Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:41, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть основные положения, выдвигаемые Цицероном и Квинтилианом, а также определить их роль и место в деле развития ораторского искусства и красноречия. Достижения данной цели соответствуют следующие задачи:
рассмотрение исторической эпохи и места ораторов в ней;
определение риторики как искусства и науки;
обоснование необходимости обучения красноречию;
внутреннее содержание риторики;
определение цели и технические приемы по ее достижению;
художественные стили и их основные характеристики.
Введение………………………………………………………………….………..3
1.История риторики и её теории…………………………………………….…4-6
2.Историческая эпоха
2.1.Место Квинтилиана в истории……………………………………………..7
2.2.Риторика Цицерона……………………………………………………...8-15
3.Основной труд. «Двенадцать книг риторических
наставлений» Квинтилиана………………………………………………….16-17
4.Определение риторики как искусства и необходимость
обучения ему……………………………………………………………………..18
5.Разделение риторики. Виды речей………………………….………………..19
Заключение……………………………………….………………………………20
Список литературы………………………
Теория красноречия Цицерона занимает среднее положение между азианизмом и умеренным классическим аттицизмом. В трактате "Об ораторе" он выбирает свободную форму философского диалога, что позволило ему излагать материал проблемно, дискуссионно, приводя и взвешивая все доводы и за и против. Цицерон сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, настоящих и хороших ораторов мало, потому, что красноречие – нечто такое, что даётся труднее, чем это, кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. Он пишет: "В самом деле, ведь здесь необходимо усвоить себе самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость, как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из неё примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне ещё распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?.. Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний – памяти? Ведь само собою, разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы они ни были блестящи, пропадут даром".
Цицерон считает, что основа ораторского искусства, прежде всего – глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение – пустая и ребяческая болтовня. Красноречие – это искусство, но труднейшее из искусств.
Действующими лицами своего диалога, авторитетом которых Цицерон подкреплял своё мнение, были учителя его молодости, лучшие ораторы предшествующего поколения Лициний Красе и Марк Антоний, а также их ученики – Сульпиций и Котт, и менее значительные лица. Он поддерживает Платона и Аристотеля в том, что речь внушительная, отвечающая чувствам и мыслям слушателей, составляет неотъемлемое достояние оратора. В этих суждениях сказалось психологическое направление исследования ораторской речи: "Кому, например, неизвестно, что высшая сила оратора в том, чтобы воспламенять сердца людей гневом или ненавистью, или скорбью, а от этих порывов вновь обращаться к кротости и жалости? Но достичь этого красноречия может только тот, кто глубоко познал человеческую природу, человеческую душу и причины, заставляющие её вспыхивать и успокаиваться".
Какие
же условия для оратора важнейшие?
Во-первых, природное дарование, живость
ума и чувства, развитие и запоминание.
Во-вторых, изучение ораторского искусства
(теория). В-третьих, упражнения (практика).
Собственно, в данных утверждениях
нет ничего нового, поскольку об
этом писал ещё Аристотель. Тем
не менее, Цицерон старается
В первой
части работы "Об ораторе" Цицерон
старается создать идеал
И в других трактатах Цицерон постоянно ставит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. Всякий раз он неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. В его риторических трактатах ясно прослеживается отношение к философии и праву, как к части ораторского образования и воспитания. Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы утверждали, что риторика не есть наука, риторы утверждали обратное. Красе действующее лицо диалога предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта.
Цицерон отмечает, что все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а красноречие, то есть искусство говорить толково, складно и красиво, не имеет никакой определённой области, границы, которой сковывали бы его. Человек, берущийся за ораторское искусство, должен уметь сказать решительно обо всём, что может встретиться в споре между людьми, иначе он не может посягать на звание оратора.
Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступление на форуме, Выступление в суде на гражданских делах и разбирательствах, хвалебные речи. Однако Антоний, говоря о видах красноречия, указывает, что нецелесообразно к судебному и политическому красноречию приравнивать малопрактическое хвалебное красноречие. Как видим, Цицерон в некоторых случаях ставит дискуссионные вопросы и не даёт на них чёткие ответы. Это мнение может выразить одно действующее лицо, другие же могут с ним соглашаться или не соглашаться.
Вот как по Цицерону происходит формирование оратора: "Итак, можно сказать: человеку даровитому, который заслуживает поддержки и помощи, мы передадим только то, чему научил нас опыт, дабы он под нашим руководством достиг всего, чего мы сами достигли без руководителя; а лучше этого обучить мы не в состоянии". Основное – дар слова, который необходимо развивать постоянно.
Цицерон анализирует построение судебной речи, которая должна доказать правоту того, что мы защищаем; расположить к себе тех, перед кем мы выступаем; направить их мысли в нужную для дела сторону. Он останавливается на типах доказательств и их применении. Автор рассуждает о страстях, возбуждаемых речью. Раздел о возбуждении страстей изложен им подробно, ибо практически большая часть речей ораторов, и в частности его самого, строилась с учётом воздействия на психику слушателей, но теоретически идеи воздействия не были обобщены. Цицерон показывает превосходство психологического подхода к красноречию.
Он пишет о юморе и остроумии, которые плохо укладываются в риторическую схему. Классификация юмора не всегда последовательная, иллюстрируется примерами из римской ораторской практики и попутными практическими комментариями Цицерона. Он, таким образом, пытается уложить теорию юмора в рамки классической риторики, хотя сам убеждён, что юмор – свойство природное и ему научить нельзя.
Обязанность
оратора заключается в
найти, что сказать;
найденное расположить по порядку;
придать ему словесную форму;
утвердить всё это в памяти;
произнести.
Как видим, Цицерон придерживается установившейся классической схемы, согласно канону которой, даётся пятичастное деление риторического процесса, то есть весь путь " от мысли к звучащему публичному слову". Кроме того, в задачу оратора входит
расположить к себе слушателей;
изложить сущность дела;
установить спорный вопрос;
подкрепить своё положение;
опровергнуть мнение противника;
в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положение противника.
По мнению
Цицерона, самое важное для оратора
– это словесное выражение
мысли и произнесение речи. Первое
требование к речи – чистота и
ясность языка (выражение мысли).
Чистота и ясность
В понятие
чистоты языка входила
Цицерон замечает: "Ведь никто никогда не восхищался оратором только за то, что он правильно говорит по-латыни. Если он этого не умеет, его просто осмеивают и не то, что за оратора, и за человека-то не считают". Далее Цицерон суммирует требования, которые предъявляют к речи оратора, считая, что если его речь удовлетворяет им, то он приближается к идеальному оратору, действующему в нужном направлении на аудиторию: "Кем восторгаются? Кого считают, чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, развёрнуто, обстоятельно, блистая яркими словами и яркими образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, - одним словом, красиво. А тот, кто так владеет речью, как требует важность предметов и лиц, тот немалой заслуживает похвалы за то, что можно назвать уместностью и соответствием с предметом".
Интересно
философское рассуждение
Здесь Цицерон, пожалуй, впервые ставит так широко вопрос об образе оратора. Слово, искусство красноречия связано с личностью говорящего, через них выражается ум, эрудиция оратора, его знания, опыт, а также воля, которая действует на слушателей через речь. Красноречие – это высшее проявление нравственной силы человека. Следовательно, чем нравственнее человек, тем, по мнению Цицерона, красноречивее. В этом случае красноречие – благо, которое использует оратор для людей. Сила ораторской речи, по Цицерону, обязательно соединяется с честностью и высокой мудростью. Только в таком случае речь может принести людям удовлетворение. Если же силой слова будут пользоваться люди нечестные, то это сильное оружие попадёт в руки безумцам, которые могут направить его во зло.
Философский
подход к слову, как благу и
аду, как орудию честных и нечестных
людей, даёт возможность взглянуть
на теоретические изыскания
Цицерон неоднократно подчёркивает, что речь должна быть как можно более увлекательной, производить как можно большее впечатление на слушателей и подкрепляться как можно большим количеством доводов, ибо доводы – материал действительно громадный и важный. Философ подробно говорит о красоте речи, считая, что красота речи состоит, прежде всего, как бы из некой её общей свежести и сочности: её нежность, её учёность, её благородство, её пленительность, её изящество, её чувствительность или страстность, если нужно – всё это относится не к отдельным её частям, а ко всей совокупности. А вот цветы слов и мыслей, как бы усиливающие речь, должны не рассыпаться по ней равномерно, а располагаться с разбором так, как на каком-нибудь наряде располагаются украшения и блёстки. Общий тон речи следует избирать такой, какой в наибольшей степени удерживает внимание слушателей и какой не только их услаждает, но услаждает без пресыщения.