Синто – национальная религия Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: Актуальность работы представляется необходимостью понять синтоизм и его роль в обществе современной Японии, в связи с распространением японской культуры.
Объект исследования: Национальная религия Японии — синтоизм. Его влияние на культуру и общество современной Японии.

Содержание

Введение.
Глава 1: История синтоизма
1.1 Что такое синтоизм?
1.2 Синтоизм и буддизм
1.3 Пять концепций о мире вещей.
Глава 2: Синто – национальная религия Японии.
2.1 Синтоизм и культура
2.2 Современное общество и синтоизм.
Выводы. Значимость изучения синтоизма в настоящее время.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

     Работы  европейских мастеров основаны на принципе «человек — мера всех вещей», японцы же исходят из принципа «природа — мера всех вещей». Традиционность Японии – это культура, во многом заимствованная у Китая.

     Влияние синтоизма, как национальной религии  можно проследить во всех видах искусства.

     Боевые  искусства

     Школы воинских искусств, преследуют высокие  идеалы постижения воинской добродетели  Бутоку, а также становление должной  системы ценностей. Они объединили в себе, кроме непосредственно  техники и тактики ведения  боя, большой культурно-исторический пласт различных религиозно-философских учений, включая синтоизм.

     По  летописям Кодзики и Нихон, создание многих школ боевых искусств связанно с мистическим озарением или  духовной передачей от божества, полученной в период совершения молений в  синтоистских святилищах. Но можно привести примеры, когда традиции той или иной школы восходят к различного рода существам или духам.

     Мистицизм синто присутствует и в общем  смысле понимания традиционного  обучения боевым искусствам, где роль наставника будо сродни роли каннуси (дословно — «хозяин ками»).

Интересна версия о происхождении сумо - национальной борьбе японцев, зародившейся в глубокой древности.

     Первые  сведения о реальном сумо содержатся в «Записях древних дел» («Кодзики», VII в.), выдвигающих версию божественного происхождения расы Ямато.

     Японская  литература

     Первые  произведения передавались устно, а  после заимствования иероглифов в Китае, произведения стали записываться.

     Самыми  первыми литературными памятниками  Японии являются «Кодзики» и «Нихон секи» - синтоиские сборники преданий.

     Классическим  японским стихотворным жанром можно  считать стихи «вака». В японской поэзии ярко отслеживается отличие  способа мышления.  Она характеризуется  образностью, опять же выражением мира через призму «природного» восприятия.

       В настоящее время в мире  одним из самых популярных  японских авторов считается Харуки  Мураками.

     Театр

     Атрибуты  традиционного японского театра: маски и танцы использовались в добуддийском, напоминающем шаманские  пляски лицедействе Кагура (ритуальная пляска, истоки можно найти в мифе о том, как выманивали укрывшуюся в пещере богиню Аматэрасу), входившем в синтоиский ритуал богопочитания.

     «На протяжении всего 20 века мировой театр  с неослабеваемым вниманием относился  к искусству фольклорно-этнического, предтеатрального характера, к трансформированию и даже частичному воссозданию этого культурного пласта в современной театральной эстетике. Использование ритуала в качестве игровой формы переросло из экспериментального увлечения в одно из главных режиссерских направлений 20 века.»[8]

     Из  приведённых выше примеров можно  сделать вывод, что синтоизм повлиял  на развитие всех отраслей культуры, в  свою очередь сформировавшие общественные каноны и традиции. 

     Раздел 2.2 Современное общество и синтоизм

     Религиозное мировоззрение современных японцев отличается большой гибкостью. Одновременно включает в себя элементы: синтоизма, буддизма, конфуцианства, даосизма. Не случайно говорят, что японец живет как конфуцианец, женится как синтоист и умирает как буддист.

     Синто - глубоко национальная японская религия и в каком-то смысле олицетворяет. В настоящее время значительная часть японцев воспринимает ритуалы, праздники, традиции, жизненные установки, правила синто в качестве не элементов религиозного культа, а культурных традиций своего народа.

     С одной стороны, буквально вся  жизнь Японии пронизана синтоизмом, с другой — лишь немногие из японцев  считают себя приверженцами синто.

     Основной  и фактически единственной функцией синтоизма является сохранение японских национальных традиций. Собственно религиозный элемент постепенно сходит на нет. Сегодняшний синтоизм учит жить в гармонии с миром природы вообще.

     Характеризует взаимоотношения синто и современного мира высказывание российского исследователя  Еремина, «можно сказать, что синто – источник тепла, дружественности, оптимизма и стремления к миру»[6].

     Жизнь современного японского общества пронизана  синтоискими интонациями, что можно  проследить в современных видах  искусства. Нам интересны, в большей  мере те, которые не имеют аналогов в нашей культуре.

     Аниме и манга

     Одним из самых популярных достижений японской культуры XX века стало искусство  манги и анимэ. Для европейского понимания свойственно рассматривать  мангу как японские комиксы, а  анимэ — как японскую мультипликацию.

     Особенности буддистско-синтоистского менталитета японской нации определили значительное отличие их «комиксов» и «мультиков» от аналогичных произведений европейских стран.

     В 1815 году слово "манга" было изобретено известным художником Хокусаем. За тысячу лет до Хокусая в Японии уже были мангаподобные рисунки. В конце 18 века потребительская культура в городском населения произвела на свет мангаподобное развлечение для широкого населения.

     В первой половине XX века японские и американские комиксы были примерно схожи по стилю и популярности, пока японские не расцвели буйным цветом, а американские не завяли.

     Эксперименты  с анимацией начались в 1914 году. И  первым мультфильмом, получившим мировой  успех в 1918 году, стал короткий Peach Boy(Сейтаро Китаяма).

     Главная особенность, отличающая мангу и анимэ от их западных аналогов, - это развитый символически- графический язык, позволяющий несколькими штрихами передать довольно сложные эмоции.

     В современных анимэ и манге  используется сложная образная система, основанная как на повседневной жизни Японии, так и на древних легендах, верованиях и преданий.

     Особенно  популярно аниме именно по сюжету преданий или же используются синтоиские атрибуты. Некоторые персонажи имеют  даже своего точного аналога среди  почитаемых ками.

     Молодёжная субкультура

     Национальная  религия повлияла так же на тенденции  в молодёжных субкультурах. Помимо того, что среди молодёжи популярны, как уже упоминалось выше, аниме  и манга, использующие синтоиские атрибуты, существуют также молодёжные субкультуры, на которые повлиял синтоизм.

     Одним из самых ярких примеров является субкультура – вижуал кей.

     Вижуал  кей возник в 70-х годах прошлого столетия, как не имеющий аналогов стиль, в Японии. Помимо музыкальной  основы, стиль также ярко выделяется внешними признаками.

     Немыслимые  наряды всех цветов радуги, волосы - ярких, неестественных, использование разноцветных линз. Многие привержены этого стиля  не отрицают подражанию некоторым 

     национальным  и ритуальным одеяниям или даже примерному внешнему виду некоторых богов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы. Значимость изучения синтоизма сегодня. 

     Культура  Японии развивалась в течение  многих веков. Японский народ создал многоликий и необычный мир образов, в котором воплотилась история  его жизни, верования и суждения о прекрасном. Культура и образ мышления складывались под влиянием  национальной  религии – синтоизма.

     «В  древнем синтоизме идея иного  мира была выражена в таких концепциях, как Высшие Небесные Долины (Такама-га-хара), жилище самого высшего ками, Страна Изобилия, Вечной Жизни (То-коё-но-куни), а также мир мертвых призраков, злых духов (магацухи) и низший мрачный Мир Тьмы (Ёми-но-куни). Современный храмовый синтоизм, конечно же, не трактует эти миры столь традиционно. Для многих людей подобные метафизические концепции всегда оставались туманными и неопределенными, тем более что выяснять природу духов из иных миров считалось табу. Вместо того чтобы заниматься теоретизированием по поводу невидимых миров, храмы утвердили себя как священные места, куда можно пригласить ками и где прихожане в состоянии почувствовать его присутствие.»[1, с.23]

     Мир, в котором мы живем, развивается от хаоса к порядку, от размежевания и противоречий к гармонии и единству. Точно так же, подобно тому как развивается природа, совместными усилиями многих людей достигается и порядок в обществе. Синтоизм утверждает, что в этом мире есть безграничные возможности развития жизненной энергии. Синтоизм 
не изолирован от мира, наоборот, он стремится включить в себя все сущее. Это относится как к органическому, так и к неорганическому миру. Вся природа — люди, животные, горы, реки, растения и деревья — все существует благодаря воле ками 
и получает их благословение, дабы этот мир стал еще совершенней. Мир не находится в оппозиции к человеку, не противопоставлен ему. Наоборот, он благословлен ками и развивается во взаимодействии с ними, становясь гармоничным. Синтоизм не пессимистичен, он оптимистичен. Мир изначально хорош. Но это не значит, что человек в этом мире обязательно будет счастлив.

     В Японии на сегодняшний день имеется около 80 тысяч синтоистских храмов и два университета синто, где готовят синтоистских священнослужителей: Кокугакуин в Токио и Кагаккан в Исэ. В храмах регулярно исполняются положенные ритуалы, проводятся праздники. Крупные праздники синто проходят очень красочно, сопровождаются, в зависимости от традиций конкретной провинции, факельными шествиями, фейерверками, костюмированными военными парадами, спортивными состязаниями. Японцы, даже не религиозные или относящиеся к другим конфессиям, массово принимают участие в этих праздниках.

     Мы  знаем, что традиционная эстетика японской цивилизации выразила глубокие проблемы человеческого бытия на своём  языке и с помощью оригинальных художественных средств.

     Особенность синтоизма в том, что, с одной  стороны, он претендует на роль универсального выразителя японского национального патриотического духа, а с другой — никоим образом не отказывается от догматов и атрибутов самой настоящей религии — с обширным пантеоном и сложной  всесторонней религиозной обрядностью. 

Список  литературы 

  1. Рут Бенедикт « Хризантема и меч» / Рут Бенедикт.Boston, 1946. -  стр. 96
  2. Пронников В.А, И.Д. Ладанов «Японцы(этнопсихологические очерки)»[электронный ресурс] / Пронников В.А, И.Д. Ладанов.- М., 1985. Режим доступа: http://Filbusta.net
  3. Сокио Оно, Уильям Вудард «Синтоизм»[электронный ресурс]/ Сокио Оно, Уильям Вударт. - М.: ООО Издательский дом «София», 2008.- Режим доступа: http://Filbusta.net
  4. Кальчева Анастасия «Загадочная Япония»//Кальчева Анастасия. – М. Fushigi Nippon, 2010.
  5. Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия.// Поликарпов В.С — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997
  6. КАКОЙ ВКЛАД МОЖЕТ ВНЕСТИ СИНТО ВО ВСЕМИРНУЮ КУЛЬТУРУ ЖИЗНИ БЕЗ ВОЙН? КАКОВЫ ЦЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА СИНТО?Доклад председателя правления Международного научного общества синто (Япония) Ёсими УМЭДА на презентации Московского представительства Общества 14 июня 2001 г.[электронный ресурс]// 2001.Режим доступа: http://merkulov.tripod.com/TEXTS01/S040223.HTM
  7. Арабаджиев А. Доклад на Международном симпозиуме «Духовные и практические ценности боевых искусств»[электронный ресурс] //  А. Арабаджиев.: - М, 2005 г.
  8. Морозова Е. Б Японский театр Но. [электронный ресурс]// Морозова Е. Б. - М. 2004г.
  9. Молодякова Э. Японская модель религиозной жизни[электронный ресурс]// Молодякова Э.,Режим доступа: http:// www.prazdnikimira.ru
  10. Кошелев А.М. Внутренние факторы формирования японского социума//Кошелев А. М..: СПб - Путь Востока. Традиции освобождения. Материалы III Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия “Symposium”, выпуск 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.114-120

Информация о работе Синто – национальная религия Японии