Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:03, доклад
В эпоху средневековья ереси были распространены преимущественно в народной среде. Носителями еретических идей, как правило, являлись странствующие проповедники, не принадлежавшие ни к одному из сословий. Зачастую это были т. н. "ваганты" – беглые монахи, лишенные сана клирики, студенты и актеры. Их проповедь всегда носила антицерковный характер и, как правило, антигосударственный. Еретики средневековья отрицали таинства и обряды, не признавали власть церковной иерархии, высмеивали духовенство. Нередко отрицалась вообще любая власть, в т. ч. светская, а в качестве идеала провозглашалось общество, основанное на всеобщем братстве и общности имущества. Еретические идеи порой заносились возвращавшимися с Востока пилигримами или купцами, слышавшими множество учений и мифов разных народов и нередко становившимися последователями причудливых и эклектичных верований.
Ересь осуждалась на соборе в Регенсбурге в 792 году, во Франкфурте-на-Майне в 794 году и в Риме в 798 году Папой Львом III. Дискуссии проходили также на соборе в Аахене в 800 году (Феликс диспутировал с Алкуином, и последний выиграл).
Средневековая секта
Последователи Амальрика из Бены (Amalric de Bennes), называемого также Амори Шартрским (Amaury de Chartres). Он родился в Бене (Шартский диоцез). В конце XII в. читал лекции по философии и богословию в Парижском университете. Был обвинен в пантеизме и вызван в Рим в 1204 году, где оправдался перед Папой Иннокентием III и отрекся от своего учения. Умер в 1206 году. Его последователи обнаружились после смерти учителя.
Учение:
Бог есть все. Каждый христианин должен верить в то, что он член Тела Христова, и эта вера исключительно необходима для спасения. Пребывающим в любви не вменяется в вину никакой грех. Бог не имеет трех лиц, но в течение времени проявляется трижды в человеческих лицах, т. е. имеется троякое различное Откровение. С Авраамом начинается "период Отца", с Иисусом – "период Сына", а с самим Амальриком – "период Св. Духа". Как в период Сына потерял свое значение Моисеев Закон, так и в период Духа свое значение теряет весь церковный порядок. Божественный дух открывается в сердце отдельного человека, и тот, в ком он пребывает, не может грешить.
Ересь была осуждена на соборе в Париже в 1209 году. Прах Амальрика, выкопан и выброшен в поле. Амальрикане разыскивались и преследовались как еретики. Папа Иннокентий III также осудил учение амальрикан на IV Латеранском соборе в 1215 году.
Средневековое
еретическое течение
Название происходит от города Альби в Тарнском департаменте на юге Франции. Оформились как течение в XI веке.
Альбигойцы
провозглашали принцип "возврата"
к первоначальному
Учение:
Учение альбигойцев было сродни манихейству. Они признавали наличие в мире двух паритетных начал: светлого – духовного и темного, с которым связывали всё материальное. Бог-Творец считался ими злым началом, поскольку именно от Него происходит материя, являющаяся источником зла и "темницей" духа. Поэтому и Церковь, прославляющюю "злого" Бога они считали тёмной силой и всячески с ней боролись. Христа же они считали существом исключительно духовным. Реальность Его смерти и воскресения отрицалась. Исходя из этого, отрицались и церковные Таинства.
Движение, известное также как "апостольские братья". В Средние века оно объединяло множество сект т. н. "нищенствующего" направления.
Их учения варьировались в деталях, но общим лозунгом был протест против обмирщения духовенства и Церкви в целом. Последователи движения утверждали, что Церковь перестала соответствовать евангельскому идеалу, погрязла в роскоши и пороках, а поэтому она должна быть отвергнута верующими. Сами же еретики и проповедовали возвращение к "апостольской простоте".
В XIII в. секта под таким названием была основана Джерардо Сегорелли в Италии. Он, стремясь восстановить апостольскую жизнь, отказался от своего имения и начал странствовать, критикуя Церковь и духовенство. Вскоре у него появились последователи, которых он называл "братьями" и "сестрами".
После
него секту возглавил некий
Необходимо отметить, что в условиях кризиса Церкви в XIII веке идея отказа от богатства и возвращения к "апостольской простоте" была необычайно популярна. Ее высказывали, например, вальденсы и катары. В этом же ключе развивалось движение нищенствующих монашеских орденов (францисканцев и доминиканцев). Однако последние, в отличие от еретиков, не отвергали Церковь, а стремились своей подвижнической деятельностью обновить и укрепить ее изнутри.
Средневековое антиклерикальное течение
Течение "арнольдистов" возникло в XII веке вокруг проповедника Арнольда Брешианского (лат. Arnaldus или Arnolphus Brixiensis).
Год его рождения не установлен. Известно лишь, что он родился в Италии, в Брешии и был каноником собора в своем родном городе. Из Италии он направился во Францию, где стал учеником Петра Абеляра, к тому времени уже осужденного и проповедовавшего вольной аудитории в лесах Шампани. Арнольд Брешианский стал ревностным последователем Абеляра и продолжал развивать его идеи, но при этом пошел дальше своего учителя. По словам св. Бернарда Клервосского, он стал еще яростнее поддерживать заблуждения Абеляра, чем сам их автор. Св. Бернард называет Арнольда "истинным оруженосцем этого дерзостного Голиафа (Абеляра)".
Арнольд Брешианский обрушился с нападками на современное ему духовенство, обвиняя его представителей в обмирщенности, симонии и других пороках. Сам Арнольд, как и большинство людей, склонных к фанатизму, был строгим аскетом. Его репутация была безупречна, это отмечали и его противники. Св. Бернард восклицал: "О, если бы его учение было так же чисто, как его жизнь!"
Арнольд Брешианский выступал против церковного имущества, как такового. Он утверждал: "Все виды церковного имущества суть разные формы апостазии: бенефиции ли это, регалии или иммунитеты... Нет спасения для духовных лиц, владеющих сеньориями, для монахов, имеющих недвижимость. Все это принадлежит светским государям и может быть дано только мирянам...".
Из
этого Арнольд выводил
Резкие, агрессивные проповеди Арнольда Брешианского быстро нашли отклик у городских низов. В Брешии начались беспорядки: были разграблены дома священников и даже был изгнан местный епископ. Движение было поддержано и некоторыми светскими феодалами, заинтересованными в разделе церковной собственности.
Волнения вызвали серьезное беспокойство в Риме. В результате в 1139 г. на II Латеранском Соборе Арнольд Брешианский был осужден Папой Иннокентием II и вынужден был бежать во Францию. Здесь он, вероятно, вновь встретился с Абеляром и впоследствии сопровождал его на Собор в Сане, где оба были вновь осуждены. Существуют сведения, что после осуждения Арнольд Брешианский читал лекции бедным студентам в Париже на горе св. Женевьевы и жил за счет собираемой ими милостыни. Св. Бернард Клервосский добился у короля приказа о его изгнании. Арнольд бежал в Цюрих, но по настоянию св. Бернарда был изгнан и оттуда.
В середине XII в. обострилась политическая ситуация в Италии, в результате чего Папа Евгений III был даже вынужден покинуть Рим. Воспользовавшись этим, в 1147 г. в Риме появляется Арнольд Брешианский. Он предлагает политическую реформу: упразднение светской власти Папы, искусственное восстановление институтов управления, существовавших в Древнем Риме. В течение семи лет Арнольд Брешианский являлся идеологом мятежного Рима. Именно он вел переговоры с Папой и императором от лица сената. Однако он не обладал реальной властью. Арнольд Брешианский умел разжигать страсти, с которыми потом не мог совладать. Город фактически оказался во власти анархии: между кланами римской знати шла ожесточенная борьба, на улицах происходили грабежи, драки и убийства. После убийства на улице кардинала, Папа Адриан IV наложил на город интердикт. Постепенно началось отрезвление, мятеж стал угасать. Папа поставил изгнание Арнольда одним из главных условий примирения с жителями города, и они это условие приняли.
Изгнанный из Рима Арнольд Брешианский укрылся в одном из небольших городков в Тоскане, где попытался вновь организовать движение, направленное против Папы. В 1155 г. он был схвачен агентами императора Фридриха Барбароссы и выдан папскому префекту. Суд приговорил его к смертной казни. Арнольд Брешианский был сожжен на костре на Пьяцца дель Пополо, пепел был выброшен в Тибр.
Вскоре после смерти Арнольда Брешианского, его последователи рассеялись и организованная им секта "арнольдистов" перестала существовать.
Секта,
образовавшаяся в XIII веке в Рейнских
областях Германии.
Возможно, гностического толка.
В основе учения секты стояло представление о "свободе детей Божьих" как свободе от всего материального. Вследствие этого, они признавали только "духовную" сторону христианства, отрицая все внешние обряды и богослужения. Бог понимался как Дух, разлитый в природе (пантеизм).
Последователи секты утверждали, что дух не может быть побежден материей, поэтому они потакали своим плотским желаниям, полагая, что это не способно повредить душе. В секте допускались свободные отношения между полами, поскольку считалось, что согрешить можно только духом, тогда как ничто телесное не имеет реального значения и, следовательно, греховным быть не может.
Соборы в Кельне и в Трире осудили это учение и постановили уничтожить секту как источник нравственного разложения. Секта была разгромлена, часть ее членов разбежалась, некоторые раскаялись и были приняты в Церковь. Руководители были казнены.
Средневековая французская секта.
Основателем секты считается Петр Вальдус или Пьер Вальдо, богатый горожанин из Лиона, предположительно торговец. Он, вероятно имел начатки образования и мог читать Св. Писание. Проповедь Пьера Вальдо была ориентирована на беднейшие слои населения. Он обличал церковных иерархов за их богатство и призывал к возвращению Церкви к идеалу апостольских времен.
Очевидно,
сам он не выдвигал глубоких богословских
суждений, ограничиваясь призывами
сделать жизнь клириков более
нравственной и сделать проповедь
Евангелия более доступной
Однако
последователи Лионского купца
пошли дальше и выступили с
призывом отвергнуть всё, что не было
установлено непосредственно
Во время крестового похода против альбигойцев вальденсы также подверглись гонениям и бежали в защищенные горами долины западного Пьемонта, где основали собственную церковь.
Вальденсы были известны во Франции под разными именами: лионских бедняков, по месту основания, саботатов, по названию деревянных сандалий, которые они носили, гумилистами от лат. humilis – смирение и т. д.
Вальденсы
сохранились в Пьемонте до настоящего
времени. Их община состоит из отдельных
братств, каждое из которых имеет
консисторию из старейшин и диаконов,
под председательством
Ересь в средневековой Германии IX в.
Основатель: Годескальк или Годшальк, бывший бенедиктинский монах, принадлежавший к знатной саксонской фамилии.
Учение:
Годескальк проповедовал учение о Божественном предопределении (praedestinatio), умаляя значение свободной воли человека. Ересь была осуждена Майнцким Собором. Сам Годескальк был отправлен на пожизненное заключение в монастырь.
Религиозно-политическое движение в Чехии XV в.
Гуситами назывались последователи профессора Пражского университета Яна Гуса, сторонника независимости Чешской Церкви, осужденного за ересь Констанцским Собором и сожженного на костре 6 июля 1415 г. Сам Ян Гус не был основателем движения, но после его смерти нашлись многочисленные последователи высказанных им идей, которые организовались в религиозно-политическое движение, взявшее себе его имя.
Это движение изначально не было однородным. Более умеренная партия получила название каликстинов, другая, крайняя партия, известна под наименованием таборитов.
Гуситы развернули национально-освободительную борьбу против немецкого господства. Объектом их ненависти стала и Католическая Церковь, поскольку большинство священников в Чехии были этническими немцами. Вследствие этого борьба приобрела религиозную окраску.
Результатом противостояния стали гуситские войны, в ходе которых гуситское движение распалось и было разгромлено. Большая часть умеренного крыла гуситов после Базельского Собора вернулась в лоно Католической Церкви, в то время как радикальные табориты окончательно порвали с церковной традицией. В 1434 г. объединенные силы католиков и каликстинов нанесли таборитам сокрушительное поражение, после которого гуситское движение пошло на спад и вскоре затихло. Однако оно не исчезло окончательно. На базе движения гуситов возникли общества Богемских и Чешских братьев.
Гуситское
движение в целом сыграло значительную
роль в возникновении