Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:45, реферат
Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство — сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.
Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.
1. Искусство публичного выступления. 4
1.1 Внешний облик оратора. 5
1.2 Внешность. 6
1.3 Манеры. 7
2. Как предоставят слово… 9
2.1 Выражение лица. 9
2.2 Контакт со слушателями. 10
2.3 Поза. 11
3. Жесты. 13
3.1 Сущность и познание жеста. 13
3.2 Правила пользования жестами. 14
Заключение. 16
Список использованной литературы. 17
Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет вам избежать смущения, которое «испытывают многие от упорного взгляда, натравляемого на них во время беседы или публичного выступления. Выберите отрывки различной длины и выразительности и упражняйтесь в произнесении их, переводя взгляд от одной стены к другой с каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом. В большинстве случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и корпус.
Но
дело не в технических приемах,
имеющих целью наладить связь
с аудиторией. Факт почти необъяснимый,
но если вы действительно обращаетесь
к людям, они это чувствуют. Если вы смотрите
на них и все ваше существо воодушевлено
поставленной целью, слушатели будут сознавать,
что речь обращена именно к ним, и чувствовать
вашу целеустремленность как свою собственную.
Речь—действительное общение только
тогда, когда в сознании оратора сам он,
слушатели и слово сольются в нераздельном
единстве.
2.3 Поза.
Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Вы тоже должны уметь это делать. Но если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст многое и для позы и для чувства уверенности. Упражняйтесь в описанной ниже манере правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы.
Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы: в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.
Если
чувствуется скованность в
Учтите,
что для правильной координации
движений и течения мыслей движение
скорее должно предшествовать или
как бы слегка предвосхищать ход мысли,
а не отставать от него. Следите за тем,
чтобы более выразительные места речи
подчеркивались движением на
шаг вперед или выносом ноги вперед;
паузы и передышки — подходящие
моменты, чтобы отступить на короткий
шаг.
3. Жесты.
3.1 Сущность и назначение жеста.
Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам.
Впрочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами - трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. А затем почему бы не заняться работой над жестом? Если во время учебных занятий на курсах искусства речи у вас возникает острое желание сделать, скажем, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если таких импульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. Практиковаться в технике жеста можно во время подготовки или на занятиях, когда преподаватель дает соответствующее указание. При достаточной тренировке и развитии подвижности мышц, возможно, возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.
Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее всего заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую ступень развития по сравнению с животными. Руками человек не только держит плуг, топор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Когда жестами пользуются при описаниях, или с целью подражания, или при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.
Жест
имеет ценное значение и как физическое
выражение творческих усилий оратора,
дающее нам некоторое удовлетворение.
В известных пределах нам даже нравится
наблюдать за оратором в самом процессе
его работы. И ему самому при передаче
своих мыслей доставляют удовлетворение
физические проявления чувств, сопровождающих
мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая
и гладкая речь оратора, у которого слова
льются без всякого видимого усилия, оставляет
какой-то осадок предубеждения и недоверия.
Осмысленная и выразительная работа рук
от кистей до самых плеч создает впечатление
мужественной силы и отвечает естественной
человеческой потребности а движении,
которая не находит достаточного удовлетворения
в интеллектуальной деятельности. Кроме
того, жест имеет и другое достоинство:
он помогает создать гармонию равновесия
в позе оратора и ощущение этого равновесия
у самих слушателей. Мы балансируем
при помощи рук при ходьбе, ту же роль
играют руки и в процессе речи.
3.2 Правила пользования жестами.
При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:
а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков. б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жеста.
в) Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция — элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.
Как
только вы овладели жестом, необходимо
посвятить некоторое время упражнениям
в его технической отделке. В общем
во время речи не следует думать о жестикуляции,
«кроме случаев, когда вам начнет казаться,
что она чрезмерна и ее следует сократить.
Заключение.
В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут 'помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению
Лучшая
черта во внешнем облике оратора
— корректность. Неотъемлемые качества
хороших ораторских манер — непринужденность,
воодушевление, уверенность и дружеский
тон. В правильной позе сочетаются
непринужденность осанки и легкость движений.
Жесты — это любые движения, усиливающие
впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция
руками, хотя ее можно классифицировать
в соответствии с назначением (выразительная,
описательная, указующая, подражательная),
на самом деле может оказаться разнообразной
до бесконечности. При надлежащем применении
жесты, всегда непроизвольно возникающие,
но поддающиеся контролю, представляют
собой проявления настроений и мыслей
оратора.
Список использованной литературы.
1. Голуб И. Б.. Русский язык и культура речи. М.: «Логос». 2003г. - 432с.
2. Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», Издательство Агентства «Яхтсмен», 1998.
3.
М. Р. Львов, «Риторика», Москва, 2000.
.