Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 02:15, доклад
В России до сих пор нет ни четкой концепции, ни механизмов взаимодействия государственных и религиозных структур. Из-за этого и религиозные организации, и представители государства часто пытаются играть не на своем поле. Некоторые эксперты видят выход в создании госоргана по делам религий, который взял бы на себя регулирование этих проблем. Нынешнее российское государство в лице своих руководителей не раз заявляло, что видит в Русской Православной Церкви союзника во всех общественных делах.
В России
до сих пор нет ни четкой концепции,
ни механизмов взаимодействия государственных
и религиозных структур. Из-за этого
и религиозные организации, и
представители государства
РПЦ лишь
в самое последнее время
Александр
Владимирович, что вы думаете по
поводу создания государственного органа,
регулирующего религиозные дела?
– Во-первых,
если орган не создан, значит, государство
не осознает необходимости его
— Известно,
что такие органы существовали в
России и прежде. Какие у них
были функции?
– Они
возникали в авторитарном или
тоталитарном государстве, которое
было на тот момент вовсе не слабым.
Обер-прокуратура создавалась Петром
I с целью управления Православной церковью,
о других конфессиях речь поначалу не
шла. Тогда же последовала отмена патриаршества
и начался синодальный период со всеми
его достоинствами, но больше недостатками.
При Сталине, не в самом слабом за всю отечественную
историю государстве, орган назывался
Совет по делам РПЦ (после – Совет по делам
религий). Советскому Союзу необходимо
было добиваться от союзников открытия
второго фронта, противостоять антисоветской
политике Ватикана, работать с верующим
населением на оккупированных нацистами
территориях. Для этого и нужна была РПЦ.
Сталин сознавал, что, даже несмотря на
свою функциональную слабость после двух
десятилетий репрессий, Церковь оставалась
мощным идеологическим ресурсом. То есть
при создании обсуждаемой нами структуры
государство изначально само для себя
формулировало задачи как манипулятивные,
хотя риторически представляло свои инициативы
как заботу о церковном благе.
Сегодня
сторонники подобной структуры тоже
надеются, что она будет заниматься
контролем РПЦ, а уж потом, по остаточному
принципу, – других религиозных институтов.
Лично я вижу очевидное лукавство в утверждениях,
будто государство необходимо защищать
от РПЦ. У России есть более серьезные
и опасные вызовы, и исходят они не из православного
мира.
— А
какова позиция самих конфессий?
– Позиции
разные. Православная церковь резко
против создания такой структуры. И
совершенно понятно почему: есть многовековой
опыт, когда и обер-прокуратура, и
Совет по делам религий не столько
регулировали взаимоотношения государства
и Церкви, сколько контролировали церковные
дела и вмешивались в них – даже в Российской
империи, где император был православным
человеком. Поэтому существуют вполне
объяснимые опасения, что печальный опыт
повторится, что подобная структура начнет
на каком-то этапе заниматься формированием
церковной жизни и интегрированием Церкви
в политические проекты государства. Такие
опасения прямо высказываются, и они обоснованны.
Если посмотреть на ислам, то там двойственная
позиция: официальные мусульманские лидеры
высказываются за создание такой структуры,
неформальные – против. Тоже понятно почему.
Официальные лидеры заинтересованы в
структуре, которая могла бы выступать
в качестве судьи в их спорах и конфликтах.
Не секрет, что отношения, например, между
муфтиями Равилем Гайнутдином и Талгатом
Таджуддином сложные. Поэтому им нужен
орган, который, с одной стороны, будет
заниматься локализацией конфликтов в
исламской умме России, а с другой – помогать
социальным исламским инициативам в организации
хаджа, исламского образования... Неформальные
лидеры выступают резко против, поскольку
опасаются, что орган станет механизмом
подавления неформальных авторитетов,
оппонирующих официальным. С большой долей
вероятности можно предполагать, что подобная
структура будет отстаивать интересы
именно институциональных лидеров.
– А
на Западе существуют похожие органы?
– Во многих
государствах существуют – в Германии,
Финляндии, Греции. Даже во Франции
недавно был создан орган, который
содействует мусульманам в организации
хаджа. Но, как правило, подобные структуры
не занимаются выработкой стратегии религиозной
жизни. Понятно, что мы говорим про демократические
государства, а не про Саудовскую Аравию,
Ближний Восток или африканские страны.
Такие структуры могут существовать самостоятельно
или при министерствах культуры, спорта,
по делам национальностей. Все зависит
от числа конфессий в стране, от того, насколько
однородна или разнородна религиозная
среда. У нас имеется известное многообразие.
На Западе госструктуры занимаются в основном
тем, что создают для религиозных сообществ
возможность участвовать в социально
значимой деятельности, то есть интегрируют
их в гражданское общество.
– И
там инициатива исходит от двух сторон?
– Инициатива,
как правило, идет от религиозной организации
и, если она не деструктивна, находит понимание
и поддержку со стороны государства. Религиозные
организации участвуют в финансируемых
государством социальных проектах (уход
за больными, престарелыми, сиротами и
прочее), а соответствующие госструктуры
контролируют осуществление таких проектов.
– Некоторые
питают надежду, что контролирующий
орган поможет сделать
– Нельзя,
знаете ли, строить дом, начиная с
пентхауса. Было бы странно, не достигнув
прозрачности в финансовой отчетности
крупных компаний, в деятельности некоторых
министерств и в реализации ряда федеральных
программ – взять хоть Чечню, где, как
периодически нам напоминают СМИ, пропадают
значительные суммы целевых средств, –
создавать госструктуру, которая будет
бороться за прозрачность бюджета РПЦ.
Это несопоставимые средства. Не говоря
уж о том, что непрозрачность церковного
бюджета сильно преувеличена.
– Предполагается,
что такой орган будет
– Насчет
«приглядывания» – идея любопытная,
но совершенно не оправдывающая необходимости
создания новой структуры. Для контроля
всех финансовых потоков необходимы
мощные экономические мониторинговые
механизмы, необходимо целое министерство,
а не какой-то совет или департамент. Между
тем структуры, занимающиеся финансовым
контролем, мониторингом инвестиционной
деятельности зарубежных организаций,
в том числе религиозных, и так существуют.
Нужно налаживать их работу и взаимодействие,
а не создавать еще одну. Если религиозные
организации нарушают финансовую дисциплину,
их наказывает налоговая инспекция. И
здесь мы вновь возвращаемся к вопросу
целеполагания – где та высокая и благородная
цель, ради которой следует создавать
новое госучреждение? На мой взгляд, государству
нужна не управленческая и контролирующая
структура (таковых уже достаточно), а
мониторинговая и прогностическая.
У нашего
государства нет единой комплексной
системы мониторинга, анализа и прогнозирования
конфликтных ситуаций, связанных с религиозным
фактором. Причем аналитические центры
внутри госструктур не всегда эффективны:
согласитесь, трудно поставить адекватный
диагноз самому себе. Как показывает западная
практика, целесообразно развивать независимые
экспертно-аналитические центры. При этом
следует учитывать тесную взаимосвязь
и взаимозависимость религиозного фактора
с этническим, миграционным, социокультурным,
геополитическим. Это сложная многосоставная
задача, с которой никакой совет по делам
религий не справится.
– Церковная
жизнь регулируется своими каноническими
правилами, которые, если взять, например,
трудовые отношения, не всегда совпадают
с гражданским правом. На последнем
Архиерейском соборе было принято положение
о церковном суде, ущемляющее, по мнению
некоторых экспертов, права духовенства.
Может ли гипотетический совет как-то
выправлять подобные ситуации?
В переводе
с греческого слово "церковь" буквально
означает "дом Бога", "дом
Господний". И в узком смысле
под "церковью" понимают здание для
отправления обрядов христианской религии,
имеющее определенные атрибуты.
В широком
смысле "церковь" - это особый тип
религиозной организации, объединение
последователей той или иной религии
на основе общности вероучения и культа.
Главные
признаки церкви:
а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;
б) иерархический характер, централизация управления;
в) разделение
принадлежащих к Церкви на духовенство
и мирян (рядовых верующих).
Церковь
во все времена играла важную роль в жизни
общества. Уже в раннеклассовых обществах,
существовавших в форме городов-государств,
имелось три центра управления - городская
община, дворец и храм.
Существует
два основных вида взаимоотношений
церкви и государства:
а) наличие
государственной церкви, у которой
закреплено ее привилегированное положение
по сравнению с другими
б) режим
отделения церкви от государства
и школы от церкви.
Статус
государственной церкви предполагает,
кроме привилегий, тесное сотрудничество
государства и церкви в разных областях
общественной жизни. В дореволюционной
России такой статус принадлежал Русской
Православной Церкви. В Великобритании
официальной государственной церковью
является англиканская (протестантско-епископальная)
церковь, главой которой выступает монарх.
Почти в тридцати мусульманских странах
государственной религией официально
признан ислам.
Статус
государственной церкви характеризуется
следующими моментами:
1. За
церковью признается право
2. Церковь
получает от государства
3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).
4. Имеет
право участвовать в
5. Обладает
широкими полномочиями в
Для режима
отделения церкви от государства (Россия,
Франция, Германия, Португалия и др.)
характерно следующее:
1. Государство
регулирует деятельность