Важнейшие католические ордена, их история

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 10:17, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение некоторых католических монашеских орденов их особенностей и значения в истории развития христианства и европейской цивилизации в целом.
Католические монашеские ордена стали возникать в IX в. как объединения людей, желавших посвятить свою жизнь молитвам и служению Богу. Эти организации имели свои своды правил – уставы. В зависимости от содержания этих документов ордена можно разделить на 4 группы:

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
1 Католические монашеские ордена............................................................................................4
2 Уставные монахи………………………………………………………………………………5
2.1 Картезианцы.................................................................................................................5
2.2 Ордена принявшие устав Бенедикта Нурсийского...................................................5
2.2.1 Бенедиктинцы………………………………………………………………5
2.2.2 Камальдулы…………………………………………………………………6
2.3 Цистерианский ордена………………………………………………...……………..6
2.3.1 Цистерианский орден………………………………...……………………6
2.3.2 Орден бернардинцев..……………………………………………………...7
2.3.3 Флорский орден…………………………………………………………….7
2.3.3 Орден траппистов…………………………………………………………..7
2.3.5 Бригитты Святой орден. ……………………………………….………….8
2.4 Валломброза………………………………………………………………………….8
3 «Уставные каноники» и «уставные клирики»…………………………………...…………..9
3.1 Орден иезуитов (Иезуиты, Общество Иисуса)…………………………………….9
3.2 Ордена августинцев………………………………………………………………….9
3.2.1 Августинцы…………………………………………………………………9
3.2.2 Орден белых каноников (Орден премонстрантов)……………………..10
3.2.3 Орден босоногих братьев-отшельников………………………………...10
3.3 Орден братьев-созерцателей (Орден реколлектов)………………………………11
3.4 Доминиканские ордена……………………………………………………………..11
3.4.1 Орден доминиканцев (Орден братьев-проповедников)…………….….11
3.4.2 Милиция Иисуса Христа…………………………………………………11
4 Нищенствующие ордена……………………………………………………………………..12
4.1 Францисканцы………………………………………………………………………12
4.1.1 Францисканский орден…………………………………………………...12
4.1.2 Капуцины………………………………………………………………….12
4.1.3 Орден миноритов (Меньшие братья)……………………………………13
4.1.4 Орден клариссинок (Ordo sanctae Clarae)……………………………….13
4.1.5 Братья и сестры покаяния (Третий орден миноритов, Третий орден
францисканцев)…………………………………………………………...13
4.2 Иеронимиты…………………………………………………………………………14
4.3 Орден кармелитов…………………………………………………………………..14
4.3 Орден Бедных католиков…………………………………………………………..15
5 Военные монашеские ордена………………………………………………………………...15
5.1 Военные ордена на Святой земле………………………………………………….15
5.1.1 Орден иоаннитов (Иоанниты, Мальтийский орден, Орден госпиталье-
ров)…………………………………………………………………………15
5.1.2 Орден тамплиеров (Орден рыцарей Храма, Орден храмовников)…….16
5.2 Военные ордена участвовашие в Реконкисте…………………………………….17
5.2.1 Алькантара………………………………………………………………...17
5.2.2 Сантьяго де Компостела………………………………………………….18
5.2.3 Орден Монтеса……………………………………………………………18
5.3 Военные ордена в Северо-восточной Европе…………………………………….19
5.3.1 Орден дома святой Марии Тевтонской (Немецкий орден, Тевтонский
орден)………………………………………………………………………19
5.3.2 Орден меченосцев………………………………………………………...19
5.3.3 Орден ливонский………………………………………………………….19
Заключение...................................................................................................................................21
Список использованных источников.........

Работа содержит 1 файл

Реферат Религиоведение.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

Его преемником по должности аббата Цистерцианского монастыря был Альберих, при котором папа Пасхалий II взял монастырь под свое особое покровительство. Альберих составил «Instituta monachorum Cisterciensium», в основу которых лёг бенедиктинский устав. Сначала строгость правил цистерцианцев служила препятствием приливу новых членов, но после того, как в орден вступил св. Бернард Клервоский с 30 товарищами (1112), число цистерцианцев стало быстро расти. В 1200 ордену принадлежало около 2000 монастырей во Франции, Германии, Англии, Скандинавии, Испании, Италии и Венгрии. Поэтому Бернарда называют вторым основателем ордена и вместо цистерцианцы иногда употребляют название бернардинцы.

В 1119 папа Иннокентий III утвердил «Charta libertatis», которая определяла внутреннюю организацию ордена. Во главе ордена стоял аббат центрального монастыря Cistercium; он должен был ежегодно объезжать все монастыри ордена или посылать вместо себя одного из аббатов. Главный аббат, вместе с четырьмя аббатами старейших монастырей составлял коллекцию, управлявшую делами ордена под непосредственным надзором со стороны папы. Высшей инстанцией являлся генеральный капитул, собиравшийся раз в год в Сито. В середине XII века начался упадок ордена, вследствие отступлений от строгого режима и внутренних раздоров. В 1615 среди цистерцианцев образовались две фракции, из которых одна требовала более строгого соблюдения устава, другая допускала уклонения от него.

В эпоху своего процветания цистерцианцы среди всех орденов занимали первое место по своему богатству и влиянию на современников. От них произошли рыцарские ордены Калатрава, Алкантара, Монтеза и Альфама — в Испании, фельянтинцы и трапписты — во Франции. В XVIII веке начались правительственные меры против цистерцианцев: в Австрии много монастырей закрыл Иосиф II, во Франции — национальное собрание в 1790.

Цистерцианцы носят в  монастыре белое одеяние с  чёрным наплечником, чёрный капюшон  и чёрный шерстяной пояс; на улице  ходит в сером одеянии вследствие чего известны в народе под именем «серых братьев». К тому же ордену принадлежали и женские цистерцианские монастыри. Первый из них по времени основал Стефан Гардинг в 1120. Самый известный — Пор-Рояль.

 

2.3.2 Орден бернардинцев

 

Орден бернардинцев выделился из ордена цистерианцев после его реорганизации в XII веке Бернаром Клервоским.

Бернардинцами также называли монахов-францисканцев, строго придерживавшихся устава своего ордена, которые в 1453 году обосновались в Польше при соборе св.Бернарда в Кракове.

 

2.3.3 Флорский орден

 

Монашеский цистерианский орден, основанный в 1191 г. в монастыре Сан Джованно ин Фьоре Иоахимом Флорским. В отличие от классического цистерианства, отличается более строгой практикой.

 

2.3.4 Орден траппистов

 

Выделился из ордена цистерианцев в 1636 году де Ранее, аббатом цистерцианского монастыря Ла-Трапп в департаменте Орн, близ Мортани, получившего название La Trappe от узкого входа в местную долину (откуда и название ордена). Для своих последователей де Ранее ввел строгие правила, представлявшие полный возврат к восточному аскетизму. Трапписты обязаны были II часов в сутки проводить в молитве, а остальное время посвящать тяжелым полевым работам; вечером они по уставу должны были несколько минут работать над сооружением для себя могилы, а спать в гробу на соломе. Помимо молитв, песнопений и «memento mori», которое заменяло у них приветствие, они должны были хранить глубокое молчание. Их пища состояла из овощей, плодов и воды, их одеяние из деревянных башмаков, рясы с капюшоном и веревки. Траписты подразделялись на мирских братьев и посвященных (профессы); кроме того, существовала еще категория так называемых «freres dounes», т.е. лиц, которые вступали в орден лишь на время в видах покаяния.

Принцесса Луиза де Конде основала женское отделение ордена. Изгнанные во время Французской революции конца XVIII века из Франции, трапписты удалились частью в Швейцарию, частью в Польшу, Россию и Пруссию, но везде навлекли на себя преследования. В 1817 году трапписты под предводительством Августина (Генри де Лестрань) восстановили свою обитель во Франции, и основали ряд других обителей, которые особенно процветали под руководством Герамба. Даже после Июльской революции орден продолжал свое существование под дарованном ему в 1834 году папой наименованием «Congregation des religieux Cisterciens de Notre-Dame de la Trappe». В 1880 году из Франции было изгнано 1450 траппистов.

 

2.3.5 Бригитты Святой орден.

 

Бригитта, шведская святая, родилась около 1303 года, происходила из королевской семьи и 16 лет от роду вышла замуж за принца Альфе; мать 8 детей. По смерти мужа святая Бригитта, ставшая цистерцианской монахиней, в 1346 году основала особый женский монашеский орден с культом страстей Христа и Марии, утвержденный в Риме в 1349 году. Она ездила на поклонение в Рим и основала там странноприимный дом для шведских пилигримов.

После путешествия в Иерусалим  она скончалась в Риме в 1373 году; к лику святых причислена в 1391 году, как покровительницы Швеции. Труд ее «Revelationes» (Любек, 1492) отличается глубоко мистическим характером и стремлением к церковной реформе.

Орден святой Бригитты допускал в  одном монастыре мужчин и женщин, причем для каждого пола были отдельные  помещения. Сюда же примкнули терциарии (францисканцы третьего класса) обоего пола. Режим был очень суровый; по воскресным дням читались проповеди на местном языке также для народа. Во время своего процветания орден насчитывал 74 монастыря, которые были рассеяны от Финляндии до Испании. Орден прекратил свое существование в Швеции ко времени Реформации, и в Испании в XVII веке.

 

2.4 Валломброза

 

Аббатство в Апеннинских горах, в Фиезольской епархии, 909 метров над уровнем моря. Иоанн Гуальберт  в 1038 году основал здесь монашеский орден, по правилам Бенедикта. Члены  его назвали себя валломброзанцами. Посвященный исключительно набожному созерцанию, орден Валломброза не получил большого распространения. В 1662 году он соединился с сильвестрианцами, но в 1681 году снова выделился и продолжал существовать сам по себе, хотя и в очень ограниченном числе членов. Во время революции монастырь Валломброза считался пощаженным, а в эпоху французского господства служил убежищем окрестному духовенству. Образование Итальянского королевства имело последствием секуляризацию церковного имущества, и старинный монастырь был превращен в лесной институт.

 

3 «УСТАВНЫЕ КАНОНИКИ»  И «УСТАВНЫЕ КЛИРИКИ»

3.1 Орден иезуитов (Иезуиты, Общество  Иисуса)

 

Основан в 1534 г. в Париже испанцем Игнатием Лойолой и утвержден папой Павлом III в 1540 г.

Основой ордена является жесткая  дисциплина, беспрекословное подчинение руководству и папе римскому. Орден  выведен из-под епископской юрисдикции. Основной принцип ордена: "Цель оправдывает средства". Структура ордена - иерархическая, состоит из четырех ступеней. Во главе ордена стоит генерал, избираемый съездом ордена. Орден делит мир на девять ассистенций, управляющих ассистентами, составляющими Генеральный совет ордена. Ассистенции делятся на провинции и вицепровинции, а они, в свою очередь, на коллегии или резиденции.

Для ордена характерен высокий  и разносторонний уровень образованности всех его членов. Благодаря этому  с самого момента основания члены ордена составляли значительную часть преподавательского состава в учебных учреждениях Европы, а с конца XVII в. - и в России. В период Реформации орден стал главной опорой католической церкви. К XVII в. орден стал играть значительную роль в политике, идеологии и экономике Европы. К середине XVIII в. орден представлял реальную угрозу уже и для папства. В 1733 г. папа Климент XIV под нажимом королевских дворов Испании, Португалии и Франции, принял решение о роспуске ордена.

Де-юре орден был распущен, однако его тайная деятельность не прекратилась. На тех территориях  России, где иезуиты имели существенное влияние, императрица Екатерина II запретила распускать орден, предполагая использовать его как политическую силу против католической церкви.

В 1814 г. папа Пий VII восстановил нормальное функционирование ордена в полном объеме.

На конец XX в. орден иезуитов насчитывает 35 тысяч членов. Издается около 1 тысячи газет и журналов на более чем 50 языках мира. Ордену принадлежит 33 университета и 200 школ.

 

3.2 Ордена августинцев

3.2.1 Августинцы

 

Орден августинцев – это последний  большой нищенствующий орден  католической церкви, ведет свое начало от святого Августина. Последний, после  своего крещения, с несколькими единомышленниками образовал в местности Тогасты (388) духовную общину, достигшую по причине всеобщего уважения к ее основателю большого процветания. Правилом для нее сначала служило лишь евангелие, позднее же стали пользоваться некоторыми указаниями, данными Августином в своих речах «De moribus clericorum» и в двух посланиях к монахиням в Гиппоне (423). Впоследствии в Италии, по ее образцу, образовались еще другие общины, например, иоаннибониты. Тосканские эремиты, бритинианцы и другие. Все они были объединены папой Иннокентием IV под общим именем Августинского ордена и 17 января 1244 года получили так называемое «Правило святого Августина», происхождение которого неизвестно. При Александре IV в 1256 году был избран генерал-приор и 4 провинциала для Италии, Испании, Франции и Германии. Орден был изъят из-под обыкновенной подсудности и получил привилегию, чтобы сакристан папской капеллы избирался из его среды.

В 1580 году устав ордена августинцев  был расширен. Во главе ордена стоит  генерал-приор, живущий в Риме; ему помогают влиятельные дефиниторы (советники); каждые 6 лет собирается главный капитул, имеющий право смещать приора и избирать нового. Устав не строгий, но кроме обыкновенных постов предписываются еще особенные. Одежда августинцев состоит из белого шерстяного подрясника с наплечником, черной рясы с длинными широкими рукавами, капюшона и кожаного пояса. Папа Пий V причислил августинцев (1567) к четырем нищенствующим орденам (доминиканцы, францисканцы, кармелиты, августинцы). В XIV столетии с ослаблением первоначальной строгости уставов, образовались многочисленные новые конгрегации, между прочим, и Саксонская (1493), к которой принадлежал Лютер. Thomas de lesys в Португалии (ум. 1582) основал орден босоногих августинцев, отличавшийся строгостью правил и постов и получивший от Григория XV в 1622 году особое устройство. Они особенно распространились по Японии, Перу, Филиппинским островам.

Монахини Августинского  ордена собирались еще в Гиппоне  вокруг сестры святого Августина, Перпетуи. Александр III в 1177 году основал в Венеции монастырь этого ордена и первой настоятельницей его была дочь императора Фридриха 1 Юлия. В эпоху наибольшего своего процветания, в начале XVI века Августинский орден, более занимавшийся спасением душ, чем научными или церковными делами, насчитывал около 2000 мужских и 300 женских монастырей. Когда произошла реформация, то многие августинцы в Германии примкнули к ней; тем не менее в XVIII веке еще существовали 42 провинции, не считая конгрегаций и викариатов в Индии и Моравии. Со времени французской революции этот орден во Франции, Испании, Португалии и Германии отчасти был уничтожен, в Австро-Венгрии и Италии сильно ограничен.

Августинцы практически представляют из себя объединение нескольких родственных  орденов. Наиболее известны из них уставные августинские каноники, белые каноники, орден отшельников св.Августина, орден босоногих братьев-отшельников, орден братьев-созерцателей, конгрегация уставных Латеранских каноников, конгрегация Вознесения.

В настоящее время насчитывается  около 10 тысяч августинцев.

 

3.2.2 Орден белых каноников (Орден премонстрантов)

 

Премонстранты (Норбертины, Белые  каноники) - духовный орден, основанный Норбертом. В лесу близ Куси, между  Реймсом и Ланом, Норберт собирал  своих первых учеников на лугу, по его  словам указанному ему небом (pratum monstrantum — откуда произошло название ордена). В 1121 году Норберт основал первый монастырь и дал ему усиленные правила августинского ордена.

По такому же строгому уставу возникло несколько женских монастырей; раньше норбертинки жили в общих с  мужчинами монастырях, отделенные от них стеною.

Настоятель главного монастыря  в Премонтре носил титул генерала и вместе с тремя другими аббатами из французских премонстрантов составили  верховный совет отцов ордена. После Реформации число монастырей премонстрантов сократилось наполовину. Чтобы восстановить ослабевший монастырский строй, в Испании (1573) монастыри соединились под одной, еще более строгой властью, но не порвали связи с монастырями прежнего устава. В 1630 году единение всех премонстрантов было утверждено новыми статутами.

В XVIII веке число мужских монастырей премонстрантов во Франции уменьшилось до 42, женские совершенно исчезли. Теперь существует только несколько премонстранских монастырей.

Одежда премонстрантов белая, состоит  из туники, наплечника и четырехугольного берета, выходя на улицу, они надевают плащ и широкополую шляпу.

 

3.2.3 Орден босоногих братьев-отшельников

 

Католический августинский монашеский орден. Утвержден около 1620 года. Является реформированной ветвью Ордена отшельников св.Августина.

Босоногими (лат. discalceati, то есть необутые) —назыв. монахи и монахини (босоногие), не носящие обуви совсем или в течение определенного времени (с 1 мая до Воздвижения Честного Креста) или же носящие вместо обуви лишь сандалии, то есть подметки (из дерева, кожи, веревок) с ремнями. Первого обычая придерживаются алькантарские монахи, которые появились в 1540 году в Пласенсии, в Испании, и распространились в Италии, особенно в Неаполе. Монахини кальварийской Божией Матери держатся второго обычая.

Босоногие не образуют самостоятельного ордена, а являют собой лишь высшую степень аскетической жизни в различных монашеских орденах, напр. у францисканцев, августинцев, мерценариев, камальдулов и др. Этот вид аскетического искуса широко распространила особенно св. Тереза, основательница кармелитского ордена босоногих в Испании в 1560 г. Босоногие ссылаются на слова Спасителя, запретившего своим ученикам брать на дорогу обувь. «Ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (Матф. 10, 10).

Информация о работе Важнейшие католические ордена, их история