эквивалент. Итак, что говорят по этому поводу справочники:
«...это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями».
Слишком обще и, как мне кажется, не полностью раскрывает термин.
«...способность решать средствами языка актуальные задачи общения из производственной и культурной жизни; умение сотрудника пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения. Единицами коммуникативной компетенции являются:
- сферы коммуникативной деятельности;
- темы, ситуации общения и программы их развертывания;
- речевые действия;
- социальные и коммуникативные роли собеседников (сценарии их коммуникативного поведения);
- тактика коммуникации в ситуациях при выполнении программы поведения;
- типы текстов и правила их построения; языковые минимумы».
Думаю, что и данное определение является более полным. Очевидно, если опираться на эти определения, что коммуникативно компетентный человек — это прежде всего самодостаточная личность. А качества перечисленные выше, для того чтобы быть действенными, должны быть интегрированы в его личностную структуру. Применим ли этот тезис в реальной жизни? Ведь если посмотреть на сегодняшнюю систему бизнес-образования в сфере деловых коммуникаций, подавляющее большинство тренингов технологичны по своей сути. Как подойти, когда улыбнуться, что сказать. Один из моих знакомых предлагал написать текст для агентов по продажам, чтобы те вызубрив его «покоряли» клиентов. Однако если присмотреться внимательно к человеку с 10 классами, а то и меньше, за спиной, который рассказывает от том, что ему действительно по душе, чем он горит...
Думаю крайне удачно в данный момент впишется метафора, образ: «Коммуникативно компетентный человек — это тот с кем хочется встречаться и общаться еще». Абсолютно коммуникативно компетентных людей не бывает, но каждый из нас хоть раз в жизни ловил эту волну, ясно видел, прекрасно слышал, насквозь чувствовал. Остается обратиться к этому замечательному опыту для того, чтобы его повторить.
Цивилист и для чего ему нужна коммуникативная компетенция
Плавно
переходим к следующей
Прежде всего специалист гражданского права – это молодой специалист. Молодежь, составляющая третью часть трудоспособного населения России, занимает важное место в системе воспроизводства и развития трудовых ресурсов и является основным инновационным потенциалом. И от того, насколько широко молодежь включена, интегрирована во все сферы социально-экономической жизни и насколько активно ее участие в ней, во многом зависят темпы развития всего общества, уровень жизни населения страны.
В начале ХХ века блистательно-афористичный Козьма Прутков утверждал: «Однобокий специалист подобен флюсу. Полнота его односторонняя». Смысл этого тонкого наблюдения в полной мере раскрылся в эпоху новых рыночных экономических условий с конкуренцией людей и идей. Специалист XXI века – высокопрофессиональная личность, способная творчески мыслить, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность. Развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам. Таким образом, современное состояние рынка труда России диктует необходимость дополнительного качества специалиста – конкурентоспособность. Развитие профессиональных и личностных компетенций - повышение конкурентоспособности молодого специалист.
Термин «конкуренция» имеет латинский корень, который обозначает «сталкиваться, соперничать, соревноваться». Следовательно, конкурентоспособный специалист имеет такие профессиональные и личностные качества, которые дают ему определенные преимущества перед другими кандидатами при приеме на работу.
В
чем же эти преимущества? Прежде
всего, в активности самого специалиста,
в поиске своей профессиональной
«ниши», в стремлении к профессиональной
социализации, под которой подразумевается
процесс вхождения в
Информация о работе Коммуникативная компетенция специалиста по гражданскому праву