Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:59, шпаргалка
АНИМАТИЗМ (лат. animatus – одушевленный) – вера в существование безличной силы, распространенной повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей. Термин «А.» был введен в научный оборот англ. антропологом и религиоведом Р. Мареттом (1866– 1943) для описания религиозных верований первобытных людей. Опираясь на свидетельства миссионеров и этнографов, изучавших племена тихоокеанского региона, Маретт вступил в полемику со сторонниками анимистической концепции происхождения религии. Он утверждал, что на начальной стадии развития религии главную роль играла не вера в существование душ, духов и призраков, а вера в мана – чудодейственную безличную силу. Мана, по мнению аборигенов тихоокеанских о-вов, распространяется в мире неравномерно.
Противостоит теологии, которая опирается на откровение и святые догматы церкви. В средние века этот термин применялся к мистическим учениям. Теософия стремится объединить исторические формы религий, различные вероисповедания через тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов.
В теософии человек – отражение Бога, ведь микрокосм подобен макрокосму.
ТОТЕМИЗМ – одна из ранних форм религии, основу к-рой составляет вера в существование особого рода связи между какой-либо группой людей и определенным видом животных или растений, явлением природы либо каким-либо сложным образом. Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототеман», к-рое на яз. североамериканских индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения Т. было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деят-стью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития Т. такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Несколько позднее в Т. были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема. Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков и веры в их особые возможности, а с др. стороны, к изменению отношения к самому тотему, в частности к появлению запретов на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда поедание тотема носило ритуальный характер и напоминало о древн. нормах и правилах. Впоследствии в рамках Т. возникла целая система запретов, к-рые назывались табу. Тотемистические верования сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общ-ва. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной тотемной группы вокруг признанного ими тотема. Они же достаточно эффективно выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам-табу, к-рые должны были соблюдать все члены тотемной группы.
Классическая страна тотемизма: Австралия.
ФЕТИШИЗМ – поклонение неодушевленным предметам, к-рым приписываются не присущие им свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п. на основе случайных ассоциаций, либо на основе неверно понятых причинно-следственных связей.). Впервые эта форма религиозных верований была обнаружена португальскими моряками в Зап. Африке в XV в., а затем многочисленные аналоги Ф. были выявлены в религиях почти всех народов. Объектом поклонения – фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: необычный камень (камни были первыми фетишами), кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие (рукотворные вещи - позднее). Чаще всего предмет, к-рый становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если в результате этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деят-сти, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим. Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным почтением к выбранному ими предмету. За оказанную помощь его благодарили, за беспомощность наказывали. Элементы Ф. можно обнаружить практически во всех религиях, он широко распространен и в сфере бытовых суеверий и предрассудков. Так, сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты, талисманы, предметы, приносящие удачу или отводящие опасность, является не чем иным, как пережитком первобытного Ф.
ФИДЕИЗМ – (от лат. вера) религиозное мировоззрение, утверждающее приоритет веры над разумом, характерное для теистических религий.
Ограничивая сферу деятельности науки, фидеизм отрицает мировоззренческое значение научного познания, отводя решающей роли в понимании мира вере (наука ищет лишь знание явлений, фактов, вторичных (физических) причин, но не способна раскрыть первичные (сверхъестественные) причины, объяснить наиболее глубокие источники бытия). Ограничивая сферу действия науки, фидеисты заявляют, что научное познание не может до конца раскрыть истину; они отрицают существование объективной истины, чтобы предоставить место религиозной вере. По мнению фидеистов, только религия дает подлинное объяснение принципам существования и назначения мироздания, придает смысл и цель жизни человека, наука же предоставляет лишь нек-рые средства для осуществления этой цели.
ФИЛИОКВЕ (лат. filioque — «и от сына») — добавление, сделанное Западной (Римской) Церковью в Никео-Цареградский (381 г.) Символ веры, IV века, в догмате Троицы: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «и от Сына». В настоящее время для католиков филиокве – догмат, православные предлагают приравнять ее к догмату, но не считать обязательной.
Святой Дух - третья ипостась единого Бога — Святой Троицы. Христиане верят, что, Святой Дух на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями
Католическая церковь подчёркивает, что, с её точки зрения, вопрос filioque представляет собой семантическую проблему, поскольку, чтение Символа Веры как с филиокве (в латинском обряде), так и без него (некоторые Восточно-католические церкви) выражает одну и ту же вероисповедную истину: Бог-Отец — единственный источник Святого Духа, но подаётся Святой Дух и от Сына. Иоанн Дамаскин характеризовал это в своём «Точном изложении православной веры» как «от Отца исходящего, чрез Сына подаваемого».
ХИЛИАЗМ, милленаризм (греч. тысячелетие) – учение о наступлении тысячелетнего царства Спасителя (Машиаха (в иудаизме) или о втором пришествии Христа (в христианстве). Истоки идеи относятся к дохристианским временам. Христианский X. основывается на толковании Откровения Иоанна Богослова. Милленаристы, или премилленаристы, учили, что второе пришествие Христа будет до установления тысячелетнего царства, когда верующие восстанут из мертвых в первом воскресении, чтобы царствовать со Христом на земле на протяжении тысячи лет. Эта точка зрения была распространена в древней церкви, ее придерживались многие раннехристианские писатели (Тертуллиан и др.) После окончания эпохи гонений на христиан Августин (354-430) отождествил Царство Божье с церковью, утверждая, что тысячелетнее царство уже наступило. Хилиастические ожидания оживились с приближением конца I тысячелетия н.э., поскольку предполагалось, что за ним наступит завершающая эпоха человеческой истории, соответствующая "седьмому дню творения", или "субботе". В эпоху Реформации и позднее милленаристские взгляды были распространены достаточно широко, однако они так и не были закреплены в официальном вероучении основных христианских церквей и деноминаций. Множество раз назывались конкретные даты второго пришествия Христа и начала тысячелетнего царства, однако все они оказывались ложными. Тем не менее, не смотря на все эти различия в понимании тысячелетнего царства, христианскую церковь в целом объединяет упование на второе пришествие Христа.
ЦЕРКОВЬ (буквально – Божий Дом) масштабная религиозная организация со своими канонами, иерархией, интегрированная в общественную жизнь.
Отсюда признание возможности каждого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, последователи анонимны. Во многих церквах члены делятся на духовенство и мирян, что находит отражение в организационной структуре, в строгой централизации управления.
В христианстве принято различать «видимую церковь» (религиозная организация, церковная иерархия и храмы) и «невидимую церковь» (духовное сообщество, уверовавшее в Христа как в Спасителя). На уровне видимой существует конфессиональное разделение, невидимая же церковь едина.
Типологические содержание понятия:
- большие объединения верующих, основанные и устоявшиеся на неизменной доктрине, сложившемся и регламентированном культе, высоко интегрированные в общественные отношения.
Членство в церкви определяется этнической принадлежностью, рождением в религиозной семье и др. Однако стать членом церкви может любой человек.
В религиоведении принято различать церковь:
А) Вселенскую (универсальную) – рел. объединение, претендующее на глобальное распространение.
Б) Экклесия (поместная церковь) – некое нац.- гос. Образование, не выходящее за рамки территории/национальности.
ЭВГЕМЕРИЗМ – принципы рационалистического истолкования происхождения Богов и мифов, а также содержания мифов.
Были изложены философом Эвгемером в 4-3 веке до н.э.. Согласно его взглядам, Боги и герои – это реально существовавшие, обожествленные великие люди прошлого, а мифы – фантастическое изложение реальных событий минувших времен.
Принцип аналогии был применен рядом мыслителей Нового времени при анализе прообразов христианских представлений. Обосновывая идею о том, что в христианских образах отражаются явления общественной жизни, К.А. Гельвеций (1715–1771) писал: «Монахи создали представление о небесном дворе по образцу восточных дворов. Восточный государь, невидимый для большинства его подданных, доступен только для своих царедворцев. Жалобы народа доходят до него лишь через посредство его фаворитов. Аналогичным образом монахи окружили трон царя Вселенной фаворитами под названием святых.
Экзегетика - раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты и доказывается истинность догматов христианских религий.
Изучение Библии началось ещё в древности и первоначально имело преимущественно богословский характер. В средние века создаётся особая дисциплина - экзегетика, ставившая целью истолкование отдельных мест Б. и, в частности, объяснение противоречий, которые и тогда уже бросались в глаза, однако трактовались как мнимые. Библейская критика начинается с 17-18 вв. (Б. Спиноза, Ж. Астрюк). Она показала, что Б. не есть исключительная, боговдохновенная книга, но сложный литературный памятник, отражающий интересы различных общественных кругов, изобилующий противоречиями.
По экзегетике понимание достигается грамматическим исследованием языка, изучением исторических реалий и вскрытием намёков, смысл которых со временем сделался непонятным; конкретно-психологическими изысканиями и рассмотрением закономерностей формы произведения.
ЭККЛЕСИОЛОГИЯ — раздел христианского учения, в котором обосновывается необходимость Церкви как мистического тела Иисуса Христа, доказывается роль Церкви в спасении человека и достижении им Царства Небесного.
ЭКУМЕНИЗМ (греч. Вселенная, обитаемый мир) – идеология всехристианского единства взгляды и позиции, отражающие стремление христиан различных направлений к объединению в «единой Церкви Христовой» при сохранении плюрализма в вероучении, культе и организации.
Экуменическое движение
как попытка практического
Помимо попыток разрешить
межконфессиональные
Цели экуменического движения:
- усиление влияния религии;
- сопротивление процессу
- выработка общехристианской социальной программы, пригодной для верующих, живущих в странах с различными социальными системами.
ЭСХАТОЛОГИЯ - религиозное учение о конечных судьбах отдельных людей (индивидуальная эсхатология включаюет представления о немедленном посмертном суде и воздаянии, а также загробной жизни отдельной человеческой души (подобные воззрения были присущи, в основном, крестьянству, далекому от понимания глубин церковной ортодоксии)), человечества и мира в целом (всемирная эсхатология - судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние). Большая роль в становлении учения о конечных судьбах человечества принадлежит иудаизму и христианству. Э. Нового Завета выражает себя в многочисленных символах и притчах. Новозаветные представления о конце мира получали разные интерпретации в разных социальных слоях и в различные исторические эпохи. Напр., в христианстве явственно прослеживаются два направления: народная Э., в центре к-рой находится изображение скорой гибели угнетателей, и церковная Э., занимающаяся описанием признаков «второго пришествия.