Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:23, контрольная работа
Элементы свободомыслия, как говорят этно графы, возникают уже на стадии разложения первобытно-общинного строя. Этнографы встречались с эскимосами, которые не верили в духов, отрицали могущество шаманов. Видимо, такие взгляды были единичными и являлись следствием осознания своей собственной силы, ловкости и бесстрашия, а также обнаружения
1. СВОБОДОМЫСЛИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
Зарождение свободомыслия 3
Богоборчествои скептицизм в культуре древнего мира 3
Знания о мире и человеке, мифология и философия 4
Критика учения о богах с позиций здравого смысла 5
О причинах возникновения религии 6
2. СВОБОДОМЫСЛИЕ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА
2.1 Свободомыслие в средние века 7
Еретические движения в Западной Европеи на Руси 8
Вольнодумные трактовки вероучительных книг 10
Свободомыслие в народной культуре средневековья
Религиозный индифферентизм и гуманизм в литературных и
исторических сочинениях 11
Роль опытного знания в развитии свободомыслия 11
Свободомыслие в философии 12
Свободомыслие на средневековом Востоке 13
Свободомыслие в европейской философии 13
Вывод 16
Литература 17
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
ГВУЗ "Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры"
Кафедра философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу "Религиоведение"
на тему: "Свободомыслие в Древнем мире и Средневековье"
Выполнил: ст-т гр.
Проверил:
Днепропетровск 2012г.
Содержание
1. СВОБОДОМЫСЛИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
2. СВОБОДОМЫСЛИЕ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА
2.1
Свободомыслие в средние века
исторических сочинениях
Вывод
Литература
1. СВОБОДОМЫСЛИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
1.1 Зарождение свободомыслия
Элементы свободомыслия, как говорят этно графы, возникают уже на стадии разложения первобытно-общинного строя. Этнографы встречались с эскимосами, которые не верили в духов, отрицали могущество шаманов. Видимо, такие взгляды были единичными и являлись следствием осознания своей собственной силы, ловкости и бесстрашия, а также обнаружения
того, что мистические силы не оказывают воздействия на трудовые процессы.
С возникновением классового общества, с появлением людей умственного труда, по мере развития культуры свободомыслие проявляется чаще, захватывая и демократические, и элитарные слои общества. Оно присуще всем народам древнего мира, хотя развивалось неравномерно. Так, в крупных рабовладельческих деспотиях Древнего Востока (Египет, Вавилон), где фараон или царь обладали правом распорядиться жизнью человека, а жрецы выделились в отдельную касту, имели большую власть, свободомыслие пробивалось в духовную жизнь народа с трудом. На олее яркие проявления свободомыслия мы находим в Древней Греции и Риме. Благоприятные климатические и географические условия давали возможность человеку здесь чувствовать себя более независимым от природных стихий. Для древнегреческих городов-полисов было характерно демократическое устройство общества; свободных граждан здесь было больше, чем рабов, и они могли участвовать в управлении государством. Многие афинские граждане были грамотными. Жречество как особое сословие не сформировалось, ритуалы выполняли граждане, теология не была разработанной. Никто не был обязан верить в то, что говорили о богах и героях Гомер и Гесиод, хотя обрядовая сторона религии играла значительную роль, а страх перед богами и загробной жизнью присущ любому верующему греку или римлянину. В отличие от Египта или Вавилона в Греции и Риме развивалось философское учение, послужившее импульсом для критического осмысления религии. При всем своеобразии регионов древнего мира в духовной культуре населявших их народов содержались элементы богоборчества, скептицизма, безрелигиозного восприятия мира и человека.
1.2 Богоборчествои
скептицизм в культуре
Богоборческие идеи нашли отражение во многих литературных памятниках древнего В древнекитайской "Книге песен" ("Ши-цзин", XI - VI вв. до н. э.) сохранился богатый материал, свидетельствующий о том, что рабы проклинали божество - "Верховного императора": "Почему Верховное небо так несправедливо? Почему оно так жестоко? Почему оно творит такое зло?Почему оно лишило нас полной возможности жить?". Представления богоборцев отражены в Библии. Так, в Книге Иова сомнения в справедливости Бога возникают из-за великих страданий, выпавших на долю Иова. Автора волновал вопрос: почему страдает невинный человек, почему угнетены бедняки, вдовы и сироты, а богатые насильники процветают, почему вообще существует зло в мире, если Бог считается благим? Настроения богоборчества обнаруживаются и в древнегреческой культуре. Еврипид (ок. 480 - 406 до н. э.) написал драму "Вакханки", в которой царь Фив борется с богом Дионисом. Эсхил (ок. 525 — 456 до н. э.) в драме "Прикованный Прометей" использует миф о титане
Прометее, пожалевшем людей, которых хотел уничтожить Зевс. Прометей похитил у Гефеста огонь для людей, научил их счету, чтению, письму, искусствам, дал им знания. За нарушение воли Зевса Прометей наказан, он жестоко страдает. Но богоборец Прометей предрекает падение Зевса и выражает свое отношение к богам: "Я ненавижу всех богов: они мне за добро мучением воздали".
Религиозные представления подвергаются сомнениям в двух памятниках Древнего Египта - "Песне арфиста" и в "Беседе разочарованного со своим духом" (XXII - XXI вв. до н.э.). В первом из них обнаруживается столкновение с традиционными верованиями: бесцельны усилия людей по соблюдению заупокойного культа; гробницы разрушаются, расхищается их содержимое. Здесь впервые выражено сомнение в загробном существовании: "Никто не приходит оттуда...чтобы рассказать о их пребывании". То же настроение в "Беседе...": разочарованный стремится к самоубийству, но дух отговаривает его:"Если вспомнишь ты о погребении - это вызывание слез, это огорчение людей... Не выйдешь ты больше наружу, чтобы увидеть солнце!
Скептицизм нередко перерастал в прямое отрицание религии. В Индии в VI в. до н. э. появилось несколько философских школ, срединих -локаята (санскр. "лока" - мир, мирские дела). Воззрения локаятиков сохранились в сочинениях их идейных противников. Локаятики отвергли брахманистские идеи кармы и нирваны, сняли священный ореол с Вед, считая, что Веды "страдают пороками лживостью, противоречивостью, многословием".
1.3 Знания о мире и человеке, мифология и философия .
В мифологии древнего мира реальные знания о способах врачевания, о свойствах растений и животных, о других племенах и странах соединялись с заблуждениями. Ко времени возникновения философии в Индии и Китае были уже накоплены знания в области математики, астрономии, химии, достигнут высокий уровень медицинских знаний. В Древней Греции появилась математика, не ставившая перед собой чисто утилитарных задач (школа Пифагора). В конце VI в. до н.э. была выдвинута идея сферичности Земли. Внерелигиозными были знания об обществе. Именно в Греции возникла история как самостоятельная отрасль знания, в качестве таковой она развивалась и в Древнем Риме. Греческие и римские историки - Фукидид (ок. 460 результаты обусловлены человеческими действиями и характерами.
Возникла и архитектура как особая наука. Римский историк и инженер Витрувий (I в. до н. э.) написал "Десять книг об архитектуре", где архитектура представлена как научный синтез искусства и техники.
Все эти области знания благотворно влияли на философскую мысль, которая ставила проблемы бытия, познания, человека, религии и решала их вне мифологии, хотя могла и сохранять кое-какие элементы мифологического мышления. Философские учения в древности содержали в себе комплекс конкретных знаний о природе и человеке.
С VI в. до н. э. союз конкретных знании и философии начинает преодолевать мифологическое сознание.
Античная философия явила миру образцы раскованного, творческого подхода к проблемам бытия и познания. Многообразны суждения древних мыслителей о первооснове явлений природы: вода, воздух,стихии, нус, апейрон, огонь, атомы, идея. Философы разных направлений - Демокрит, Сократ, Лукреций и др. - свободно рассуждали о природе вещей и человеке, основываясь на совокупности знаний о мире. По мере развития философской мысли происходит еще одно событие: она стремится освободить внутренний мир человека от страха перед богами и потусторонним миром, размышляет о причинах и роли религии в обществе.
1.4 Критика учения о богах с позиций здравого смысла
У тех, кто задумывался над вопросом о природе представлений о богах, возникало недоумение по поводу несоответствия этих представлений многочисленным фактам реальной жизни. Сохранились сведения о Диагоре (V в. до н. э.), в веселых шутках которого содержалась изрядная доля сомнения в религиозном учении. Когда он прибыл в Самофракию, его друг обратил внимание на то, что в храме много табличек с надписями, пожертвованных людьми, спасшимися от кораблекрушения. "Так-то оно так, - ответил Диагор,
- только здесь нет изображений тех, чьи корабли буря потопила и они сами погибли в море". Были у древних греков и другие соображения: "Если бы боги действительно пеклись о роде человеческом, то они должны были бы сделать всех людей добрыми или, по меньшей мере, особенно опекать добрых".
Раскрывалась и логическая противоречивость мифологии: если, согласно греческим мифам, боги рождались, то они должны и умирать подобно людям, но, согласно мифам, они бессмертны; боги в мифах предстают как подчиненные друг другу, а это не соответствует представлению об их всемогуществе" и т. д. Греческий философ-скептик Карнеад из Кирены (214 - 129 до н. э.) выступал против телеологического доказательства бытия бога, указывая на несовершенство мира и жизни. Вот одно из рассуждений Карнеада: если боги существуют, то они живые существа, значит, у них должны быть чувства, а если
это так, то они должны ощущать не только сладкое, но и горькое; в таком случае бог будет восприимчив к беспокойству, к изменению в худшее, значит, он тленен, следовательно, он не бог. Весьма многообразны проявления критики религии с позиций здравого смысла в Индии и Китае. Древнекитайский философ Ван Чун (27-ок. 100), выступавший не только против обожествления Конфуция, но и против обожествления неба, задавался вопросом: если небо обладает сознанием и может высказывать порицание правителю, "сбившемуся с правильного пути и отказавшемуся от добродетели", почему оно заранее не выбирает правителя, не совершающего ошибок? Локаятики спрашивали: если попадает на небо животное, принесенное в жертву, то почему приносящий жертву не предложит вместо него своего отца? Если тело становится прахом, как оно может вновь возродиться? "Нет воздаяния ни за добродетельное поведение, ни за порочное", полагали они, "не существует ни бога, ни освобождения, ни дхармы, ни не-дхармы".
1.5 О причинах возникновения религии
В сочинениях целого ряда философов древности мы обнаруживаем первые попытки постичь сущность религии, ее причины, характер ее влияния на человека. Одним из первых поставил вопрос об источнике веры в богов Ксенофан из Колофона (VI в. до н.э.).
Согласно философу, источник веры в богов - сами люди, они творят богов по своему образу и подобию: "...эфиопы пишут своих богов черными и с приплюснутыми носами, фракийцы - рыжими и голубоглазыми, мидяне и персы - также подобными себе, египтяне также изображают их по собственному образу". Философы античности создали широкий спектр самых разных идей
о происхождении религии. Софист Продик из Кеоса (V в. до н.э.) полагал, что боги - олицетворение полезного: "Солнце, Луну, реки, источники и вообще все полезное для нашей жизни древние наименовали богами за пользу, получаемую от них, как, например, египтяне Нил". Некоторые мыслители считали веру в богов результатом обмана со стороны государственных мужей. Критий (V в. до н. э.) выдвинул следующую версию. Было время, когда жизнь человека покорялась только грубой силе. Затем в обществе ввели карательные законы
против преступников, но они совершали насилие тайно. Тоща один
изобретательный человек стал уверять, что существует божество, которое все видит, слышит, за всем наблюдает. Эвгемер из Мессены (IV в. до н. э.) выдвигает гипотезу: боги - это люди доисторических
времен, которые выделялись умом и силой п. Суждения о происхождении религии Демокрита (ок. 470 или 460 до н. э. - умер в глубокой старости) из Абдеры связаны с его философским учением. В его учении нет веры в божественное провидение, во всемогущество богов. Он допускал существование богов, но считал, что это не что иное, как естественные стихии, состоящие, как и все в мире, из атомов. Из атомов же, по Демокриту, состоит и душа человека. Когда человек умирает, ослабевшее тело не может их удержать, и они рассеиваются в воздухе, душа смертна. Тем самым преодолевался страх перед смертью: ведь по поверьям древних греков, посмертное существование в Аиде не сулит человеку ничего хорошего.
Демокрит объяснял веру
в богов страхом перед
основывается и на страхе перед смертью.Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до н. э.), излагая разные учения о богах, как религиозные, так и нерелигиозные, приводит суждения одного из персонажей; после длительного рассмотрения доводов за и против бытия богов он заключает: "Порой начинает казаться, будто
Информация о работе Свободомыслие в Древнем мире и Средневековье