Загадка иконы Владимирской Божией Матери

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:04, реферат

Описание работы

Тип проекта:
По доминирующей деятельности: исследовательский
По предметно – содержательной деятельности: литература, история, искусство
По количеству участников: индивидуальный
По широте охвата содержания: интегрированный
По времени проведения: непродолжительный

Работа содержит 1 файл

Загадка иконы Владимирской Божией Матери.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

Чудо 4-е.

Через некоторое  время подоспел праздник Госпожин день. Князь же Андрей стоял в церкви на утрене и пел со всеми, а сердце у него болело, потому что княгиня  его не могла разрешиться ребенком: дня два тяжко мучилась. По окончании службы он омыл водою икону Пресвятой Богородицы и ту воду послал княгине. Она же выпила этой воды и родила здоровое дитя, и сама стала сразу здоровою по молитвам святой Богородицы.

Чудо 5-е.

Некто по наущению дьявола сотворил волшебство с яйцом. А отрок, взяв его, съел. И был ему большой ячмень на глаза: изошло вроде облака из глаза его и вытекло на лицо. И сказали, что умрет отрок. Другие же сказали, что лишится глаза. И омыли водою икону Пресвятой Богородицы и принесли ему воду, помазали водою - и опал ячмень, и ушла болезнь, и стал здоров, и глаз его не повредился.

Чудо 6-е.

Некая жена в  Муроме болела сердечною болезнью. И услышала об иконе святой Богородицы, от которой происходят чудеса. И  послала причту к святой Богородице во Владимир украшения свои и попросила воды от иконы святой Богородицы. И когда принесли воду, то выпила, и сразу выздоровела, и перестала чувствовать сердечную болезнь.

Чудо 7-е.

В Русском Переяславле  в Славятине монастыре постриглась  Мария, дочь Жидяслава. За добродетельную жизнь дали ей игуменство в монастыре, основанном ее дедом. И заболели у нее глаза, и она ослепла, и прислала попа к брату своему Борису. Борис же спросил его о своей сестре. И он отвечал: "Разболелись глаза ее, и она ослепла, и уже третье лето как водят ее". Борис же позвал попа по имени Лазарь и попросил его, чтобы принес ему воду от омовения иконы святой Богородицы. И поп пошел и принес воду. Борис же ту воду святую влил в сосудец, крепко закрыл его и послал в Русский Переяславль к своей сестре. Поп же, приехав, поведал ей о чудесах, происходящих от воды, взятой от святой иконы. Она же возрадовалась душою и сказала попу:

"Когда принесешь  мне той воды?" Поп же сказал, что у него есть вода. И она  выпила воды и помазала глаза,  и тот час прозрела, как бы и не болели у нее глаза. Вот такое было чудо великое от иконы святой Богородицы Владимирской.

Чудо 8-е.

А это было новое  чудо святой Богородицы о женщине  по имени Евфимия. Она семь лет  болела сердечной болезнью и у  многих искала исцеления и не обрела. И призвала попа Лазаря и говорит: "Чем бы помочь от сей болезни?" Поп же отвечал: "Если тебя не избавит святая Богородица, то не избавишься от сей болезни". Она же, услышав от него о чудесах, происходящих от воды, взятой от иконы Пресвятой Богородицы, послала с попом к святой Богородице во Владимир серьги и золотые подвески, прося, чтобы принес ей Пресвятой той воды. И когда принес он воду, то испила ее, и в тот же день исцелилась от болезни, начала есть и пить в сладость.

Чудо 9-е.

А это случилось в Твери. Некая жена не могла разрешиться ребенком три дня. Приехал поп Лазарь с еще одним попом и остановились у них. И спросили они священника о здоровье. Он же отвечал: "Здоровы, но не очень. боярыня наша при смерти". Когда они разговаривали, то пришла просьба от нее: "Отцы придите". И сказала им: "Не стыжусь, потому что при смерти". Поп же Лазарь говорит ей: "Если не дашь обет святой Богородице Владимирской, то и не выздоровеешь". Она же обещала и говорит попам: "Выйдете отсюда". Повелела дать им есть и пить. И пришла от нее весть, что уже родила сына и сама здорова. И послала, как и обещала, золотые украшения и серьги свои иконе святой Богородицы во Владимир.

Чудо 10-е.

Благородный князь  Андрей построил Золотые ворота к  празднику святой Богородицы и сказал боярам: "Когда сойдутся люди на праздник, то врата увидят". Когда наступил праздник и сошелся народ к воротам, то тогда еще не высохла известь во вратах. И внезапно отвалились ворота от стен и упали на людей и завалило двенадцать человек. Когда об этом услышал князь Андрей, то начал с воздыханием молиться пред иконой Пресвятой Богородицы: "Госпожа Пречистая Владычица, если ты не спасешь их, то я, грешный, буду повинен в их смерти". И послал боярина своего дать все потребное на погребение мертвых. Когда же боярин приехал и подняли ворота, то увидели всех, бывших под вратами, живыми и здоровыми. И это услышав, князь Андрей был рад. И, видевши сие чудо, народ дивился.

Комментарий.

"Сказание  о чудесах Владимирской Богоматери" - произведение владимирской литературы конца XII в., написанное в окружении Андрея Боголюбского (см.: Ключевский В. О. Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери.- СПб., 1878). Некоторые из чудес связаны с судьбой самого князя: по его молитвам Богородица спасает княжеского проводника, тонущего в разлившейся реке, воскрешает затоптанную конем беременную жену попа Николы, спасает людей, придавленных упавшими воротами, посылает больной жене великого князя здоровое чадо. Достойно почтив и украсив икону драгоценным окладом, князь Андрей помещает ее в соборной церкви во Владимире - и с тех пор она получает название Владимирской.

Из литературы XIX в. В качестве примера я хочу привести стихотворение Лермонтова «Я, Матерь Божия».

Из поэтов XX в. Максимилиан Волошин посвятил этой иконе свое стихотворение.

«Владимирская Богоматерь» 
Не на троне - на Ее руке,  
Левой ручкой обнимая шею, -  
Взор во взор, щекой припав к щеке,  
Неотступно требует... Немею -  
Нет ни сил, ни слов на языке...  
Собранный в зверином напряженьи  
Львенок-Сфинкс к плечу ее прирос,  
К Ней прильнул и замер без движенья  
Весь - порыв и воля, и вопрос.  
А Она в тревоге и в печали  
Через зыбь грядущего глядит  
В мировые рдеющие дали,  
Где престол пожарами повит.  
И такое скорбное волненье  
В чистых девичьих чертах, что Лик  
В пламени молитвы каждый миг  
Как живой меняет выраженье.  
Кто разверз озера этих глаз?  
Не святой Лука-иконописец,  
Как поведал древний летописец,  
Не печерский темный богомаз:  
В раскаленных горнах Византии,  
В злые дни гонения икон  
Лик Ее из огненной стихии  
Был в земные краски воплощен.  
Но из всех высоких откровений,  
Явленных искусством, - он один  
Уцелел в костре самосожжений  
Посреди обломков и руин.  
 
 
От мозаик, золота, надгробий,  
От всего, чем тот кичился век, -  
Ты ушла по водам синих рек  
В Киев княжеских междуусобий.  
И с тех пор в часы народных бед  
Образ твой над Русью вознесенный  
В тьме веков указывал нам след  
И в темнице - выход потаенный.  
Ты напутствовала пред концом  
Воинов в сверканьи литургии...  
Страшная история России  
Вся прошла перед Твоим Лицом.  
Не погром ли ведая Батыев -  
Степь в огне и разоренье сел -  
Ты, покинув обреченный Киев,  
Унесла великокняжий стол.  
И ушла с Андреем в Боголюбов  
В прель и глушь Владимирских лесов  
В тесный мир сухих сосновых срубов,  
Под намет шатровых куполов.  
И когда Железный Хромец предал  
Окский край мечу и разорил,  
Кто в Москву ему прохода не дал  
И на Русь дороги заступил?  
От лесов, пустынь и побережий  
Все к Тебе на Русь молиться шли:  
Стража богатырских порубежий...  
Цепкие сбиратели земли...  
Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлевых  
Умилясь на нежный облик Твой,  
Сколько глаз жестоких и суровых  
Увлажнялось светлою слезой!  
Простирались старцы и черницы,  
Дымные сияли алтари,  
Ниц лежали кроткие царицы,  
Преклонялись хмурые цари...  
Черной смертью и кровавой битвой  
Девичья светилась пелена,  
Что осьмивековою молитвой  
Всей Руси в веках озарена.  
И Владимирская Богоматерь  
Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам  
На порогах киевских ладьям  
Указуя правильный фарватер.  
Но слепой народ в годину гнева  
Отдал сам ключи своих святынь,  
И ушла Предстательница-Дева  
Из своих поруганных твердынь.  
И когда кумашные помосты  
Подняли перед церквами крик, -  
Из-под риз и набожной коросты  
Ты явила подлинный свой Лик.  
Светлый Лик Премудрости-Софии,  
Заскорузлый в скаредной Москве,  
А в Грядущем - Лик самой России -  
Вопреки наветам и молве.  
Не дрожит от бронзового гуда  
Древний Кремль, и не цветут цветы:  
Нет в мирах слепительнее чуда  
Откровенья вечной красоты!  
 
Верный страж и ревностный блюститель  
Матушки Владимирской, - тебе -  
Два ключа: златой в Ее обитель,  
Ржавый - к нашей горестной судьбе.  
 
26 марта 1929 

А закончить мне хотелось бы отрывком из стихотворения Иеромонаха Романа Матюшина:

……

Информация о работе Загадка иконы Владимирской Божией Матери