Возникновение буддизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:04, реферат

Описание работы

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий.
Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад в Индии как религиозно-философское учение, буддизм создал уникальную по масштабности и разнообразную каноническую литературу, и многочисленные религиозные институты. Широкая интерпретация философских положений буддизма содействовала его симбиозу, ассимиляции и компромиссу с различными местными культурами, религиями, идеологиями, что позволило ему проникнуть во все сферы общественной жизни, начиная от религиозной практики и искусства, и кончая политическими и экономическими теориями.

Содержание

Содержание.
1. Введение……………………………………………………стр2
2. Возникновение буддизма………………………………...стр3
3. Легенда о возникновении буддизма……………………стр6
4. Основные положения буддизма………………………..стр10
5. Религиозный культ буддизма……………………………стр13
6. Буддизм в современном мире…………………………..стр15
7. Заключение………………………………………………...стр16
8. Список используемой литературы……………………...стр17

Работа содержит 1 файл

ЭТНОЛОГИЯ готова!!!!.docx

— 41.98 Кб (Скачать)

Его охватило  отвращение ко всему, ничто не  могло возвратить безмятежности  детства. Мир, жизнь оказались неприемлемыми. Это было восстание против  самих основ мироздания, мятеж  надисторического значения.

И в ту  же ночь он тайком покинул  дворец, чтобы в отшельничестве  искать путь, ведущий к избавлению  от страданий.В то время ему  шел тридцатый год.Изучив философские  системы и поняв, что они не  могут разрешить мучившие его  проблемы, Гаутама захотел обратиться  к йогам-практикам.

Затем, покинув  своих наставников-йогов, Гаутама  уединился в джунглях для того, чтобы самому бесстрашно ринуться  по пути самоистязания. И вот  в один прекрасный день, когда  после многочасовой неподвижности  он пытался подняться, ноги, к  ужасу наблюдавших эту сцену  друзей, отказались его держать, и Гаутама замертво свалился  на землю. Все решили, что это  конец, но подвижник был просто  в глубоком обмороке от истощения.Отныне  он решил отказаться от бесплодного  самоистязания.

Счастливый  случай помог ему. Дочь одного  пастуха, сжалившись над аскетом, принесла ему рисовой похлебки. Гаутама принял её подаяние  и впервые за долгое время  утолил свой голод.Весь день  он отдыхал в тени цветущих  деревьев на берегу реки, а  когда солнце склонилось к  западу, устроил себе ложе среди  корней огромного баньяна и  остался там на ночь.И тут  произошло самое значительное  событие в жизни Гаутамы. Годы  раздумий и мук, искания и самоотречения, весь его внутренний опыт, чрезвычайно  изощривший и утончивший душу, — все это как бы собралось воедино и дало плод. Явилось долгожданное "просветление". Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между людьми, между человечеством и незримым миром. Вся Вселенная как бы предстала перед его взором. И всюду он видел быстротечность, текучесть, нигде не было покоя, все уносилось в неведомую даль, все в мире было сцеплено, одно происходило от другого. Таинственный сверхчеловеческий порыв уничтожал и вновь возрождал существа. Вот он — "строитель дома"! Это Тришна — жажда жизни, жажда бытия. Это она возмущает мировой покой. Сиддхартхе казалось, что он как бы присутствует при том, как Тришна вновь и вновь ведет к бытию ушедшее от него. Теперь он знает с кем надо бороться, чтобы обрести избавление от этого страшного мира, полного плача, боли, скорби. Отныне он стал Буддой Просветленным..."

   Это  случилось на берегу речки  Наиранджаны, в местечке Урувилва, в теперешней БодхГае (штат Бихар). Сидя под священным деревом  бодхи он познал "четыре благородные  истины".

   Демон  зла, бог смерти Мара, пытался  заставить "просветленного" отказаться  от возвещения людям пути спасения. Он запугивал его страшными  бурями, своим грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобы соблазнить его радостями  жизни. Но Будда победил всё, в  том числе и свои сомнения, и вскоре произнес в "Оленьем  парке", недалеко от Варанаси  первую проповедь, ставшую основой  вероучения буддизма. Её слушали  пять его будущих учеников  и два оленя. В ней он кратко  сформулировал главнейшие положения  новой религии. После провозглашения "четырех благородных истин", окруженный все умножающимися  учениками — последователями, Будда ходил сорок лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.

   Умер  Будда, согласно легенде, в 80 лет  в Кушинагаре, который, как полагают, соответствует нынешней Касие, расположенной  в восточной части штата Уттар  Прадеш. Он лег под деревом  бодхи в "позу льва" (на правом  боку, правая рука под головой, левая вытянута вдоль выпрямленных  ног) и обратился к собравшимся  около него монахам и мирянам  со следующими словами: "Теперь, о монахи, мне нечего больше  сказать вам, кроме того, что всё  созданное обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к  спасению". Уход Будды их жизни  буддисты называют "mahaparinirvana" — великим переходом в нирвану. Эта дата почитается так же, как и момент рождения Будды и момент "прозрения", поэтому её называют "трижды святым днем".

В представлении  буддистов Гаутама - это архетип  многих предыдущих будд, воплотивший  в себе черты бесчисленных  индивидуальностей      и эволюционировавший в течение многих миллионов лет в борьбе с силами зла. Согласно этому учению будды появлялись с незапамятных времен. Одни версии утверждают, что до Гаутамы жили шесть будд. В других версиях сообщается о существовании 24 поколений будд, в третьих - о тысяче поколений будд.

Благодаря непрерывной  цепи перерождений тело Будды-Гаутамы  приобрело необычные свойства, скрытые  под внешней оболочкой человеческого  существа. Согласно поверьям, это "духовное  тело" могли видеть только истинно  верующие: "великолепное тело" Будды было около пяти с  половиной метров высотой, золотистого  цвета, от него исходили лучи, освещая огромные пространства. Такое представление о "духовном  теле" Будды является отражением  древнеиндийских представлений  о том, что тела великих людей  излучают свет.

   Такова  реальная и мифологическая биография  основателя буддизма. Провозглашенное  им учение стало основой, на  которой со временем было воздвигнуто  достаточно внушительное здание  мировой религии.

Основные  положения  Буддизма

   Возникновение  буддизма было связано с появлением  ряда произведений, вошедших впоследствии  в состав канонического свода  буддизма — Типитаки; это слово обозначает на языке пали "три сосуда" (точнеё три корзины). Типитака была кодифицирована около III в. Тексты Трипитаки разделены на три части — питаки: Виная-питака, Суттапитака и Абхидхармапитака. Виная-питака посвящена преимущественно правилам поведения монахов и порядкам в монашеских общинах. Центральную и наибольшую часть Трипитаки составляет Сутта-Нипата. Она содержит огромное количество повествований об отдельных эпизодах жизни Будды и егоизречений по различным поводам.В третьей "корзине"Абхидхармапитаке заключаются главным образом проповеди и поучения на этические и абстрактно-философские темы.

Вселенная  в буддийской догматике имеет  многослойное строение. Можно насчитать  десятки небес, упоминаемых в  различных канонических и неканонических  сочинениях Хинаяны и Махаяны.

Всего  существуют 31 сфера бытия, расположенные  друг над другом, снизу вверх  по степени своей возвышенности  и одухотворенности. Они делятся  на три разряда: кармолока, рупалока  и арупалока.

В кармалоку  входят 11 ступеней или уровней  сознания. Это низшая область  бытия. Здесь полностью действует  карма. Это полностью телесная  материальная сфера бытия, лишь  на высших своих уровнях начинающая  переходить в болеё возвышенные  стадии.

Уровни  с 12-го по 27-й относятся к болеё  высокой сфере созерцания рупалоке. Здесь уже действительно не  прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным  миром, с формами вещей. И, наконец, последний уровень арупалока отрешен от формы и от телесного материального начала.

Фундаментальной  концепцией философии буддизма  является представление о дхарме. ДХАРМА (санскр.), ДХАММА (пали)  чрезвычайно важный и многозначный термин не только буддизма, но и всей индийской философии. Палийский термин употреблялся в основном школой тхеравада, санскр. — в школах махаяны. Санскритская форма слова "дхарма" — производная от арийского корня dhar — утверждать, поддерживать, защищать; переводится как "система", "доктрина", "религия", "добродетель", "моральное качество", "долг", "справедливость", "закон", "образец", "норма", "идеал", "истина", "форма", "условие", "причина", "порядок мироздания" — значение зависит от контекста. Можно выделить 5 групп основных значений термина Дхарма: 1) доктрина; какое-либо учение, излагаемое в систематической форме; руководящие жизненные принципы, принимаемые человеком; в буддизме — учение Будды; 2) правило; правильное поведение; справедливость; закон: праведность; 3) условие; причина или прошлое, выступающее причиной; причина и следствие как практически идентичные; 4) феноменальное; Дхарма как следствие (в этом значении она употребляется в Дхаммападе: "Все дхармы (т. е. все феноменальное) сотворены мышлением"). Приложение слова "дхарма" к феноменальному миру указывает на его упорядоченную структуру; мир — это выражение закона; 5) высшая реальность — точечные моменты бытия, вспышки психофизической "энергии". Уже в раннем буддизме элементы-дхармы классифицируются трояким образом: по скандхам (Skandha), аятанам (ауtanа) и дхату (dhatu). По скандхам разделялись элементы, составляющие эмпирическую личность (пудгала), т. е. личность, с которой люди имеют дело в повседневной жизни. С точки зрения же "высшей реальности" эта личность нереальна, т. к. складывается из 5 скандх элементов: а) телесных Дхарм составляющих тело (рупа); б) Дхарм ощущений и чувств (ведана); в) Дхарм восприятии, представлений (самджня); г) Дхарм кармических "формирующих факторов" (самскара); д) Дхармы сознания, различительного знания (виджняна). С точки зрения процесса познания все дхармы делятся на 12 "сфер познания" (аятана), 6 внутренних и 6 внешних, или 6 познавательных способностей и 6 соответствующих им объектов. Классификация по "классам элементов" (дхату) основывалась на предыдущей классификации, но была более подробной: в ней к 12 сферам добавляли 6 модусов сознания (зрительное сознание, слуховое сознание и тому подобное), которые и формировали, с точки зрения буддистов, единый поток сознания. Согласно буддизму, человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, но эти ощущения не субъективное представление индивида, а объективный факт, следствие волнения дхарм, частиц мироздания. Дхармы - мгновенные элементы, вступающие в мгновенные комбинации, будучи сами неизменны; но сочетаясь, каждый раз по-новому, они образуют новые структуры. Дхармы  здесь - нечто похожее на атомы-монады духовного начала Пуруши из Упанишад. Они не познаваемы, абсолютны, неистребимы. Поток дхарм образует личность, и от их сочетания зависит, в какое существо переродится человек. В виде связующей и организующей силы выступает карма, располагающая элементы в соответствии с поступками человека. Конечной целью учения буддизма является спасение - избавление человека от страданий, от привязанности к своему Я, переправление через океан бытия - сансару, вступление в состояние сверх бытия, к которому стремится все сущее. Нирвана - "погашение", "покой", прекращение волнения дхарм, их новых сочетаний: человек выходит из кругооборота бытия, но дхармы не исчезают, лишь прекращается их волнение. Нирвана не есть смерть, так как смерть не успокоение дхарм, а промежуточное состояние перед их новым образованием. Волнение дхарм при этом продолжается. Идеал буддизма - в устранении основного противоречия между эмпирическим бытием (сансарой) и покоем (нирваной), в достижении состояния однобытия с миром. Этому служит путь самосовершенствования - путь подавления страстей, порождающих страдание, путь достижения внутренней уравновешенности. Волнение, мрак происходят от неведения; мрак не рассеивается мудростью, потенциально заложенной в каждом. "Каждый человек - Будда, только не каждый понимает это", - говорят буддисты. Итак, в соответствии с философией буддизма в мире нет ничего, кроме волнующихся дхарм, что делает все сущее нереальным, иллюзорным, пребывающим в вечном непостоянстве, однако истинно сущее, абсолютное существует в самом эмпирическом бытии, проявляется в своих носителях - дхармах. Такое миропонимание объединяет буддизм всех направлений, как бы они не различались между собой.

   БОДХИ (санскр., пали, дословно — “пробуждение”, “просветление”) — одно из ключевых  понятий буддизма, означающее высшее  состояние сознания, духовное просветление. Достижение Бодхи не есть прекращение  духовного развития личности. Есть  разные уровни достижения этого  состояния: низший из них —  состояние архата, высший — бодхисаттва  и будда. Достижения Бодхи —  цель каждого буддиста. Для этого  человеку необходимо пробиться  через барьеры обыденного мышления  к недвойственности, которая лежит  за противопоставлением “Я”  и “не-Я”. Однако редко кто  становится буддой. Поэтому в  священном писании содержатся  высказывания о низших ступенях  лестницы, ведущей к духовным  вершинам: самадхи, праджня, сатори. Бодхи  входит как составная часть  в ряд понятий и названий, играющих  важную роль в буддийской истории, мифологии, философии: Бодхи-Гая —  местность, в которой на Шакьямуни  снизошло просветление; дерево бодхи, под которым оно произошло, бодхисаттва  — личность, стремящаяся к состоянию  просветления; бодхичитта — энергия, движущая бодхисаттву к просветлению.

Религиозный  культ буддизма

   В  раннем буддизме религиозный  культ был очень простым - он  ограничивался чтением текстов, проповедей и исповедью, а так  же почитанием реликвий и предметов, использовавшихся Буддой. В принципе  единственным периодическим культовым  актом общины монахов можно  признать церемонию, называемую  пошадха ("постный день"). И обряд, и сам термин были известны давно, но Будда придал им новый смысл - превратил этот день культа в день покаяния. Место молитвы занимает медитация, так как учение Будды не содержит идеи бога. Занятия медитацией - это путь к спасению, хотя необходимо и моральное поведение. Будда указал четыре места для паломничества и четыре места для реликвий. Паломничеству определены место рождения Будды; место, где он стал просветленным; место его первой проповеди; место смерти.  В отношении своих останков он отдал распоряжение, чтобы их сожгли, а пепел разместили в четырех гробницах, возведенных на перекрестке четырех дорог. Гробница так и называется - ступа. Со временем в индии началось строительство множество таких ступ (без всяких останков Будды), представляющих собой центры медитации и культа.

   Живому  Будде поклонялись, после его  смерти начали почитать его  реликвии, причем их считали талисманами. Община монахов, однако, не обращалась  к нему вообще, ибо в нирване  он не мог никого услышать, а молитвы ранний буддизм не  знал. Вначале избегали изображений  Будды, обозначая его присутствие  следами ног, пустым троном, поломанным  фиговым деревом (дерево бодхи) или "кругом учения". Со временем, возможно, с 1 века, ему начали ставить  статуи, и постепенно культ реликвий  и статуй широко распространился.

   Почитание  изображения, живописного или скульптурного, Будд, Божеств, Великих Учителей  вовсе не является идолопоклонством. Благодаря изображению верующий  может установить с ними прямой  контакт. Первая буддийская икона  появилась при жизни Будды  Шакьямуни. Будда призвал художника  и попросил в точности воспроизвести  на полотне его облик : "Пусть  оно символизирует меня". В  буддизме существует традиция  почитать и держать изображения  Будд, Божеств, Великих Учителей  в храмах, монастырях и домах  верующих. Благодаря этому дом  каждого верующего превращается  в храм, в котором обитают Будды  и Божества. Сейчас известны многочисленные  истории о чудесных свойствах  тханок: изображения иногда разговаривают  с наиболее преданными своими  почитателями, помогают излечиться  от болезней и так далее.

Ваджра  — символ буддизма, подобно тому, как крест — символ христианства, полумесяц — ислама, ворота “тории”  — синтоизма. Тексты определяют  его следующим образом: алмаз, громовой топор, пучок скрещенных молний, выступающие как символ божеств, истины учения Будды. В индийской мифологии Ваджра была известна задолго до буддизма как громовой топор бога Индры и ряда других богов. Ее эпитеты: медная, золотая, железная, каменная, с 4 или 100 углами, 1000 зубцами. Ваджра может иметь вид диска, а может быть крестообразной. Ей приписывали способность вызывать дождь и быть символом плодородия. В буддизме облик Ваджры таков: перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами (известны одинарный, двойной, тройной, крестообразный варианты). Ряд верховных божеств пантеона имеют слово “Ваджра” в составе своих имен и Ваджру в качестве одного из атрибутов. Таковы Ваджрадхара — “держатель Ваджры” (символ принципа просветления), Ваджрапани — “рука, держащая Ваджру” (символ уничтожения тупости и заблуждения), Ваджрасаттва — “имеющий сущность Ваджры” (символ очищения) и др. В ваджраяне Ваджра олицетворяет мужское начало Вселенной, сострадание, активность. В буддийском  изобразительном искусстве она выступает в паре с колокольчиком — символом женского начала, мудрости, пассивности.

Буддизм  в современном  мире

   Во  многие годы своего существования  Буддизм распространился в азиатском  регионе, где во многих государствах  оказывает сильное влияние на  общественную и политическую  жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде  руководство церковью принадлежит  главам государств. В странах, где  сильно влияние Буддизма, сохраняется  множество монахов: достаточно сказать, что в Камбодже монахом является  каждый двадцатый мужчина. Буддийские  монастыри выступают в качестве  крупных учебных заведений, которые  являются центрами просвещения  и искусства.

Информация о работе Возникновение буддизма