Синто – национальная религия Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: Актуальность работы представляется необходимостью понять синтоизм и его роль в обществе современной Японии, в связи с распространением японской культуры.
Объект исследования: Национальная религия Японии — синтоизм. Его влияние на культуру и общество современной Японии.

Содержание

Введение.
Глава 1: История синтоизма
1.1 Что такое синтоизм?
1.2 Синтоизм и буддизм
1.3 Пять концепций о мире вещей.
Глава 2: Синто – национальная религия Японии.
2.1 Синтоизм и культура
2.2 Современное общество и синтоизм.
Выводы. Значимость изучения синтоизма в настоящее время.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 83.50 Кб (Скачать)
  •  
  • Оглавление 

    Введение.

    Глава 1: История синтоизма

    1.1 Что  такое синтоизм?

    1.2 Синтоизм  и буддизм

    1.3 Пять  концепций о мире вещей.

    Глава 2: Синто – национальная религия  Японии.

    2.1 Синтоизм  и культура

    2.2 Современное  общество и синтоизм.

    Выводы. Значимость изучения синтоизма в настоящее время.

    Список  литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

               ВВЕДЕНИЕ 

       Актуальность  темы: Актуальность работы представляется необходимостью понять синтоизм и его роль в обществе современной Японии, в связи с распространением японской культуры.

       Объект  исследования: Национальная религия Японии — синтоизм. Его влияние на культуру и общество современной Японии.

        Японцы  называют свою страну Nippon – «Начало Солнца», страной риса и сакуры она стала по вине европейцев. Для японцев все неяпонцы – “гайдзины”, а иностранцам никогда не удастся понять тонкую японскую душу. Для  японцев, гайдзин, интересующийся японской культурой или даже говорящий на японском языке, это ”хэнна гайдзин”, то бишь “странный иностранец”. Но, несмотря на все это, выглядеть по-европейски в японском обществе – стильно и престижно.

        Всю жизнь японцев учат понимать друг друга без слов, поэтому иностранцам  так тяжело их понять.

      «Японцы в высшей степени агрессивны и неагрессивны, воинственны и эстетичны, дерзки и вежливы, непреклонны и уступчивы, преданны и вероломны, храбры и трусливы, консервативны и восприимчивы к новому. Их крайне беспокоит, что другие думают об их поведении, но они также чувствуют себя виновными, когда другим ничего не известно об их оплошности.» [1, c.2]

      Граница между своим и общественным весьма тонка и расплывчата. Если кто-то открыл вам свою душу, то вы автоматически  становитесь частью группы этого  человека: о вас будут заботиться, этот человек всегда будут под  рукой, чтобы услужить где угодно и когда угодно. Поэтому, в Японии очень большое значение придают понятию “енрё” (уважительное дистанцирование) – вы должны четко понимать, когда вам следует удалиться и не лезть не в свое дело.  

        Синтоизм - является самобытной религией Японии, оказавшей значительное влияние на формирование мировоззрения японцев. В чем же смысл и суть синтоизма? Как именно эта религия повлияла на  национальную ментальность, традиции, обычаи и способ мышления японцев?

        Религия - это идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества через сакрализацию базовых общественных связей. Большинство современных национальных религий( к которым синтоизм и относится) возникло в древнем мире. Национальные религии сохранились только на Среднем и Дальнем Востоке, в регионе распространения буддизма( сохранились такие религии как: конфуцианство, даосизм, индуизм, синтоизм). Главной причиной стала веротерпимость буддизма. Почти все современные национальные религии существуют в условиях широкой веротерпимости.

        Сосуществование религий постулировал еще в VI в. Сётоку: «Нет никакого противоречия в трех религиях. Синто... обращено к прошлому, а не к настоящему или будущему. О настоящем заботится учение Конфуция, которое имеет, однако, тот недостаток, что не глядит дальше вперед. Только буддизм раскрывает нам будущее человека. И так как будущим занят человек, он не может в нашей стране пройти мимо буддизма» [9]

        Основными источниками мифологии синтоизма  являются сборники «Кодзики»( 712 г.) и  «Нихонги»(720 г.). В них были включены объединённые и переработанные сказания, ранее передававшиеся изустно из поколения в поколение.

         Национальные  религии как правило распространены в одной этнической группе. Но при  этом не исключают возможности их принятия, в этом случае приходиться  принимать не только религиозные требования, но и этнические, такие как, например язык.

        Японцев особенно привлекает неуловимость и  изменчивость вещей и, в тоже время, дисциплина и порядок. Рут Бенедикт говорит об этом так: «Любую попытку понять японцев следует начинать с их версии того, что значит «занимать должное место». Опора на порядок и иерархию и наша вера в свободу и равенство находятся на противоположных полюсах, и нам трудно по-настоящему оценить иерархию как возможный социальный механизм. Вера Японии в иерархию является основной в ее общем понимании межличностных отношений и отношения человека к государству, и только описание некоторых национальных институтов — таких, как семья, государство, религиозная и экономическая жизнь — позволит нам понять ее взгляд на жизнь.»[1, с.14].

          У них есть история, однако  они не связаны ей по рукам  и ногам традицией, ибо сама  их история – олицетворение  изменчивости, и они спокойно  принимают эти перемены. В таких  условиях Япония – идеальный  рынок для различных компаний, однако ни одно новшество не задерживается надолго, никто никого ждать не собирается.

        Японская  культура ярко выделяется на фоне других мировых культур, поэтому для  западного человека она является такой загадочной. Сами японцы считают, что для того чтобы понять их культуру и религию нужно родиться японцем. Япония является не «последней» страной на мировой арене. В экономической и политической сфере, она входит в пятёрку самых влиятельных и развитых стран мира. Многие страны имеют дипломатические связи с Японией во всех сферах. В период изоляции в Японии получило творческое развитие национальное своеобразие и, по прошествии нескольких веков перед миром открылась богатейшая традиционная культура Японии, она оказала сильное влияние на последующее развитие европейской.

        За  последние 10 лет «мода на японское»  несомненно,  возросла, и интеграция японского влияние распространилась не только на политику, науку и торгово-рыночные отношения, но и на культуру.

        Япония  – развитый и сильный партнёр  во всех сферах. А чтобы наладить отношения с партнёром. необходимо знать способ его мышления, нужно мыслить тем же способом. Чтобы понять японцев, изучить их поведение и обычаи нужно углубиться в то, из чего формируются эти обычаи и традиции – религию. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        Глава 1: Синтоизм. Общая  характеристика.

         Раздел 1.1 Что такое синтоизм?

         «Традиционная религия японцев – синтоизм ( В дословном переводе, иероглифы "син" и "то", из которых состоит название , означают "Путь Богов"), сформировалась на основе родоплеменных анимистических культов и шаманизма в 6-7 вв.»[2, с.51]

         Синтоизм  можно отнести к языческим  религиям, в которой наиболее важное место уделяется силам природы  и ушедшим на тот свет предкам.  Здесь нет нет особой разницы между духами (богами) и людьми, ведь они живут в одном мире и даже могут общаться. Человека после смерти не ждет ни рай, ни ад. Он просто переходит из одного мира в другой. Зло здесь называется "нечистым", от которого можно очистится "чистым" или по нашему добром.

         «Самих богов, называют “ками”, а их число насчитывает около 8 миллионов. После смерти человек может стать одним из них, ведь считается их потомком.

         Особое  место среди божеств занимает солнечная богиня Аматерасу.

         Основными книгами, которые содержат в себе летописные мифы и сказания Японии, являются "Нихонги" и "Кодзики". Они являются основой всех ритуалов “синто”.

         Все действия происходят в «эру богов», временне рамки которой не определяются. Большая часть историй "Нихонги" и "Кодзики" содержит в себе борьбу за территории между древними японскими племенами.»[3, c.8]

         В основе синтоизма лежат ритуалы, здесь важны каждый жест, каждое движение. Именно ритуалы позволяют  возобновить или укрепить связь  с божественными духами. Одними из самых ярких ритуалов являются мацури. В масштабах всей Японии такие праздники не редкость.

         «Синтоизм способствовал консолидации японского социума посредством многочисленных «мацури» (праздников).»[10]

         Становление синто как национальной и государственной  религии японцев относят к  периоду VII—VIII веков н. э., когда страна была объединена под властью правителей центральной области Ямато. Был установлен официальный список государственных религиозных праздников. В 1087 году был утверждён официальный список государственных храмов, поддерживаемых императорским домом. 

         Раздел 2.2 Синтоизм и буддизм

         Обьеденение синтоизма в общенациональную религию  происходило под непосредственным влиянием буддизма.

         Вначале, синтоиские ками были объявлены покровителями  буддизма и даже стали ассоциироваться  с буддийскими святыми. Особое влияние буддизма наблюдалось в те времена, когда он был государственной религией Японии.

         Тогда же и появились смешанные учения: "санно-синто " и "рёбу-синто ", рассматривающие ками как проявления буддийского Вайрочаны — «будды, пронизывающего всю Вселенную».

         В идейном отношении влияние буддизма проявилось в том, что в синто появилась концепция достижения гармонии с ками через очищение.

         Буддизм в Японии имел несколько сект-школ — Сингон, Тэндай и др., которые, опираясь на представления о том, что синтоистские божества есть все те же будды в их очередных перерождениях, стремились сблизиться с синтоизмом. В результате были заложены основы ребу синто, получившие поддержку со стороны японских императоров. Последние заявляли, что считают своим долгом способствовать развитию и буддизма, и синтоизма. Некоторые почитаемые ками (примерно так же, как и даосские божества в Китае) удостаивались статуса боди-сатвы, а буддийские монахи нередко принимали участие в синтоистских празднествах.

         Но  буддизм все же оставался государственной религией:«Учитывая, что буддизм оставался государственной религией Японии  до 1868 года, синтоизм не исчез и всё это время продолжал играть роль идеологической основы японского общества. Большинство населения Японии продолжали исповедовать синто. Немного позднее появился Миф о божественности императорского дома, который впоследствии обусловил  целостность объединённого государства.»[4]

         В XVII—XVIII веках под влиянием деятельности многих теоретиков( конфуцианства в  большей степени) сложилось учение кокутай - «тело государства». Согласно этому учению, ками живут во всех японцах и действуют через них, а Император — воплощение богини Аматэрасу.

         После восстановления в 1868 году императорской  власти, синто получило статус обязательной государственной религии с императором-первосвященником.

         Государственный статус синто утратило в 1947 году. 

         Раздел 1.3 Пять концепций о мире вещей.

         Синтоизм  сформировал у японцев особый взгляд на мир вещей, на природу, на взаимоотношения. Этот взгляд базируется на пяти концепциях.[2,c.21]

         Первая  концепция утверждает: все сущее - результат саморазвития мира: мир  сам по себе, хорош и совершенен. Регулирующая сила бытия исходит  из самого синто, а не от какого-то верховного существа.

         Вторая  концепция подчеркивает силу жизни. Все естественное  должно уважаться, не уважается  «нечистое».

         Третья  концепция единства природы и  истории. В синтоистском воззрении  нет разделения на живое и неживое: для приверженца синто все  живое- и животные, и растения, и  вещи. Во всем природном и в человеке живет божество ками.[5, c.17]

         Четвертая концепция связана с многобожием.

         Пятая концепция утверждает, что ками породили не всех людей, а конкретно японцев. 

    Глава 2: Синто – национальная религия Японии. 

    Раздел 2.1 Синтоизм в культуре

         Как уже было упомянуто ранее, японцы считают синтоизм религией «для японцев», долгие годы изоляции внутри собственной культуры сформировала определенные каноны восприятия  мира.

         Японское  исскуство обладает особенной спецификой, формируясь под влиянием на культе природы, рода, императора как наместника бога и   буддийского иррационализма. Специфика выявляется при сопоставлении искусства Европы и Японии.

    Информация о работе Синто – национальная религия Японии