Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:19, реферат
На сегодняшний день остается главной проблемой то, что споры часто оставляют тягостное впечатление и у слушателей, и у самих участников, превращаясь в простую перебранку. Просто большинство из нас не умеют спорить. Тогда полезно этому поучиться, а для начала постараться понять, что подразумевается под спорами. Для написания данной работы была использована литература таких известных авторов как А.А. Ивин, К.Г. Павлова, С.И. Поварнин, Дейл Карнеги и другие.
Введение
1. Спор
1.1.Условия спора
1.2. Виды спора
2. Логико-психологические основы спора
2.1. Психологические уловки
2.2. Логические уловки
3. Общие требования к спору
3.1. Стратегия и тактика спора
3.2. Корректные приемы спора
3.3.Некорректные приемы спора
Заключение
Список использованных источников и литературы
2.
ЛОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СПОРА
Логический скелет любого спора - доказательство и опровержение. Доказательство – это основа убедительности рассуждений и выступления. Любое доказательство как логический прием, складывается из трех взаимосвязанных элементов: тезиса, доводов (аргументов) и способа доказывания (демонстрация). Доказывать означает устанавливать истинность тезиса.
Тезис
– мысль или положение, истинность
которого требуется доказать. Тезис
всегда должен быть истинным, иначе
никаким доказательствам не удастся
его обосновать. При выдвижении тезиса
руководствуются тремя
Доводы (аргументы) – это различные формы доказательности истинности тезиса. В качестве доводов различают факт и мнение.
Факт – это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Факты существуют сами по себе, независимо от того, как их оценивают и используют в своих целях.
Мнение – это суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что либо. Мнения могут быть предвзятыми, необъективными, ошибочными, на них влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера, психическое состояние, уровень подготовки, степень осведомленности и многое другое.
Убедительность — психологическое понятие, в основе которого вера в правдивость излагаемого, связанная с определенными эмоциями слушателя.
Убеждать – это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих замыслов и действий.
Если представить механизм убеждения в соответствии с современными психофизиологическими взглядами, то он состоит из активизации всей коры головного мозга под воздействием речи, причем возникшее состояние мозга сохраняется в течение довольно длительного времени. Аргументация воспринимается критически, входит в систему взглядов человека и укрепляется в его сознании. Убедить участников спора – значит заставить их согласиться со спорящим, принять его взгляды как свои собственные.
Одной из форм убеждения является такой вид воздействия на участников спора, как внушение. Стремясь внушить определенную мысль, участник спора апеллирует прежде всего к чувствам, эмоциям, традициям. Определенной силой внушения обладают яркие впечатляющие факты, цитаты, иллюстрации, а также авторитет оратора.
Практика
полемических выступлений показывает,
что в споре возникают самые
разные ситуации. Участнику спора
нередко приходится переубеждать своего
оппонента, так как у того обычно
имеется достаточно твердое мнение
по обсуждаемому вопросу. Однако сделать
это удается далеко не всегда. Спорящий
логически правильно доказывает
выдвинутый тезис, но это не убеждает
оппонентов, так как доказательство
сложно для них и ими практически
не воспринимается. Напротив, убеждают
иногда рассуждения, основанные не на
доказательстве, а на предрассудках,
на неосведомленности людей в
различных вопросах, вере в авторитеты
и т.д. Большое влияние оказывают
красноречие спорящего, пафос его
речи, уверенность в голосе, внушительная
внешность и т.п. Другими словами,
можно доказать какое-то положение,
но не убедить в его – истинности
окружающих и, наоборот, убедить, но не
доказать.
2.1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
УЛОВКИ
Психологические уловки разнообразны по своей сущности, многие основаны на хорошем знании особенностей психологии людей, слабостей человеческой натуры. В них проявляется грубое, неуважительное отношение к оппоненту. В частности к ним относят:
1)
выведение противника из
2) ставка на ложный стыд. Психологически люди часто хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле, боятся «уронить себя» в глазах окружающих;
3)
«подмазывание аргумента» –
4) внушение;
5) кроме соответствующего тона, есть много и других разнообразных уловок, рассчитанных на внушение и психологическое воздействие на участников спора;
6) нередко в спорах в качестве аргументов используют ссылки на свой возраст, образование и положение;
7) «двойная бухгалтерия» – это уловка, основанная на склонности людей к двойственности оценок.
Психологические правила ведения спора:
1) Не допускать, чтобы спор превращался в перебранку.
2)
Максимально щадить самолюбие
оппонента, давая ему
3) При невозможности возразить логическим доводам оппонента не пытаться сбивать его с толку повторением фраз "не понимаю", "опять не понимаю".
4)Не
использовать прием "гипноз
апломба" – демонстрировать
абсолютную психологическую и
интеллектуальную
5) Прятаться за ширму "ссылка на авторитеты" без полной уверенности в их состоятельности.
6)
Не играть на чувстве
7)
Не допускать тезисов в
8)
Не бояться усомниться в
9)
Для лучшего понимания
10) Споря, избегать монолога и поучений, постоянно отвечая самому себе на вопросы "с кем я спорю?", "ради чего я спорю?".
11)
Задавать вопросы своему
12) Избегать слов "лично я убежден", "как считает большинство".
13)
При необходимости разбить
14) Зачинщик спора всегда менее компетентен и образован.
15)
Лучший способ борьбы с
16)Аргументированное
отстаивание своей позиции
17)В
процессе спора желательно
2.2.
ЛОГИЧЕСКИЕ УЛОВКИ
Логические уловки иначе называют софизмами. Это намеренные ошибки в доказательстве. Следует помнить, что софизм и ошибка различаются только тем, что софизм – намерен, а ошибка – не намеренна. Поэтому сколько есть логических ошибок, столько и софизмов.
Увод разговора в сторону. Бывают ситуации, когда участники обсуждения спорной проблемы затрудняются подобрать необходимые аргументы. Чтобы уйти от поражения, сделать его не столь заметным, они всячески уводят разговор в сторону, отвлекают внимание оппонентов второстепенными вопросами, рассказами на отвлеченные темы. Перевод спора на противоречия между словом и делом. Уйти от предмета обсуждения, оставить в стороне выдвинутый тезис можно и с помощью такой уловки – перевести спор на противоречия между словом и делом, взглядами противника и его поступками, образом жизни. Показав несоответствие выдвинутого тезиса действиям оппонента, ставят противника в неловкое положение, сводят фактически спор на нет.
Перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда. Здесь вместо доказательства истины того или иного положения выясняется, имеет ли оно пользу для оппонента или нет.
Логические правила ведения спора:
1. Прежде чем спорить, следует подумать, о чем спорить (предмет спора, степень его важности и т.д.).
2. Обращаться к участнику спора только с его согласия.
3. Не заменять разумные, логичные доводы эмоциями и выяснением сугубо личных отношений.
4.
Не перебивать собеседника. В
крайнем случае это можно сделать для
уточнений положения или просьбы повторить
что-либо важное (тезис, аргумент).
3.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СПОРУ
Чтобы успешно вести дискуссию или полемику, важно знать и соблюдать основные законы формальной логики.
Закон тождества: «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание». Это значит, что во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим. Нередко в ходе рассуждения в различные по смыслу понятия вкладывают тождественное содержание и, наоборот, в одно и то же понятие вкладывают разное содержание
Закон противоречия: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Логическое противоречие это следствие нарушения норм правильного мышления. Формальная логика, не отрицая реальных противоречий, требует, чтобы и о противоречивых явлениях мыслили непротиворечиво, логически правильно. Логическое противоречие недопустимо в публичном споре.
Закон исключительного третьего: «Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно». Для правильного ведения дискуссии или полемики соблюдение этого закона обязательно. Нарушение его приводит к логическому противоречию в высказываниях, что препятствует принятию правильного решения. В споре нередко приходится строго придерживаться одного из двух взаимоисключающих мнений.
Закон
достаточного основания: «Всякая правильная
мысль должна быть обоснована другими
мыслями, истинность которых доказана».
Этот закон не допускает голословности
утверждений и выводов, требует
убедительного подтверждения
3.1.
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
СПОРА
Стратегия спора – общий план его ведения.
Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некий тезис. Должен продумать основные и резервные доводы в защиту тезиса.
Оппонент – тот, кто оспаривает тезис. Должен продумать слабые места тезиса и подобрать контраргументы.
Тактика спора – это подбор и использование в споре определенной совокупности логических и психологических приемов.
Уловкой в споре называется всякий прием, с помощью которого участники спора хотят облегчить его для себя или затруднить для оппонента.
Человек,
владеющий приемами уловок, оказывается
в состоянии быстрее и "успешнее"
одерживать победу в споре. Философом,
открыто провозгласившим