Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:08, реферат
До введения христианства религиозность наших предков выражалась в поклонении силам видимой природы, воплощавшейся в личных божествах: божество солнца Даждьбог, «скотий бог» – Велес, «великий Хорей» – солнечное светило, небо – Сварог, бог-громовержец – Перун, Стрибог – повелитель ветра и многие другие. По мнению одних исследователей, внешний культ у славян был мало развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, что не позволяло язычеству пустить глубокие корни в формирующемся государстве. «Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, «идолы».
Введение
христианства на Руси
Русь языческая
До введения христианства религиозность наших предков выражалась в поклонении силам видимой природы, воплощавшейся в личных божествах: божество солнца Даждьбог, «скотий бог» – Велес, «великий Хорей» – солнечное светило, небо – Сварог, бог-громовержец – Перун, Стрибог – повелитель ветра и многие другие. По мнению одних исследователей, внешний культ у славян был мало развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, что не позволяло язычеству пустить глубокие корни в формирующемся государстве. «Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, «идолы». Им приносились жертвы, иногда даже человеческие: этим и ограничивалось идолослужение». 5 Другие историки придерживаются другого мнения о том, что у древних славян существовал целая система храмов-капищ.
Важную часть верований славян составлял культ предков, когда обожествлялся давно умерший родоначальник и прародительница в виде рода, или щура и рожаницы. Вера в загробную жизнь, проникавшая весь этот культ предков, сказывалась и в том веровании, что души умерших будто бы бродили по земле и населяли поля, леса и воды: русалки, лешие, водяные...
«Княжение
в Киеве Владимира I Святославовича
(с 980 г.) ознаменовалось двумя событиями,
вошедшими в анналы истории Руси. Язычник,
как и его отец, он решил создать целый
языческий пантеон. Тогда воздвигли «деревянного
Перуна с серебряной головой и золотыми
усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога,
Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы,
называя их богами, и приводили к ним своих
сыновей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли
землю жертвоприношениями своими», –
так говорится в «Повести временных лет»,
общерусском летописном своде, составленном
в Киеве во втором десятилетии XII века.
А в Новгороде, над рекой Волхвом, дядя Владимира, Добрыня, повелел поставить идол Перуна. Так, на линии пути «из варяг в греки» на какое-то время возобладало введённое свыше многобожие. По замыслу Владимира это должно было помочь духовной консолидации различных племён в пределах формирующегося государства». 6
Число главных богов язычества могло расти. А вокруг этого стихийного мира богов кишмя кишела всякая мелкая нечисть: домовые, лешие, полудницы, оборотни, лихорадки (трясавицы) и множество других духов, заполняющих пространство вокруг русича-язычника. Природа служила ему и колыбелью, и могилой, началом и концом. Вместилищем души человека считались важнейшие проявления его жизнедеятельности (дыхание) и его органы – сердце, голова. Со смертью человека погибала и его телесная душа, но духи умерших (навье) могли вредить живым. Отсюда произошёл обычай «убивать» (ломать) оружие на похоронах воина, чтобы душа его отправилась вслед за его владельцем.
В язычестве существовали «я» и «мы», противостоящие враждебному окружению «они». Таким образом, обычаи родоплеменной кровной мести были лишены нравственно-этических оценок, и жестокость оправдывалась сама собой. Стоит вспомнить жестокую месть княгини Ольги древлянам.
Культура древних славян отличалась замкнутостью и статичностью. В её основе был цикл повторяющихся обрядов, связанных с магией земледелия, с крестинами, свадьбами, похоронами. Огромная роль отводилась гаданиям и заговорам. 7
Вывод:
человек в языческом мире предстаёт
обезличенным объектом. Он не осознаёт
и не воспринимает себя, как нечто
особенное, по отношению к другим
объектам. Но именно эта культура предшествовала
и в определённой степени подготавливала
почву к возникновению
Предпосылки к принятию христианства
Становление государственности славян послужило началу военных походов и расселению славян в пределах Византийской империи. В течение VI-VII вв. славянские племена заселили почти весь Балканский полуостров и проникли вплоть до древней Спарты. По свидетельствам византийских авторов, императоры, не имея средств для отражения славянских набегов, не только предоставляли им земли для заселения, но и вступали в союзнические отношения, а славянские дружины служили в византийской армии. Поэтому такое тесное общение двух народов не могло не привести к постепенному принятию плодов византийской культуры нашими предками. С большой долей достоверности можно говорить о том, что уже в те далекие времена часть русов, возвращавшихся из походов в Византию, и дружинники, побывавшие в Константинополе, не только увидели и ощутили новый для них мир, мир высочайшей христианской культуры, но и сами приняли крещение. Через них остальная Русь могла непосредственно узнавать о вере Христовой.
Христианизация
Руси, её предпосылки, обстоятельства
и последствия связаны с
«Не вызывает
сомнений и то, что восточные славяне
имели достаточный опыт строительства
сложных в архитектурном
Таким
образом, дохристианская Русь имела
собственную традицию в храмовой
и градостроительной
Вывод:
Киевская Русь к концу X века имела
развитую материальную культуру, уровень
которой позволял ей не проситься
в ученики к другим государствам.
Она сама поставляла в другие страны
предметы ремесленного производства:
оружие, замки, украшения, черепицу. Русь
могла переходить к формированию
регулярной армии. Успехи земледелия и
ремесла создавали предпосылки
для активизации внутренней и
внешней торговли, межгосударственных
связей, для становления древнерусской
государственности. Всё это вместе
и явилось определяющими
Христианство в довладимирский период
Нельзя сказать, что языческая Русь была совсем незнакома с христианской религией. Правда, когда и при каких условиях появились первые христианские общины в Киеве, доподлинно не известно. Почти все церковные источники начало проникновения христианства на Русь связывали с крещением Владимира. «Предпосылки принятия христианства на Руси появились ещё в начале II века н.э., когда римские императоры выселяли фанатических приверженцев новой религии на окраины империи, в том числе на территорию современной Молдавии и Причерноморья. Здесь и могло произойти первое знакомство славянских племён с христианством, вернее, праславян с христианским сектантством. Разрозненные христианские общины могли найти среди народов покорённого Причерноморья благоприятную почву для распространения своих взглядов.
На некоторое
время проникновение
Более активное появление христианства на Руси началось в IX веке. «Около 867 года крещение приняли росы, ранее совершившие нападение на Константинополь. Об этом сказано во вполне официальном документе – послании патриарха Фотия. Но не известно, о каких росах идёт речь. О крещении росов около 886 года говорится в некоторых византийских хрониках. С XI упоминается и митрополия «Росия». Но это не киевская митрополия. Она существовала и позднее, вплоть до XII века, независимо от Киевской Руси. Вероятно, что она занимала территорию Восточного Крыма и Таманского полуострова, где также издавна располагалась Русь – Русь Тмутараканская. Правда, есть намёк на принадлежность к христианской общине киевского князя второй половины IX века Аскольда: на его могиле позднее воздвигли церковь Николы. Но Аскольдова могила – это огромный холм, то есть чисто языческое погребение. И если сооружение церкви что-то символизировало, то, прежде всего, преемственность язычества и христианства».
Достоверные сведения о наличии в Киеве христианской общины относятся к середине X века. Узнаём о ней из договора князя Игоря с греками 944 года. Киевская знать и купцы, участвующие в заключении договора, представляют две равноправные общины: языческую и христианскую. Язычники клянутся на оружии именем Перуна, а христиане в Константинополе клянутся в верности слову церковью Ильи в Киеве, а в самой столице, а в самой столице подтверждают эту клятву в Ильинской церкви.
Наряду с вопросами о выплате дани, найме славян в византийскую армию, об условиях торговли, постоянно обсуждался вопрос о принятии Русью христианства. Русь в это время не выступала с инициативой принятия христианства, так как пока ещё не созрела до таких перемен. Но после длительных переговоров было достигнуто соглашение о крещении послов и допуске на русские земли миссионеров.
Вывод: христианство пришло на Русь не вдруг. Оно проникало сюда постепенно, и процесс этот растянулся на века. Крещёные христиане-росы жили задолго до крещения Владимира.
Роль княгини Ольги
Нам не известна цельная картина жизни великой княгини Ольги. Все сведения о ней почерпнуты из преданий. Но её роль в крещении Руси оценивается церковью очень высоко. В середине XI века была составлена основа «Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси», куда вошло предание о крещении Ольги. В центре повествования стоят два образа – Игорь и Ольга. Они создали семью, когда жениху было около тридцати лет, а невесте – только 13. В преданиях отмечалось, что она – северянка, а некоторые считали её болгаркой из Плескова. Через 10 лет после женитьбы Игорь стал великим князем Руси. Ключевым моментом в легенде об Ольге является посещение Византии. Многие поколения учёных исследуют малейшие крупицы информации об этой поездке.
Князь Игорь был язычником: он и клятву давал не в Ильинской церкви, а «приде на хълм, къде стояше Перун и покладоша оружие свое и щиты и злато», и похоронен он был Ольгой по языческому обряду под огромным курганом. Но среди боярства, его послов к императорам Византии была уже какая-то часть христиан. Вдова Игоря, княгиня Ольга около 959 года приняла христианство по греческому обычаю, совершив путешествие в Царьград. Возможно, она предполагала сделать христианство государственной религией, но здесь сразу резко обозначилось противоречие, порождённое византийской церковно-политической концепцией: цесарь империи был в глазах православных греков наместником бога и главой как государства, так и церкви. Из этого делался очень выгодный для Византии вывод – любой народ, принявший христианство из рук греков, становился политически зависимым народом или государством. Киевская Русь, спокойно смотревшая на христианские верования, предпочитала такие равноправные взаимоотношения с Византией, которые определялись бы взаимной выгодой, равновесием сил и не налагали бы на Русь никаких дополнительных обязательств, связанных с неубедительной для неё божественностью императора. Во всяком случае, Константин Багрянородный – восприемник Ольги при крещении – «нарёк её дщерью», то есть подчинённой ему, а не равноправной «сестрой».
Однако учёные, разрабатывавшие тему становления христианства на Руси, отрицали роль Ольги в христианизации государства, утверждая, что она сильно преувеличена и романтизирована церковью.