Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:34, доклад
Правило спора: даже при самых благоприятных обстоятельствах очень трудно побудить людей к перемене взглядов. Если вы хотите склонить человека к своей точке зрения, проявляйте уважение к мнениям другого. Никогда не говорите человеку, что он неправ. Допускайте возможность ошибки и со своей стороны. Такая позиция преградит путь всем спорам и, главное, воодушевит вашего собеседника проявить такую же честность и широту мышления, как и у вас. Она может пробудить в нем желание тоже признать, что он бывает неправ.
«Шиллер совершенно справедливо находил, что никакой гений не может развиться в одиночестве, что внешние возбуждения – хорошая книга, разговор – подвигают больше в размышления, чем годы уединённого труда. Мысль должна рождаться в обществе…»
Иными словами, спор является неотъемлемой частью развития любой идеи.
Существует два основных вида спора: дискуссия и полемика. Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достижения взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого её решения.
Полемика же – это вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение своей позиции относительно обсуждаемого предмета.
Рассмотрим особенности
Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.
От других видов спора дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами, которые должны признаваться всеми её участниками.
Её цель – достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия её участников по обсуждаемой проблеме.
Итог дискуссии должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. То есть результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством.
Теперь отметим отличительные черты полемики.
Цель данного вида спора – утверждение своей позиции.
Кроме того, участвующие в полемике стороны вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики.
Однако существует ряд моментов, роднящих полемику и дискуссию. Среди них: наличие предмета спора, содержательная связность, недопустимость использования некорректных логических и психологических приёмов и т.д.
Помимо этого, существует ряд общих рекомендаций, выработанных эристикой. Их выполнение способствует повышению плодотворности спора.
Эристика. Так называется искусство ведения спора. Эристика является интегральным искусством, возникающим на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой.
Она характеризуется двумя основными признаками: доказательностью и убедительностью. Рассмотрим эти понятия.
Доказательность – это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения.
Убедительность – это психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи. В рамках спора приведённые понятия относительно независимы.
Возможны следующие комбинации
доказательности и
- доказательно и убедительно;
- доказательно, но не убедительно;
- не доказательно, но убедительно;
- и не доказательно, и не убедительно.
Логично, что идеальный вариант, к которому следует стремиться в любом споре, – доказательность и убедительность рассуждений одновременно. Поэтому следует придерживаться следующих рекомендаций, упомянутых выше:
Перейдём теперь к стратегии и тактике спора.
Стратегия и тактика спора. В жизни дискуссия и полемика зачастую сочетаются в рамках одного и того же коммуникативного процесса. Поэтому необходимо иметь представление о стратегии и тактике спора.
Стратегия спора – это общий план его ведения. По причине динамичности ситуации, складывающейся в споре, не существует единой и неизменной стратегии спора. Однако наметить для себя основные контуры возможно и полезно. Пропонент, то есть лицо, выдвигающее и отстаивающее некий тезис, должен обеспечить максимально возможную степень обоснованности. Поэтому следует позаботиться о «резерве», разделив аргументы на основные и резервные.
Оппоненту следует продумать слабые места тезиса и подобрать контраргументы или сосредоточить своё внимание на проблемных пунктах темы.
1. Войскунский А. Е. “ Я говорю, мы говорим ”, М, Просвещение,1989
2. Ночевник М. Н. “Человеческое общение”, М.,Просвещение,1986
3.
4. Сопер П. “Основы искусства речи”, М, 1995
5. Лавриненко В. Н. Социальная психология и этика делового общения. - М., 1995
6. Волгин Б.Н., Полянская Е.Е. Деловой телефон. - М., 1995.
7. Войскунский А. Е. “ Я говорю, мы говорим ”, М, Просвещение,1989
Грюнбаум-дискуссия, опубликованная в журнале «Behavioral and Brain Sciences» в 1986 г., вып.2, с.217-284.
Социальная психология