Загадка иконы Владимирской Божией Матери

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:04, реферат

Описание работы

Тип проекта:
По доминирующей деятельности: исследовательский
По предметно – содержательной деятельности: литература, история, искусство
По количеству участников: индивидуальный
По широте охвата содержания: интегрированный
По времени проведения: непродолжительный

Работа содержит 1 файл

Загадка иконы Владимирской Божией Матери.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

Загадка иконы Владимирской Божией Матери.

Тип проекта:

    1. По доминирующей деятельности: исследовательский
    2. По предметно – содержательной деятельности: литература, история, искусство
    3. По количеству участников: индивидуальный
    4. По широте охвата содержания: интегрированный
    5. По времени проведения: непродолжительный

Цель  проекта:

Попытаться разгадать  тайну иконы Владимирской Божией Матери, через литературный, исторический и культурологический аспекты.

        Актуальность.

         Стихотворение… может обосновать  актуальность моей работы. (стихотворение)

Задачи  для реализации поставленной цели:

  • найти упоминая этой иконы в русской литературе;
  • найти известные исторические события, на которые оказала влияние эта икона;
  • познакомиться с историей написания этой иконы;

Методы, используемые в работе над проектом:

  • изучить литературу по теме;
  • сопоставить факты, упоминаемые в художественной литературе и исторических документах;
  • проанализировать .
 

                 Ожидаемый результат.

  •     усовершенствование коммуникативных и культурологических компетенций.
 

Этапы работы над проектом. 

№/п вид работы сроки
1. Предпроект.

Выбор темы. Определение  цели и задач проекта.

10.10.09
2. Планирование, определение временных рамок и выбор методов работы над проектом. 25.10.09
3. Аналитический этап. 

Поиск и сбор информации.

 
октябрь-ноябрь
  Консультация  руководителя. Составление плана  теоретической части работы. 29.11.09
  Анализ и  обработка имеющейся информации декабрь
4. Этап  обобщения.  
  Систематизация, структурирование полученной информации.

Консультация  руководителя.

22.01.10

    27.02.10

7. Презентация полученных результатов. 17.03.10
 

Аналитическая часть.  

Культурологический аспект. 

Первоначальный  размер иконы составляет 78 x 55 см. Икона  написана на двух досках неравной ширины. Поля надставлены со всех четырех сторон под оклад. Также икону характеризуют глубокий ковчег с крутой лузгой, тонкий левкас, паволока под поздними вставками.

Владимирская  икона Божией Матери относится к  иконографическому канону Гликофилуса («Сладколобзающей»), в котором предвечный Младенец припал щекой к щеке Матери. «Сладкое лобзание» Христом Богоматери понимается в богословии иконописи как высшее проявление Его любви к людям, но и как прообраз крестной жертвы Спасителя ради любимого Им человечества. Иконы такого иконографического типа получили на Руси наименование «Умиление» (по-гречески — Елеуса). Отличительная особенность «Владимирской Богоматери» — левая ножка Младенца согнута так, что видна вся ступня.

Икона многократно поновлялась, что неизбежно  вело к изменению первоначального  образа. «Владимирская Богоматерь»  прописывалась, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме этого, малые починки проводились в 1566 году, в XVIII и XIX веках.

Фактически  от константинопольского образа сохранились  только фрагменты: «К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы  мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона» (Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи, Т. 1. М., 1963. С. 59.). Все остальное принадлежит поздним поновлениям, которые существенно изменили и композицию, и цветовую гамму иконы.

Поновление  третьей четверти XIII века затронуло  главным образом хитон Младенца и левую руку Богоматери (концы пальцев можно различить под плечом Христа). То есть изначально на византийской иконе левая рука Богородицы была поднята выше и касалась груди Младенца.

К поновленному слою начала XV века относятся  запрокинутая голова Спаса с несоразмерно утолщенной шеей, ступни ног с вывернутой пяткой и длинный подол рубашки Ребенка, подхваченный правой рукой Матери. Тогда же был написан охряный фон, заменивший золотой, который местами сохранился в верхней части иконы вместе с буквой «М».

Наибольшие  изменения икона претерпела при починке в 1514 году в палатах митрополита Варлаама. На нее положили новый левкас, кроме тех мест, где старый еще держался. Также были написаны темный торс, голова и левая рука Богоматери и удлиненное тело Младенца в золоченой одежде. 

(сравнить  Казанскую и Владимирскую  и Смоленскую иконы) 

Исторический  аспект.

По преданию, первая икона была написана евангелистом Лукой во время жизни Богородицы. В 450 г. она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в XII веке оттуда прислана в дар киевскому князю Юрию Долгорукому. Его сын Андрей Боголюбский в 1160 г. перенес икону в северные земли и поместил в специально построенном для нее Успенском соборе г.Владимира. Во время пути икона неоднократно помогала Андрею и его спутникам, совершая чудеса и оберегая людей от несчастных случаев. В 1238 г. татаро-монголы под предводительством хана Батыя захватили Владимир, разорив город и уничтожив в огне Успенский собор. Как гласит легенда, икона осталась невредима в отличие от других храмовых святынь. 
     В 1395 г. к Москве подошел завоеватель Тамерлан. Московский князь Василий упросил митрополита Киприана послать за Владимирской Богоматерью и доставить ее в столицу, потому что только она могла поднять дух приготовившихся к обороне москвичей и помочь в эту тяжелую минуту. Икону торжественно встретили в Москве и внесли в главный храм России – Успенский собор Кремля. Перед Образом Владимирской Богоматери молились о заступничестве и покровительстве. И Тамерлан отступил, повернув обратно от Москвы. Наверное, на то были свои объективные причины – надвигалась осень, а за ней зима. И еще Тамерлан помнил Мамаево побоище: победа досталась бы ему дорогой ценой. Но легенда гласит, что в ночь на 26 августа 1395 г. Тамерлан видел во сне Богородицу и святых, которым сам не поклонялся и которых боялся. Завоеватель принял это за неблагоприятный знак и ушел из России. С того времени Церковь празднует Сретение, т.е. встречу Владимирской иконы Богоматери 26 августа (ст.ст.) – 8 сентября (н.ст). 
     После спасения от Тамерлана икона была возвращена во Владимир и окончательно перенесена в Москву лишь в 1480 г., в царствование Иоанна III, который предпринял попытку окончательно изгнать татар с русской земли. В 1480 г. во время знаменитого "Противостояния на реке Угре" русские войска под покровительством иконы Владимирской Богоматери обратили в бегство войска хана Ахмата. 
     И наконец, в третий раз, в 1521 г. чудотворная икона спасает Москву от вторжения казанских татар хана Махмета, явившись в видении нескольким людям. По мнению предков эти видения были следствием заступничества Божьей Матери.

      До XVII века икона считалась главной святыней русского государства. Перед ней произносили клятвы верности своему Отечеству, перед ней российские монархи венчались на царство, она играла заметную роль в обряде избрания всероссийских митрополитов и патриархов. Ее называли "палладиумом" (т.е. защитой, оплотом) русской государственности. Свидетельством этому может быть благословление Михаила Романова на царство в 1613 году.

      В пору Великой Отечественной войны икона отправлена вместе с другими сокровищами Третьяковской галереи в Новосибирск. В 1945 г. была возвращена в Москву, где и находится поныне, на отдельном стенде в зале древнерусской живописи.  
 

Литературный  аспект.

В русских  летописях, сказаниях, легендах, стихах и песнях запечатлено множество эпизодов, связанных с Богородицей. Этому шедевру живописи посвящено «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы».

Как Бог сотворил солнце, не на одном месте поставил его сиять; в своем движении оно всю Вселенную лучами освещает,- так и этот образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии не на одном месте чудеса и дары исцеления источает, но, обходя все страны, весь мир просвещает и от недугов различных избавляет.

Чудо 1-е.

Когда князь  Андрей захотел княжить в Ростовской земле, то начал расспрашивать об иконах. Рассказали ему об иконе  в Вышеграде в женском монастыре  Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, которая трижды сходила с места. Впервые, когда вошли в церковь  и увидели ее посреди церкви стоящую отдельно, то поставили ее на другое место; во второй раз видели ее, обратившуюся ликом к алтарю, и сказали, что в алтаре хочет стоять. Поставили ее за престолом. В третий раз видели ее отдельно стоявшую вне престола. И других чудес множество.

Услышав об этом, князь рад был, и пришел в церковь, и начал осматривать иконы. Увидев же сию икону, которая превзошла  все образы, припал к земле, молился  и говорил: "О Пресвятая Богородица, матерь Христа Бога нашего, если хочешь мне заступницей быть в Ростовской земле, посети новопросвещенных людей, да будут все в твоей воле".

И тогда взял икону и поехал в Ростовскую землю, взял и причт с собою. На время  пути прихватил с собой проводника и приехал к реке Вазузе, и. увидев, что она полноводна, приказал послать человека искать броду в реке. Когда тот въехал на коне в реку, то погрузился на дно. Князь же начал молиться иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии: "Виноват буду в смерти его, Госпожа, если ты не спасешь!" Горячо взмолился он, и случилось так, что тотчас появился посреди реки этот человек на коне с палкой в руке и выбрался на берег. Князь же, увидев его, обрадовался. И, одарив его, отпустил восвояси. И это было первое чудо Пресвятой Богородицы.

Чудо 2-е.

Когда князь  был на Рогожских полях, жена попа Микулы ехала на повозке со своею снохою. Доехав до истока, сошли с повозки. А попадья Микулина была непраздна. Хотела она пройти мимо коня, и напал на коня бес. И сбросил повозника с себя и ногу ему сломал. И ударил попадью Микулину передними копытами. И запутались копыта в ее одежде, и он ее сильно покусал.

Подумали даже, что она умерла, и сказали попу Микуле: "Попадья твоя умерла". Он же, обратившись к иконе Пресвятой  Богородицы, сказал: "Госпожа Пречистая  Владычица, если ты не избавишь ее от смерти, то будет она мертва". А конь выдернул копыта из одежды, убежал в лес, и запутался, и стал. Спросили ее об укусах коня, и ответила попадья, что: "По молитве Пресвятой Богородицы жива и здорова. Жаль мне только бахромы на накидке, изжеванной конем".

По приезде  во Владимир, благородный князь Андрей создал церковь во имя Пресвятой Богородицы, украсив ее с подобающею честию. И поместил в ней чудотворную икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Чудо 3-е.

Через некоторое  время человек некий заболел  горячкою. От болезни этой он онемел и рука его усохла. Оправившись  от болезни, начал делать он знаки здоровой рукой. И подумали, что хочет ко святому Николе, потому что близко находилась церковь святого Николы. И привезли его ко святому Николе. И он дал знак рукой, чтобы ехали мимо церкви; и не поняли его. Он же сам направил лошадей в город ко святой Богородице. И прибыл в церковь святой Богородицы к заутрене. И стал в церкви святой Богородицы напротив алтаря, и в конце заутрени упал. И подумали, что упал он от тяжелой болезни; вынесли его в притвор, и лежал он здесь до обедни.

Придя в себя, он рассказал, что видел святую Богородицу, сошедшую с места к нему, и сказал: "Видел ее вблизи и упал, а больше не видел". А человек тот не был именит. И начали петь святую литургию. Он же вошел в церковь  и начал молиться перед иконой Пречистой Богородицы и хотел поцеловать икону Пресвятой Госпожи Владычицы нашей Богородицы. И приложил к иконе больную руку. Владычица святая Богородица своею рукою взяла его за руку. И это видели бывшие в церкви князь Андрей и поп Нестор и множество людей. И продолжалось сие от начала и до конца литургии. Поп Нестор созвал причт и повелел облачиться в ризы. Взяли кресты и трижды обошли церковь. Он же один сидел в церкви. Поп же сотворил праздник, позвал к себе князя и бояр, а исцелившегося одарили и отпустили. И была в тот день в городе Владимире великая радость.

Информация о работе Загадка иконы Владимирской Божией Матери