Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 00:34, контрольная работа
Целью работы является – изучение данной религии – сикхизма.
Задачи: - проследить за историческими условиями зарождения сикхизма
- понять сущность верований
- ознакомиться со святынями сикхов
- изучить сикхские праздники
- рассмотреть секты в сикхизме
- проследить реформацией религии
Введение 1
Исторические условия зарождения сикхизма 2
Основатель сикхизма 2
Сущность верований сикхов 4
Святыни сикхов 6
Хальса 7
Сикхские праздники 9
Секты в сикхизме 9
Реформация в сикхизме 10
Заключение 11
Список использованной литературы 12
На правом берегу реки Рави великого притока Инда, на участке земли, подаренном Нанаку богатым торговцем, принявшим его веру, он основывает город Картарпур («крепость Всевышнего») и резко меняет свой образ жизни. Вместо одежд паломника Гуру Нанак облачается в одежду простого пенджабского крестьянина и вместе с женой и сыновьями трудится на своей земле. Этим же занимаются поклонники и последователи Гуру, которые называют себя сикхами. Все общинники делятся друг с другом плодами своего Труда. В общине существует общая трапезная - гуру-ди-лангар (в буквальном переводе - «кухня гуру»), в которую приглашают любого гостя вне зависимости от его социального статуса или касты - неслыханное поведение для индуистов, по представлениям которых даже тень человека из более низкой касты, упавшая на пищу или воду, может осквернить её. Такие общие трапезные сохранились у сикхов и поныне. Они есть и в маленьких деревенских общинах, и при главных сикхских святынях. Там не готовят изысканных блюд, но пресными лепёшками (чапати) и острейшей гороховой похлёбкой (дал) накормят любого - сикха и иноверца, земляка и странника-чужеземца.
После
смерти Нанака проповедь его учения продолжили
ещё девять гуру, последним из которых
в конце XVII - начале XVIII вв. был Говинд Сингх.
По традиции все они считаются десятью
воплощениями одного и того же Гуру, проповедовавшего
единое учение, - как огонь, передающийся
от одного факела к другому, как свечи,
зажигающиеся одна от другой.
СУЩНОСТЬ
ВЕРОВАНИЙ СИКХОВ
На протяжении всей жизни общаясь с индуистскими и мусульманскими проповедниками, Гуру Нанак создаёт своё учение - сикхизм.
Первая мантра (молитвенная формула
или зaклинание), именуемая «Мул Мантра»,
с которой начинается священная книга
сикхов «Ади Грантх», выглядит следующим
образом (она написана на пенджаби):
Звучит она так: «Om sati namu karata puruku nirabau niravairu akal murati ajuni saiba gur prasadi».
В переводе это означает: «Бог един и вечен. Он содержится во всём, и в то же время Он - творец всего сущего. Он лишён страха и враждебности. Он существует вне времени. Он вне рождения и смерти. Он познаётся милостью Гуру».
В этом кратком изречении изложена суть учения Нанака.
Итак, сикхизм - религия, отвергающая многобожие индуизма, признающая существование одного божества. Одно из наименований Бога у Нанака - Эк (Единственный, Единый, Один). В то же время понятие о Боге в сикхизме сильно отличается от существующего, например, в исламе. Сикхский Бог не имеет внешности, и в то же время Он существует во всём и повсюду. Индуистские боги Брахма, Вишну и Шива, а также мусульманский Аллах - все они сливаются в Боге. У Него нет собственного имени. Сикхи обращаются к Нему, используя и индуистские, и мусульманские имена: Хари (это имя встречается наиболее часто), Гопал, Рам, Парамешвар, Аллах, Сахиб и т. д.
Бог определяется понятиями ниргун «лишённый качеств» и сагун («на- делённый качествами», «имеющий качества» ). Главное Его состояние - ниргун; это сущность, лишённая каких бы то ни было черт. Но, для того чтобы человек мог познать Его, Бог по своей воле переходит в состояние сагуна (что совершенно не связано с приобретением видимого облика, Он всегда невидим и проявляется через свои деяния). К божеству в состоянии сагуна и взывает человек, общаясь с Всевышним во время медитации, при пении гимнов.
В сикхизме Бог воплощает в себе Создателя, Хранителя и Разрушителя (качества, присущие индуистским богам Брахме, Вишну и Шиве), Он всемогущ и всеведущ. Мир, созданный Им, изменчив и невечен, в то время как сам Бог вечен. Он существует в прошлом, настоящем и будущем сам по себе; к Нему применимы такие эпитеты, как «анади» ( «без начала» ), «акал» ( «существующий вне времени» ), «аджуни» ( «нерождённый» ) и «амар» ( «бессмертный» ). При встрече сикхи даже приветствуют друг друга словами: «Сат сри акал», что означает: «Истинный бессмертен».
Бог
- вне цепи перерождений, вне смерти,
и поэтому у Него не существует
зримых воплощений, как у индуистских
богов; Он никогда не принимает видимого
облика. Его невозможно описать, Он непостижим,
непознаваем и невидим, Он необъясним
с помощью произнесённого или написанного
слова. в книге «Гуру Нанак» приводится
такой гимн:
Тысячи глаз являются твоими глазами,
Но ты не имеешь ни одного.
Тысячи ликов - твои лики,
Но
ты не имеешь своего.
Тысячи стоп являются твоими,
Но ты не имеешь ни одной.
Тысячи носов - твои,
Но ты не имеешь носа.
(Перевод
К. Ашрафян)
в сикхизме существует представление о бесконечной цепи рождений человека в соответствии с его заслугам или проступками, совершёнными в жизни. Есть подобные положения и в буддизме, и в индуизме. Но в сикхизме эта цепь не столь длинна и безнадёжна, и прервать её (т. е. получить полное духовное и материальное освобождение, а значит, максимально приблизиться к божеству) вполне возможно для каждого верующего сикха. Постижение божества - вот основная цель и стремление каждого верующего. А полное постижение - это не что иное, как абсолютное погружение в Бога, растворение в Нём, означающее прерывание цепи рождений. Бог должен быть в сердце человека, и это главное. Так учил Нанак.
Как же постичь Бога в сикхизме? Во-первых, необходимо познать мистическое Слово («шабд»). Медитируя, размышляя о божественной сущности, человек может услышать зачаровывающую «беззвучную» музыку («анахад шабд»), которая и является откровением.
Во-вторых, необходимо постоянно повторять в молитвах Имя («нам»). Для обозначения Бога у сикхов существуют разные имена, но все они несущественны. Имя - это божественная сущность, которая определяется с помощью понятий «сат» - «истинный», «сач» - «истина». «Сати нам» («Его Имя – Истина») - одно из основных понятий в сикхизме.
Ещё
одно важнейшее понятие Гуру (Божественный
Наставник), являющийся проводником высшей
Истины. В учении Нанака это понятие используется
в различных смыслах: в одних случаях Гуру
ассоциируется с Богом, в других - чётко
прослеживается различие между Богом
и Гуру (когда в роли Гуру выступает голос
Бога, с помощью которого Бог сообщает
истину человеку). Существует и такое толкование
Гуру: это Слово, Божественная Истина.
Но наиболее понятным и для индуистов,
и для мусульман-суфиев было восприятие
гуру как духовного наставника, открывающего
своим ученикам путь к спасению. В одном
из сикхских гимнов говорится:
Те, кто пpиобщились к мудрости Гуру,
Чисты сердцем и речь их чиста.
…………………………………….
Без Гуру, поучающего нас,
Мы блуждали бы в потёмках.
Слово Гуру - это свет.
Свет
его слова ведёт к истине.
Всё сущее определяется понятием Хукам (Божественный Порядок, Указание, Воля), которое относится не только к физическому миру, но и к понятию кармы (т. е. закона причин и следствий). Сикхи верят в предопределённость судьбы, жизненного пути человека, который обусловливается тем, что он делает в настоящей жизни, и тем, что он делал в своих предьщущих воплощениях. Каждый человек должен жить в соответствии с тем, что ему предначертано свыше, т. е. выполнять свою дхарму (долг). Таким долгом Нанак считал активную жизнь, заполненную трудом, исполнение дхармы домохозяина.
Постижение
Бога и соединение с Ним возможны
для каждого человека, следующего
путём любви, веры, преданности Богу
и размышляющего о Его деяниях. Человек
должен избавляться от своих пороков.
Их пять - гнев, гордыня, алчность, страсть,
привязанность к земным благам.
Там, где есть «я»,
Там Бога нет.
Там, где есть Бог,
«Я» - там нет.
При этом служение Богу ни в коей мере не подразумевает отход от мирских дел, отшельничество или аскетизм. Жизнь Нанака - тому пример. Размышляя о Боге, познавая Его через медитацию и исполнение гимнов, Нанак приходит к осознанию необходимости физического труда. И в последние десятилетия своей жизни Нанак вместе с учениками обрабатывает земли, принадлежащие общине, следуя некогда провозглашённой им заповеди: «Человек должен трудиться и делиться плодами своего труда с другими людьми».
Неотступное следование этим принципам должно привести в конце концов к прерыванию цепи рождений и слиянию с божеством. Каждый последователь этого учения может общаться с Богом напрямую, без посредников, поэтому в сикхизме нет священнослужителей.
Вызовом
индуизму является важнейшая идея учения
Нанака - равенство всех людей перед Богом,
отрицание каст и кастовой системы. При
Нанаке была введена особая форма богослужения
- сангат, предполагавшая совместное присутствие
сикхов (независимо от касты) на проповеди
гуру, совместное исполнение гимнов. Несколько
позже, при третьем Гуру Амар Дасе - стали
проводиться совместные трапезы - пангат
(дословно это означает «линия», «ряд»,
на которых присутствовали и, сидя в ряд,
передавали из рук в руки чашу с водой
все члены общины - также независимо от
касты и положения в обществе. Именно поэтому
и сегодня при вступлении новых членов
в сикхскую общину посвящаемые должны
отпить амриты («напитка бессмертных»)
из общей чаши и отведать пахаль. А кинжал,
которым размешивается вода, - символ культа
оружия, существующего у воинственных
сикхов. Поэтому он непременно присутствует
в ритуале посвящения.
СВЯТЫНИ
СИКХОВ
При пятом Гуру - Арджуне (1581-1606 гг.) - была составлена священная книга сикхов «Ади Грантх» («Изначальная Книга»). Она также носит названия «Гуру Грантх» - КнигаГуру», «Грантх Сахиб» - «Книга-Господин». В неё вошли гимны сначала пяти первых, а впоследствии и остальных гуру наряду с гимнами многих бхактов и суфиев. Написанная на пенджаби и содержащая вставки на языках других народов Индии, эта книга хранится в «3олотом храме» - главной сикхской святыне в индийском городе Амритсаре, а копии её во всех сикхских храмах.
Со второй половины XVI в. и особенно в XVII в. усилилось противостояние пенджабского крестьянства (в первую очередь сикхов) и мусульманских правителей Индии. На рубеже XVII - XVIII вв. оно вылилось в крупнейшее антимусульманское движение в Пенджабе под знаменем сикхизма. Тогда же десятый Гуру Говинд Сингх - внёс ряд изменений в учение сикхизма и организацию общины. В 1699 г. было провозглашено, что высшая духовная и светская власть переходит из рук гуру к хальсе («ордену чистых») - собранию вооружённых общинников, наиболее преданных вере, готовых в любую минуту погибнуть за общину сикхов. Тогда же было решено прервать линию живых гуру; Гуру Говинд Сингх решил не назначать себе преемника и стал последним сикхским Гуру, а одновременно и членом хальсы, таким же, как все. Именно тогда «Ади Грантх» бьта канонизирована (объявлена святыней) и стала предметом поклонения в храмах. Отныне в роли Гуру стал выступать мистический союз «Ади Грантх» и хальсы. Решения собрания сикхов «в присутствии» «Ади Грантх» аналогичны решениям Гуру и потому священны. Так прекратилась линия гуру, основанная Гуру Нанаком.
Для того чтобы решения собрания имели силу, достаточно присутствия на нём пяти человек, но особую роль у сикхов играет сарбат хальса - собрание всех членов общины. Решения такого собрания ещё важнее. Огромным авторитетом у сикхов пользуются те, кого правильнее всего было бы назвать служителями храмов. Это «пятёрки» наиболее влиятельных членов хальсы, которые назначаются и могут быть смещены собранием общинников. Особую роль здесь играет «пятёрка» «Золотого храма», а также пять старейшин пяти важнейших храмов (включая «Золотой храм»). Эта цифра не случайна: 5 - священное число у сикхов.
«Золотой храм» расположен на берегу водоёма, также считающегося священным. Сикхи сначала называли свои храмы дхар.масалами, а затем гурудварами. Второе название сохранилось до сегодняшнего дня и означает «врата гуру». Как и у любой гурудвары, у «Золотого храма» имеются четыре входа (по числу варн - сословий), что означает открытость сикхской веры для людей всех каст. Центральное место в этом очень ярком, изобилующем позолотой сооружении принадлежит «Ади Грантх». Собственно, ради церемоний, связанных с этой огромной книгой и очень похожих на поклонение индуистским божествам, и сооружаются гурудвары.
Изо
дня в день, из года в год, из века
в век каждое утро в «Золотом храме»
торжественно и с большими почестями выносят
«Книгу-Гуру», помещают её на специальном
ложе, где она и находится в течение дня,
а вечером закрывают и не менее торжественно
уносят «на отдых». «Ади Грантх»- это Книга-Господин,
и отношение к ней соответствующее: при
наступлении дневного зноя специально
приставленные сикхи обмахивают её опахалами.
В «3олотом храме» и некоторых других
крупных гурудварах постоянно читают
из этой книги, а в остальных храмах подобный
обряд проводится в наиболее торжественных
случаях. «Ади Грантх» используется также
и для гадания. Сикхи не читают свою священную
книгу сами в отличие от христиан и иудеев,
читающих Священное Писание. Они приходят
в гурудвары для того, чтобы послушать
чтение «Ади Грантх», взглянуть на неё
и приобщиться к откровению Всевышнего,
которое даётся милостью Гуру.
ХАЛЬСА
История Пенджаба в конце XVII - начале ХУШ вв. неразрывно связана с именем десятого Гуру сикхов Говинда сингха. В то время жестокий и фанатичный правитель династии Великих Моголов Аурангзеб пытался прибрать к рукам непокорный Пенджаб, а его население заставить служить правителям Индии. Воины Аурангзеба получили приказ уничтожать сикхов. Девятый Гуру Тег Бахадур был заживо распилен пилой в Дели.