Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 10:17, реферат
Целью данного реферата является рассмотрение некоторых католических монашеских орденов их особенностей и значения в истории развития христианства и европейской цивилизации в целом.
Католические монашеские ордена стали возникать в IX в. как объединения людей, желавших посвятить свою жизнь молитвам и служению Богу. Эти организации имели свои своды правил – уставы. В зависимости от содержания этих документов ордена можно разделить на 4 группы:
Введение.........................................................................................................................................3
1 Католические монашеские ордена............................................................................................4
2 Уставные монахи………………………………………………………………………………5
2.1 Картезианцы.................................................................................................................5
2.2 Ордена принявшие устав Бенедикта Нурсийского...................................................5
2.2.1 Бенедиктинцы………………………………………………………………5
2.2.2 Камальдулы…………………………………………………………………6
2.3 Цистерианский ордена………………………………………………...……………..6
2.3.1 Цистерианский орден………………………………...……………………6
2.3.2 Орден бернардинцев..……………………………………………………...7
2.3.3 Флорский орден…………………………………………………………….7
2.3.3 Орден траппистов…………………………………………………………..7
2.3.5 Бригитты Святой орден. ……………………………………….………….8
2.4 Валломброза………………………………………………………………………….8
3 «Уставные каноники» и «уставные клирики»…………………………………...…………..9
3.1 Орден иезуитов (Иезуиты, Общество Иисуса)…………………………………….9
3.2 Ордена августинцев………………………………………………………………….9
3.2.1 Августинцы…………………………………………………………………9
3.2.2 Орден белых каноников (Орден премонстрантов)……………………..10
3.2.3 Орден босоногих братьев-отшельников………………………………...10
3.3 Орден братьев-созерцателей (Орден реколлектов)………………………………11
3.4 Доминиканские ордена……………………………………………………………..11
3.4.1 Орден доминиканцев (Орден братьев-проповедников)…………….….11
3.4.2 Милиция Иисуса Христа…………………………………………………11
4 Нищенствующие ордена……………………………………………………………………..12
4.1 Францисканцы………………………………………………………………………12
4.1.1 Францисканский орден…………………………………………………...12
4.1.2 Капуцины………………………………………………………………….12
4.1.3 Орден миноритов (Меньшие братья)……………………………………13
4.1.4 Орден клариссинок (Ordo sanctae Clarae)……………………………….13
4.1.5 Братья и сестры покаяния (Третий орден миноритов, Третий орден
францисканцев)…………………………………………………………...13
4.2 Иеронимиты…………………………………………………………………………14
4.3 Орден кармелитов…………………………………………………………………..14
4.3 Орден Бедных католиков…………………………………………………………..15
5 Военные монашеские ордена………………………………………………………………...15
5.1 Военные ордена на Святой земле………………………………………………….15
5.1.1 Орден иоаннитов (Иоанниты, Мальтийский орден, Орден госпиталье-
ров)…………………………………………………………………………15
5.1.2 Орден тамплиеров (Орден рыцарей Храма, Орден храмовников)…….16
5.2 Военные ордена участвовашие в Реконкисте…………………………………….17
5.2.1 Алькантара………………………………………………………………...17
5.2.2 Сантьяго де Компостела………………………………………………….18
5.2.3 Орден Монтеса……………………………………………………………18
5.3 Военные ордена в Северо-восточной Европе…………………………………….19
5.3.1 Орден дома святой Марии Тевтонской (Немецкий орден, Тевтонский
орден)………………………………………………………………………19
5.3.2 Орден меченосцев………………………………………………………...19
5.3.3 Орден ливонский………………………………………………………….19
Заключение...................................................................................................................................21
Список использованных источников.........
3.3 Орден братьев-созерцателей (Орден реколлектов)
Реколлекты (Recollecti fratres, состоящие в духовном общении). Конгрегации в некоторых католических монашеских орденах, отличающиеся более строгим соблюдением монашеского устава. Наиболее известны реколлекты францисканского ордена, которые в 1592 году в видах восстановления прежнего отшельничества, основали в Кастилии монастырь Талаве-ра; они обрекали себя на вечное молчание и не вкушали ни мяса, ни вареной пищи. В Испании среди цистерцианок существовали реколлектинки.
3.4 Доминиканские ордена
3.4.1 Орден доминиканцев (Орден братьев-проповедников)
Католический нищенствующий монашеский орден. Основан св.Домиником в 1215 г. в католической школе для девушек в Пруиле.
Первоначально доминиканцы приняли устав регулярных каноников св.Августина, т.к. на IV Латеранском соборе было принято решение о запрете организации новых монашеских орденов. В этом уставе не было обета бедности, который был принят только в 1120 г. по примеру францисканцев и внесен в общие правила ордена в 1228 г.
21 декабря 1216 г. было получено утверждение ордена от папы Гонория III. Орден быстро получил широкое распространение. В 1243 г. ученый Гуго Вьенский первым из доминиканцев был избран кардиналом, а в 1276 г. Петра из Тарентезы был избран папой под именем Иннокентия V.
К середине XIII в. орден доминиканцев стал одним из мощнейших орудий в руках папы в тайных действиях против императора Фердинанда II, а впоследствии использовался в роли устроителей заговоров и смут, игравших на руку папскому престолу.
Орден доминиканцев, наравне с орденом францисканцев, стал основой для инквизиции, появившейся в XIII в. Доминиканцам была поручена инквизиция в западной Франции, Ломбардии, Романье, Тревизо, Генуе, Германии и Австрии.
К 1337 г. число доминиканцев достигло 12 тысяч человек.
3.4.2 Милиция Иисуса Христа
Мирской нищенствующий орден. Создан орденом доминиканцев для тех мирян, которые желали принять устав нищенствующего ордена, не выходя из мира.
Орден принял упрощенный по сравнению с доминиканским устав, наиболее значимым в котором было запрещение прибегать к оружию, за исключением случаев защиты римской церкви, христианской веры и собственных земель.
Создание орденов "Милиции Иисуса Христа" и "Братьев и сестер покаяния" позволило в известной мере реорганизовать церковь, уничтожив часть преград, отделявших мирянам от духовенства и одновременно дав огромную силу нищенствующим орденам, привлекая к ним множество религиозно настроенных людей.
4 НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНА
4.1 Францисканцы
4.1.1 Францисканский орден
Основан в Италии в 1207 - 1209 гг. Франциском Ассизским.
Принятый изначально строгий и аскетический устав ордена привел к тому, что монахов путали с еретиками, в основном с катарами, и подвергали их преследованию. Франциск был вынужден составить новый устав, более краткий и менее строгий, который и был принят орденом. Группа францисканцев, сохранившая прежний устав, составила орден миноритов ("Меньших братьев").
Наряду с орденом доминиканцев францисканцы занимались проведением судов инквизиции.
В 1221 г. численность францисканцев достигла пяти тысяч человек, из них один кардинал и несколько епископов. На общем собрании 1260 г. орден был разделен на 33 провинции, 3 викариата с общим числом настоятельств 182.
В конце XII - начале XIII в. орден раскололся на конвентуалов (сторонников монастырской жизни, отвергавших строгий орденский устав) и спиритуалов (сторонников нищеты и строгого ригоризма). Под влиянием спиритуалов возникли две радикальные еретические секты - фратичелли и фагелланты.
К середине XIII в. орден францисканецв стал одним из мощнейших орудий в руках папы в различных тайных действиях, заговорах и смутах, игравших на руку папскому престолу.
Орден францисканцев, наравне с орденом доминиканцев, стал основой для инквизиции, появившейся в XIII в. Францисканцам была поручена инквизиция в Венссене, Провансе, Форкальке, Арле, Э, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии.
В XIII в. францисканцы были очень популярны в Италии, Испании и Франции.
4.1.2 Капуцины
Капуцины (Capucini ordinis fratrum minorum) - ветвь францисканцев, первоначально насмешливое прозвище, относившееся к остроконечному капюшону, носимому членами этого ордена. Он основан в 1525 году миноритом Басси в Урбино, утвержден в 1528 году папой Климентом VII и в 1529 году получил чрезвычайно строгий устав. Когда генеральный викарий ордена, Окино, перешел в протестантство (1543), ордену грозило упразднение; это заставило его всецело посвятить себя на службу папству.
Бедность часто соединяется у капуцинов с недостатком образования; они справедливо называются пролетариями между монахами. Одежду их составляет бурого цвета властяница с пришитым к ней капюшоном, и веревочный пояс, с висящей на нем веревкой для бичевания; они носят длинные бороды и сандалии на босых ногах.
Распространившись с 1573 года во Франции, с 1592 года в Германии и Швейцарии, с 1606 года в Испании, они в 1619 году получили отдельных генералов. В конце XVIII века они почти исчезли, но в последнее время снова увеличились в числе в католических странах. В 53 провинциях на конец XIX века у них считается 533 монастыря (12—в миссионерских провинциях), 239 странноприимных домов, 50 заведений для послушников, свыше 3000 патеров и более 2500 послушников. Существуют до настоящего времени.
Женский орден капуцинок (Capucinae) - конгрегация монахинь, учрежденная в Неаполе около 1538 года. Первоначально небольшая община, подчиненная ордену театинцев, эта конгрегация вскоре поручена была надзору капуцинов и приняла название «Дочерей Страстей Господних». Из-за костюма монахинь называли капуцинками. Они должны были ходить босиком и постоянно поститься, даже в случае тяжкой болезни. В Италии у капуцинок было много монастырей, особенно в Милане.
4.1.3 Орден миноритов (Меньшие братья)
Ветвь ордена францисканцев, придерживающаяся первоначального устава ордена. Отличалась крайним аскетизмом.
Посланные Франциском в Германию и Венгрию, минориты были первоначально изгнаны оттуда как еретики. Во Франции миноритов принимали за катаров и преследовали наравне с ними. В Испании 500 миноритов, будучи приняты за еретиков, умерли мученической смертью.
4.1.4 Орден клариссинок (Ordo sanctae Clarae)
Клариссинский женский монашеский орден наряду с миноритами и терциариями считается вторым орденом святого Франциска. Основательницей и первой настоятельницей ордена была благочестивая Clara Sciffi (1193—1253), родом из Ассизи. Она покинула отцовский дом, чтобы избежать замужества, и нашла убежище в соседнем монастыре Portiuncula, где жил святой Франциск. Под его влиянием Клара отреклась от мира и основала в монастыре святого Дамиана общину единомышленниц, из которой в скором времени образовался орден клариссинок (также называемых дамианистками). Канонизирована в 1255 году.
Несмотря на необычную строгость правил ордена, он быстро распространился в Италии, Франции, Испании и Германии.
Смягчение правил святым Бонавентурой
и, еще более, папой Урбаном IV повлекло
за собою раскол. Придерживающиеся
первоначальных правил, в отличие
от менее строгих — урбанисток,
— сохранили название клариссинок,
простых женщин или ордена Смирения. Вследствие
стремления к еще большей строгости, во
Франции возник орден сестер Ave-Maria; в Италии
в 1631 году появился еще более суровый орден
клариссинок; в 1676 году возник орден клариссинок-отшельниц
святого Петра Алькантарского. В Германии
первый монастырь клариссинок был основан
в Праге в 1231 году; самый богатый и наиболее
посещаемый их монастырь находится в Неаполе.
В общем орден имел 2000 монастырей, а после
реформации — 900 в одной Европе. Общины
клариссинок, сохранившиеся до настоящего
времени в Италии, Бельгии, Австрии и Америке,
представляют собою воспитательно-
4.1.5 Братья и сестры покаяния (Третий орден миноритов, Третий орден францисканцев)
Мирской нищенствующий орден. Создан в 1221 г. орденом францисканцев для тех мирян, которые желали принять устав нищенствующего ордена, не выходя из мира.
Орден "Братьев и сестер покаяния" принял облегченный по сравнению с францисканским устав, наиболее значимым в котором было запрещение прибегать к оружию, за исключением случаев защиты римской церкви, христианской веры и собственных земель.
Создание орденов "Братьев и сестер покаяния" и "Милиции Иисуса Христа" позволило существенно реорганизовать церковь, удалив часть преград между мирянами и духовенством, одновременно дав огромную силу нищенствующим орденам и привлекая к ним множество религиозно настроенных людей. К этому ордену принадлежали многие представители французского королевского дома, в частности, Людовик Святой и Екатерина Медичи.
4.2 Иеронимиты.
Иеронимиты – различных монашеские ордена, избравшие своим патроном блаженного Иеронима.
Древнейший из них утвержден папою Григорием XI в 1373 году. Иеронимиты следовали правилам святого Августина и быстро распространились по Испании и Португалии, а затем и в Америке. Впоследствии орден принял светский характер и был упразднен. Ныне существует лишь в Америке.
Женская ветвь этого ордена (иеронимитянки) основана в Толедо в 1375 году, но лишь при папе Илии II была официально признана, и монахини стали приносить торжественные обеты. В прежнее время этот орден был весьма распространен в Испании; ныне не существует.
В 1424 году третий генерал ордена испанского
Иеронима, Лупус де Ольмедо (ум. 1433) образовал
самостоятельную конгрегацию
В 1377 году в пустыне близ Моньебелло основан из раскаявшихся разбойников орден нищенствующих братьев или эремитов блаженного Иеронима, который быстро распространился, проник в Тироль и Баварию, но ныне насчитывает лишь немного монастырей.
В 1360 году основан орден иеронимитов в Фиезоле (отсюда название его — Congregatio Fesulana). В 1668 году он был упразднен папою Климентом IX.
4.3 Орден кармелитов
Католический монашеский орден, создан в XI веке в Палестине. По преданию орден был основан пророком Илией и ведет свое начало от Бертольда Колабрийского, основавшего общину отшельников у источника святого Илии на Кармель около 1156 года. Бертольд умер в 1187 году, 115 лет. В 1209 году патриарх Альбрехт Иерусалимский написал очень строгий устав ордена, через пятнадцать лет утвержденный римским папой Гонорием III. Кармелиты должны были жить в отдельных кельях, вообще не есть мяса, постоянно молиться или заниматься рукоделием, некоторое время проводить в совершенном молчании.
Главный приор Симон Сток препоручил орден особенному покровительству Пресвятой Девы Марии, почему кармелиты с 1245 года назывались Братиею Пресвятой Девы. Вытесненные сарацинами из Палестины, кармелиты с 1238—1244 годы поселились на Кипре, Сицилии, Италии, Англии, Франции и Испании.
В 1247 году от папы Иннокентия IV кармелиты получили менее строгий устав и вошли в состав нищенствующих орденов. В XVI веке в Испании был реформирован Терезой Авильской и св.Иоанном от креста. В ордене начался раскол и кармелиты разделились на обсервантов (босоногих), оставшихся соблюдать первоначальный устав, и конвентуалов (обутых), живших по смягченным уставам 1431 и 1459 годов. В дальнейшем в ордене возникло еще несколько отделений с особыми уставами и генералами, подчинявшиеся римским папам.
Первое время кармелиты
В 1880 году кармелиты и другие монашеские ордена были изгнаны из Франции, но кармелитки, получившие начало во Франции в 1452 году и жившие по строгому уставу, утвержденному папой Николаем V, остались.
Орден кармелитов существует и поныне, имея монастыри в Австрии и Германии, по поручению церкви занимаются воспитанием и обучением детей и молодежи. Монастыри кармелиток существуют также и во Франции и Германии.
4.3 Орден Бедных католиков
Христианский монашеский нищенствующий орден. Основан обращенным в католичество вальденсом Дурандо Хуеской (Дюран Гуэска) в 1207 г.
Орден Бедных католиков служил образцом нищеты и отречения. Монахи ордена всецело посвящали свою жизнь делу проповеди и распространения веры. В условиях повсеместного распространения катарской ереси и полной беспомощности церкви орден боролся с еретиками их же оружием - примером смирения, бедности и добродетели.
Члены ордена давали обеты строжайшего целомудрия. Они спали на голых досках, молились семь раз в день и соблюдали собственные посты помимо установленных церковью.
Бедные католики ходили обутые в сандалии и в одежду белого или серого цвета, чтобы отличаться от вальденсов. Монахи ордена не подчинялись суду прелатов и оставляли за собой право избрания своих начальников.
К 1209 г. общины Бедных католиков были основаны в Арагонии, Безье, Каркассоне, Нарбонее, Ниме и Узесе. Однако при появлении в Лангедоке орден был воспринят местными прелатами крайне недоброжелательно из-за небрежного отношения монахов ордена к лангедокскому духовенству.
Информация о работе Важнейшие католические ордена, их история