Возникновение буддизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:04, реферат

Описание работы

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий.
Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад в Индии как религиозно-философское учение, буддизм создал уникальную по масштабности и разнообразную каноническую литературу, и многочисленные религиозные институты. Широкая интерпретация философских положений буддизма содействовала его симбиозу, ассимиляции и компромиссу с различными местными культурами, религиями, идеологиями, что позволило ему проникнуть во все сферы общественной жизни, начиная от религиозной практики и искусства, и кончая политическими и экономическими теориями.

Содержание

Содержание.
1. Введение……………………………………………………стр2
2. Возникновение буддизма………………………………...стр3
3. Легенда о возникновении буддизма……………………стр6
4. Основные положения буддизма………………………..стр10
5. Религиозный культ буддизма……………………………стр13
6. Буддизм в современном мире…………………………..стр15
7. Заключение………………………………………………...стр16
8. Список используемой литературы……………………...стр17

Работа содержит 1 файл

ЭТНОЛОГИЯ готова!!!!.docx

— 41.98 Кб (Скачать)

Содержание.

    1. Введение……………………………………………………стр2
    2. Возникновение буддизма………………………………...стр3
    3. Легенда о возникновении буддизма……………………стр6
    4. Основные положения буддизма………………………..стр10
    5. Религиозный культ буддизма……………………………стр13
    6. Буддизм в современном мире…………………………..стр15
    7. Заключение………………………………………………...стр16
    8. Список используемой литературы……………………...стр17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

   Буддизм - самая древняя из трех мировых  религий. Христианство моложе его  на пять, а ислам - на целых двенадцать  столетий.

   Возникнув  более двух с половиной тысяч  лет назад в Индии как религиозно-философское  учение, буддизм создал уникальную  по масштабности и разнообразную  каноническую литературу, и многочисленные  религиозные институты. Широкая  интерпретация философских положений  буддизма содействовала его симбиозу, ассимиляции и компромиссу с  различными местными  культурами, религиями, идеологиями, что позволило ему проникнуть во все сферы общественной жизни, начиная от религиозной практики и искусства, и кончая политическими и экономическими теориями.

   В  зависимости от угла зрения  буддизм можно рассматривать  и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный  комплекс, и как образ жизни.

   Философия  буддизма глубока и оригинальна, причем интеллектуальный потенциал  философии высок даже на фоне  поисков мыслителей Упанишад. Не  случайно выдающийся русский  востоковед О.О. Розенберг говорил, что буддизм - "ключ к восточной  душе", подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять  особенности культур и мышления  многих восточных народов.

   Буддизм - система начатая Буддой - Гаутама, скорее метапсихология, чем харизматическая  религия, она менее подвержена  воображению и символизму, нежели  христианство. Это, по существу, руководство или самоучитель правильного видения и очищения от иллюзорных идей о нашем мире.

   Сегодня  буддизм делится на две ветви: северную и южную. Вторая является "мозгом Будды" или "Доктриной  глаза" - эзотерической философией  для внешнего мира, а первая - "сердцем  Будды", то есть внутренней  доктриной учения.

   Различие  между ними такое же, как между  горами и равниной, льдом и  пламенем, интеллектом и чувственностью. Оно сродни (хотя, возможно, и спорно) разнице между протестантством  и католицизмом. Северная доктрина, распространенная в Гималаях  и высокогорных плато, более холодная, чистая, аскетическая и интеллектуальная. Южная возникла в более жарких и населенных регионах с меркантильными чаяниями и переполненными народом улицами, а потому имеет более мирской подход.

Ни одна из  ветвей не является главенствующей. Подобно Ян и Инь - это две  стороны одной медали.В настоящее  время буддизм является одной  из основных и самых распространенных  мировых религий.

   Возникновение  буддизма

   Буддизм  возник на территории Индостана  в VI в. до н.э. В дальнейшем он  завоевал миллионы последователей  в странах Азии, но на территории  Индостана утратил свои позиции  и фактически исчез.

   В  середине 4 в. до н. э.  Индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и социально-духовного господства в Северной Индии брахманизма. Это религиозная система, восходившая к племенным культам древних арьев и признававшая высшим авторитетом сборники древнейших гимнов и заклинаний - Веды, сочетала высокоразвитую религиозно-философскую мысль и архаические социальные нормативы, закреплявшие племенной принцип принадлежности к социально-политической группе, в первую очередь к сословию-варне. Господствовали варны брахманов и кшатриев, восходившие -  реально или номинально - к арьям.  Их считали "дваждырожденными", но даже и они были бессильны перед возникавшими отношениями собственности, рабской зависимости. Их теснили в традиционных сферах деятельности: культовая практика племени и даже семьи все более смещались в соседскую общину, неоднородную в социальном, этническом и культурном отношении; племенная дружина вытеснялась войском, что влекло к снижению роли и статуса витязя-кшатрия. Доминирующей становилась верхушка смешанных аборигенных этносов, территориальных образований, весьма арьянизированная, но не включаемая ортодоксами брахманизма в привилегированнные  брахманскую и кшатрийскую варны. Она оставалась социально и ритуально приниженной, хотя и была опорой царской власти в возникших государствах.

   Как  известно, в основе учения брахманов  уже в первой половине I тысячелетия  до н. э. лежали идеи о переселении  душ и о законе возмездия (карма), определявшем формы переселения. При этом целью человеческого  существования считалось познание  истины и освобождение от переселений (перерождений) души. Брахманизм строго  защищал сложившуюся древнеиндийскую  систему каст: только для представителей  высших каст (варн) открывается путь  к познанию и освобождению.

   Распадалась  родовая организация, традиционные  связи. Распад основной производительной  ячейки - большой патриархальной  семьи - и переход к земледельческой  соседской общине подрывал власть  племени и требовал нового  механизма социального регулирования  и защиты, новой системы обеспечения  социальной стабильности.

   Индия  изобиловала выброшенными или  сознательно ушедшими из мира  аскетами. Их активное противостояние  существующему миропорядку вызывало  симпатии, сочувствие, интерес к  их идеям широких масс населения, что, в свою очередь, заставило  внимательно приглядываться к  наиболее талантливым и популярным  проповедникам новых идей крепнущую  новую элиту.

   На  северной окраине индо-арийского  культурного ареала, в предгорьях  Гималаев, сложились конфедерации  племен Шакья, Личчхавов, Вриджи  - арьянизированных, но политически оппозиционных архаичным элитам и центральным структурам, со слабым влиянием брахманов, но усвоивших культурное наследие брахманизма. Откровенно кастовое, недемократическое учение брахманов не могло, естественно, удовлетворить всех. Основная масса населения древней Индии фактически оказывалась вне сферы его влияния. Неудивительно поэтому, что наряду с брахманизмом уже в середине 1 тысячелетия до нашей эры существовали и некоторые другие учения. Таковы, например, система санкхьи и близкая к ней система йогов. Цель этих учений - устранение страданий, достигавшееся отказом от чувственного мира, уходом в себя, созерцанием, что было уже  очень близко к идеалам буддизма.

Отправной точкой  буддизма является легенда об  индийском царевиче Сиддхартхе  Гаутаме. Около 530 года в Бенаресе  он "привел в движение колесо  Закона". Он проповедовал отказ от крайностей - аскетизма и гедонизма - и призывал избрать средний путь - просветление.

   Путь  освещает четыре истины. Согласно  им, существование человека неразрывно  связано со страданием. Реальный  мир есть сансара - круговорот  рождений, смертей и новых рождений. Сущностью этого круговорота  является страдание. Путь спасения  от страданий, в выходе из "колеса" сансары, путем достижения нирваны ("угасание"), состояния отрешенности  от жизни, высшего состояния духа  человека, освобожденного от желаний  и страданий. Постичь нирвану  может только праведник, победивший  желания.

   Три  вида тренировки - мораль, концентрация  и мудрость - концентрируют ум  на преодолении этого пути, что  включает йогу (санскритское jog - "соединять"). Могут развиться сиддхи - силы (называемые  на Западе психическими или  паранормальными),  которые распадаются на шесть категорий: телепатию, яснослышание, ясновидение, долгую память, отложенную анимацию и магические способности, включая левитацию (способность подниматься в воздух), tulpa-проекцию, изменение обличия. Такие силы рекомендуется игнорировать, так как они отвлекают от основной цели - освобождения от желаний, благодаря чему происходит освобождение от страданий. Но действительно ли ранние буддисты строго отвергали сиддхи? Рассказы о последних годах жизни Будды говорят о его состязании с колдунами и ведунами других религий.

   Идеи первоначального буддизма способствовали его распространению. В 3 в. до н. э. Ашока, правитель крупнейшего государства Индии, объявил себя покровителем буддийского монашества - сангхи и защитником этических норм буддизма - дхармы и тем самым укрепил центральную власть империи в соперничестве с местными элитами. На проведенном под контролем государства III Соборе в Паталипутре начался процесс канонизации учения. Утвердилось представление о "трех драгоценностях" буддизма: учителе - Будде, учение - дхарме, хранителе истины - сангхе. Именно сангха признавалась таким институтом, который указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Ключевой становится роль учителя, наставника, заступника, прошедшего весь путь к нирване или большую его часть - путь архата или бодхисаттвы. Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности облегчало его приспособление к местным условиям, освоение местных культов.

Легенда  о возникновении  Буддизма

   Основатель  буддизма - реальная историческая  личность. Во всяком случае, так  считает большинство ученых, занимающихся  историей этой религии, на основании  сохранившихся до наших дней  письменных источников. И эти  тексты, и основанные на них  научные исследования, фольклорные  жанры и художественные произведения, говоря об основателе буддизма, называют его разными именами: Сиддхартха, Гаутама, Шакьямуни, Будда, Татхагата, Джина, Бхагаван и др. Означают эти имена следующее: Сиддхартха - личное имя, Гаутама - имя  рода, Шакьямуни - "мудрец из племени  шаков (или шакья)", Будда - "просветленный", Татхагата - "так приходящий и  так уходящий" , Джина - "победитель", Бхагаван - "торжествующий". Самое  распространенное из них имя - эпитет Будда, от которого пошло  название всей религии.

   Будда - это слово происходит от санскритского  корня budh - "постигать, осознавать, пробуждаться, излечивать сознание". Оно означает  духовно пробудившихся существ, освободившихся от "смерти бытия".  "Просветленные" находятся в Нирване и не нуждаются в окружающем мире, но могут пожелать вновь родится, чтобы помочь человечеству. Человек, неточно называемый Буддой, - один из многих будд.

   В  настоящее время известно пять  биографий Будды: "Махавасту", написанная во втором веке  нашей эры; "Лалитавистара" (2-3 века нашей эры); "Буддхачарита", изложенная одним из буддийских  философов, поэтом Ашвагхошей (1-2 века  нашей эры); "Ниданакатха" (примерно 1 век нашей эры); "Абхинишкраманасутра", вышедшая из-под пера буддийского  схоласта Дхармагупты. Основные  разногласия возникают при определении  времени жизни Гаутамы: эта датировка  колеблется от IX до III веков до  нашей эры. Согласно официальному  буддийскому летоисчислению, Гаутама  родился в 623 году и умер в 544 до нашей эры, но большинство  исследователей считают датой  его рождения 564 год, а смерти - 483 год до нашей эры.

Спросите буддиста  о том, как возникла религия, которой  он следует, и вы получите ответ, что болеё двух с половиной  тысяч лет назад её возвестил  людям Шакьямуни (отшельник из  племени шакьев). В любой посвященной  буддизму книге вы найдете  основанный на религиозной традиции  рассказ о жизни странствующего  проповедника Сиддхартхи, прозванного  Шакьямуни и назвавшего себя  Буддой (санскритское — "buddha"), что означает "просветленный высшим знанием", "осененный истиной".

После бесконечного  множества перерождений, накапливая  в каждом из них добродетели, Будда явился на землю, для  того чтобы выполнить спасительную  миссию — указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама (отсюда его родовое имя — Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее за 500-600 лет до н.э. в долине Ганга, в среднем его течении.

Как и боги  других религий, Будда не мог  появиться на земле, подобно другим  людям. Мать Сиддхартхи — жена правителя шакьев Майя — увидела однажды во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она родила младенца, покинувшего её тело также необычным путем — через подмышку. Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и возрадовались приходу того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Асита предрек новорожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвали Сиддхартхой, что значит "выполнивший свое назначение". Он родился около 563 г. до Р.Х. близ Гималаев, на границе Непала. Повелитель шакьев Шуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Его рано стал тревожить характер ребенка. Еще мальчиком Сиддхарта любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживая моменты необыкновенных просветлений. Он окружил ребенка роскошью, скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящее светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила ему сына.

   Шуддходана  решил любым способом отвлечь  сына от его мыслей и настроений. Но возможно ли спрятать жизнь  от юноши, который с ранних  лет задумывается над её тайнами, можно ли скрыть от него  ту печальную истину, что все  вокруг полно страдания?

Но однажды  во время прогулки по городу, со своим возницей Чанной, Гаутама  встретил покрытого язвами больного, сгорбленного годами дряхлого  старика, погребальную процессию  и погруженного в раздумья  аскета. Так он узнал о неизбежных  для живых существ страданиях.

Информация о работе Возникновение буддизма