Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:03, доклад
В эпоху средневековья ереси были распространены преимущественно в народной среде. Носителями еретических идей, как правило, являлись странствующие проповедники, не принадлежавшие ни к одному из сословий. Зачастую это были т. н. "ваганты" – беглые монахи, лишенные сана клирики, студенты и актеры. Их проповедь всегда носила антицерковный характер и, как правило, антигосударственный. Еретики средневековья отрицали таинства и обряды, не признавали власть церковной иерархии, высмеивали духовенство. Нередко отрицалась вообще любая власть, в т. ч. светская, а в качестве идеала провозглашалось общество, основанное на всеобщем братстве и общности имущества. Еретические идеи порой заносились возвращавшимися с Востока пилигримами или купцами, слышавшими множество учений и мифов разных народов и нередко становившимися последователями причудливых и эклектичных верований.
Секты
и ереси существовали во все времена
во всех религиозных системах. Отчасти
этот факт объясняет сама природа
человека, поражённая грехом гордыни
и непослушания. Каждый, считающий
себя знатоком, настойчиво пытается доказать,
что именно он лучше других осведомлён
о том, каков Бог "на самом деле"
и какова Его воля в отношении
мира и человека. При этом у всякого,
даже самого абсурдного учения, находятся
ревностные последователи и защитники,
принимающиеся активно
Вовлечённые в секту люди подвергаются специальной психологической обработке, ведущей к потере самостоятельности мышления и попаданию в полную зависимость от руководителей секты. Способствуя духовной и интеллектуальной деградации своих последователей, секты наносят непоправимый ущерб не только самим этим людям, но и всему обществу в целом, тем более, что идеологи некоторых сект выступают и против общечеловеческих ценностей, т. к. в их основе лежат ценности христианские.
1. Основные понятия.
Различными
богословскими и
Слово «секта» происходит от латинского secare — «отделять» или от sequi — «следую» Первоначально оно означало: «школа», «учение». Сегодня существует несколько взглядов на определение понятия «секта». Рассмотрим их по порядку.
а)
В современном
b) Сами протестанты (главным образом, евангелисты и баптисты) выделяют два понятия: «секта» и «культ». Под сектой обычно понимается иерархически независимое религиозное объединение в рамках той или иной конфессии. Так, некоторые американские баптисты называют себя сектантами, воспринимая слово «секта» исключительно в положительном смысле. Впрочем, и между баптистами в этом вопросе единства нет. Для обозначения неортодоксальных, с точки зрения евангелического христианства, групп используется термин «культ». При этом к культам относят не только течения, имеющие христианское происхождение (свидетели Иеговы, мормоны, христианская наука и т. д.), но также те группы, которые не имеют никакого отношения к христианству, но действуют в традиционно христианских странах (например, всевозможные «гуру-движения»). К наиболее опасным, с социальной точки зрения, «культам» прибавляется эпитет «деструктивный».
Для нас термин «культ» неприемлем уже потому, что само это слово в русском языке имеет совершенно другой смысл. Оно означает почитание кого/чего-либо (от латинского cultus — «уход», «почитание»), и не имеет столь чёткого отрицательного значения, какое вкладывают в него протестанты. Например, когда мы говорим о культе Божией Матери Фатимской, известном католикам всего мира, то вкладываем в понятие «культ» положительный смысл. Для протестантов же любой культ является страшным кощунством и ересью, поэтому само слово всегда имеет отрицательный оттенок.
с) Среди православных исследователей данной проблемы вообще не существует единой устоявшейся терминологии. Используется множество понятий: секта, ересь, лжеучение, псевдодуховное течение, псевдорелигиозное движение и т.д. Под сектами обычно понимают самостоятельные религиозные группы, как христианские, так и псевдохристианские. Такое толкование понятия «секта» в принципе, сходно с протестантским, но, в отличие от него, всегда имеет отрицательный оттенок. «Ересями» обычно называют секты, выделившиеся из православия, «псевдодуховными течениями» — секты с синкретическим учением, «лжеучениями» — секты, у которых отсутствует жёсткая иерархическая структура. Существует также понятие «тоталитарная секта», аналогичное протестантскому «деструктивный культ».
d) В католической литературе можно встретить два понятия: секта (может быть христианского и нехристианского происхождения) и Независимое религиозное движение. К сектам (правда, к разным их типам), относят как баптистов, так и свидетелей Иеговы, что представляется не совсем корректным. Под «Независимыми религиозными движениями» понимаются группы с синкретическим учением.
е) Нам представляется, что многих неточностей можно избежать, если чётко определить, из чего выделяется секта, т.е. установить «уровень раскола». При этом мы исходим из такой системы понятий, когда существует несколько различных уровней (а не просто типов) религиозных объединений. Эти условные уровни таковы:
I. Религия — наиболее широкий тип религиозного сообщества (например: христианство, ислам, буддизм и т.д.)
II. конфессия (исповедание) — направление в рамках той или иной религии: (в христианстве: католичество, православие, протестантизм, "древневосточные церкви").
III.
Деноминация — конкретное течение или
"церковь" в рамках определенной
конфессии.
(Например: Украинская греко-католическая
церковь, Грузинская Православная Церковь,
Англиканская Церковь, баптисты, пятидесятники
и т. д.)
Так, если какая-либо группа отделяется на уровне конфессии, (т. е. начинает отрицать постулаты какой-либо конфессии, не отрицая при этом общехристианских догматов) — мы имеем дело с деноминацией (Пример: "старокатолики"). То же самое происходит, если раскол происходит в самой деноминации (например, какая-нибудь группа отделяется от Баптистской церкви и образует самостоятельное евангелическое течение). Если же выделение группы происходит на уровне религии, т. е., если речь идёт о христианстве, группа отрекается от положений вероучения, признаваемых всеми христианами (Никео-Константинопольского либо Апостольского символа веры), такая группа с полным основанием может считаться сектой. Исходя из этого, определение секты может иметь такой вид:
Секта — это замкнутая религиозная группа, выделившаяся из какой-либо традиционной религии, и имеющая собственную доктрину, основанную на искажении или отрицании фундаментальных положений той религии из которой данная группа выделилась.
Существует
также ряд религиозных групп
и течений, не вписывающихся в
рамки данного определения. Это,
прежде всего, общины, придерживающиеся
в целом христианского учения,
но допускающие отдельные
2. Классификация сект.
Существует несколько способов классификации сект. Рассмотрим два наиболее распространённых типа классификаций: "по происхождению" и "по подобию".
I.
По происхождению секты
a)
«западные»;
b) «восточные»;
c) «нового времени»;
d) «нео-языческие».
а)
«Западные» секты происходят из Европы
или Америки и имеют
b) В «восточных» сектах основу доктрины составляют элементы восточных религий: индуизма, буддизма, ислама и др. К таким сектам относятся все американские «гуру-движения», «Общество сознания Кришны», «церковь объединения» Муна и ряд других.
c) К «нео-языческим» относятся секты, чьё учение базируется на крайнем национализме и "обращении к языческим корням народа". Представители сект этого типа склонны винить христиан во всех бедах своего народа, от военных поражений до экологических проблем. Примерами таких сект могут служить русские «венеды», а также культ Даждьбога, распространённый среди украинских эмигрантов в Канаде.
d) Секты «нового времени» являются порождением ХХ века. Большинство из них связаны с современным неогностическим движением «New age». Отличительной особенностью этого типа сект является синкретизм: т.е. сочетание своеобразно трактуемых элементов христианства, восточного мистицизма и оккультизма. Секты «нового времени», такие как «церковь всеобщая и торжествующая», «форум» и др. получили сегодня огромное распространение в Западной Европе и Америке, и начинают активно проникать в Россию, где «Нью-эйдж» завоёвывает позиции при помощи многочисленных экстрасенсов и оккультно-языческих групп типа «Тезаурус».
II.
По подобию секты условно
a)
«церквеобразные»;
b) «наукообразные терапевтические»;
c) «оккультно-эзотерические».
а) «Церквеобразные» секты строят свою организацию по подобию христианских церквей. Вследствие этого, неискушённые люди принимают их за деноминации, и не замечают исходящей от таких сект опасности. Этот тип сект всегда имеет жёсткую иерархическую структуру и разветвлённую сеть специальных оплачиваемых служителей. К числу «церквеобразных» сект относятся, прежде всего, свидетели Иеговы и мормоны.
b)
«Наукообразные-
с) «Оккультно-эзотерические» секты обычно подражают тайным мистическим культам древности и активно используют гадания, магию и другие оккультные приёмы. К этому типу сект относятся все группы «New age», масонские и розенкрейцерские группы, общины дьяволопоклонников.
Хочется ещё раз подчеркнуть, что обе эти классификации условны, т.к. многие секты могут быть отнесены сразу к нескольким указанным типам.
3. Характерные признаки сект.
Существует довольно большое количество признаков, по которым можно распознать секту. Для удобства разделим их на две группы:
а)
религиозные (богословские и моральные);
b) социально-психологические.
а) Религиозные признаки, несомненно, являются наиболее важными, т.к. искажение в богословии и морали не только ведёт к отторжению членов секты от спасительной Истины, но и неизбежно приводит к опасным с социальной точки зрения явлениям
I.
Итак, первым религиозным признаком
секты является искажение в богословии,
т.е. отрицание или искажение основных
вероучительных положений той религии
из которой выделилась секта.
В «западных» сектах это — отступление
от признаваемого всеми христианами Символа
веры. Существуют различные мнения о том,
какой Символ веры: Никео-Константинопольский
или Апостольский считать в этом вопросе
исходным. Большинство исследователей
склоняется к тому, что с богословской
точки зрения, псевдохристианской сектой
(культом) можно считать группу, отрицающую
положения Никео-Константинопольского
Символа Веры (в обоих вариантах – с filioque
и без). Исходя из этого, свидетелей Иеговы,
например, с полным основанием можно считать
сектой, (т.к. они отрицают божество Христа
и Личность Святого Духа), в то время как
советское религиоведение всегда относило
свидетелей Иеговы к протестантам.
Названный признак секты весьма сложно выявить в группах, выделившихся из индуизма, т.к. в индуизме вообще отсутствует единая система вероучения. Однако существует ряд богословских особенностей, характерных для всех течений индуизма, так что группа, отрицающая их, может быть причислена к сектам. Например, известно, что в индуизме отсутствует понятие Личного Бога, но существует представление о безликом Абсолюте, имеющем множество проявлений в виде целого ряда богов. "Общество сознания Кришны" отрицает это, исповедуя веру в единого личного бога Кришну. Таким образом, американский и европейский кришнаизм нельзя считать течением в индуизме, как это иногда ошибочно делается. Очевидно, что Общество сознания Кришны (МОСК) является сектой.
II.
Помимо догматических