Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 02:15, доклад
В России до сих пор нет ни четкой концепции, ни механизмов взаимодействия государственных и религиозных структур. Из-за этого и религиозные организации, и представители государства часто пытаются играть не на своем поле. Некоторые эксперты видят выход в создании госоргана по делам религий, который взял бы на себя регулирование этих проблем. Нынешнее российское государство в лице своих руководителей не раз заявляло, что видит в Русской Православной Церкви союзника во всех общественных делах.
2. Государство
не оказывает церкви
3. Церковь
не выполняет государственных
функций и вообще не
4. Отношения
между государством и церковью
строятся на основе юридически
закрепленного принципа
Нормальное
состояние взаимоотношений
Статья
14 Конституции современной России
гласит: "1. Российская Федерация - светское
государство. Никакая религия не
может устанавливаться в
На основе
этих положений Конституции
В Советском
государстве религиозные
Секуляризация,
то есть освобождение от влияния религии
(в узком смысле "секуляризация"
означает процесс обращения церковной
собственности в светскую), к XX в.
стала универсальным принципом
организации политической жизни. В
настоящее время многие страны закрепили
в своих конституциях светские основы
государственной власти. И с этих позиций
теократия может рассматриваться как
исторический анахронизм. Вместе с тем
проблематика теократической государственности
сохраняет свою актуальность в связи с
активизацией теократической тенденции,
теократизацией политических процессов
в ряде стран. В России тому примером может
служить Чеченская республика, где предпринимаются
попытки создания исламского государства.
В литературе
под "теократией" понимается форма
государства, где политическая и духовная
власть сосредоточена в руках одного человека
- главы духовенства, признаваемого в качестве
"земного божества", "первосвященника"
и т. д. Традиционно к теократическим государствам
настоящего времени относят Ватикан и
Иран, где организация публичной власти
возглавляется лидером духовенства. Вместе
с тем в литературе имеется обоснованная
точка зрения, что в выявлении теократических
тенденций современного общества необходимо
принимать во внимание весь комплекс взаимодействия
государственной власти с социальными
институтами, а не только структуру верховного
управления (Е.Н. Салыгин).
Теократическая
модель общественно-политического
устройства предполагает:
1. Признание
верховного божества, передающего
полномочия государственного
2. Вселенское
государство верующих без
3. Примат государства над обществом, авторитарность политического режима, отчуждение власти от общества и индивида и т. д.
4. Примат
религии над правом: регламентация
основных сторон жизни
5. В теократически организованном обществе существует не просто государственная религия, а религиозное государство, то есть государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти.
6. Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации.
7. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов.
8. Деспотические
и абсолютистские формы
9. Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека.
10. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства.
11. Неправовые
(внеправовые) способы
12. Запрет
на создание политических
Таким
образом, теократические тенденции в организации
общества и государства следует в основном
оценивать негативно. Положительные результаты
сотрудничество государства и церкви
дает лишь на основе принципа свободы
совести, светской организации государственной
власти