Шпаргалка по "Религиоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:59, шпаргалка

Описание работы

АНИМАТИЗМ (лат. animatus – одушевленный) – вера в существование безличной силы, распространенной повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей. Термин «А.» был введен в научный оборот англ. антропологом и религиоведом Р. Мареттом (1866– 1943) для описания религиозных верований первобытных людей. Опираясь на свидетельства миссионеров и этнографов, изучавших племена тихоокеанского региона, Маретт вступил в полемику со сторонниками анимистической концепции происхождения религии. Он утверждал, что на начальной стадии развития религии главную роль играла не вера в существование душ, духов и призраков, а вера в мана – чудодейственную безличную силу. Мана, по мнению аборигенов тихоокеанских о-вов, распространяется в мире неравномерно.

Работа содержит 1 файл

впинывание в религиоведение.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

 

АНИМАТИЗМ (лат. animatus – одушевленный) – вера в существование безличной силы, распространенной повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей. Термин «А.» был введен в научный оборот англ. антропологом и религиоведом Р. Мареттом (1866– 1943) для описания религиозных верований первобытных людей. Опираясь на свидетельства миссионеров и этнографов, изучавших племена тихоокеанского региона, Маретт вступил в полемику со сторонниками анимистической концепции происхождения религии. Он утверждал, что на начальной стадии развития религии главную роль играла не вера в существование душ, духов и призраков, а вера в мана – чудодейственную безличную силу. Мана, по мнению аборигенов тихоокеанских о-вов, распространяется в мире неравномерно. Явления природы, предметы, животные и люди могут обладать ею в большей или меньшей степени. Напр., человек, к-рого сопровождает удача, к-рый отличается ловкостью, здоровьем и красотой, имеет много мана. Вся религия первобытных людей, подчеркивал Маретт, сводится к тому, чтобы овладеть этой силой и использовать ее себе на благо. Вера в существование такой силы была обнаружена у многих племен и народов. Если меланезийцы называли ее мана, то у ирокезов она была известна под именем оренда, у алгонкинов – маниту, у жителей Зап. Судана – ньяма, у пигмеев – мегбе, у зулусов – умойя и т.п. Отсюда был сделан вывод, что А. в разнообразных модификациях присущ религиозным представлениям многих народов. А. присущ не только ранним стадиям религиозной эволюции, многие его элементы были обнаружены в развитых религиях, что говорит о его универсальном характере. 
Аниматизм является одной из первых попыток целостного осмы- 
сления мира.

Аниматизм – учение об одушевленности окружающей природы, кажущейся нам  неодушевленной. (Дж. Фрэзер)

Фрейд и Штейнберг  считают, что аниматизм – предтеча анимизма, связан с тем, что архаический человек не выделял себя из окружающей природы.

 

АНИМИЗМ (лат. anima, animus – душа, дух) – вера в души и духов. Впервые в этом значении термин был использован англ. антропологом Э. Тайлором (1832–1917) для описания первобытных религиозных верований. Согласно теории Э. Тайлора, эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышлений древн. человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Первобытный «философ» вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древн. человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами и т.п. Возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась из полидемонизма в политеизм, а затем и в монотеизм. Основываясь на факте широкого распространения А., Э. Тайлор выдвинул формулу: «А. есть минимум определения религии». Эту формулу использовали в своих построениях многие религиоведы, но при обсуждении тайлоровской концепции анимистических верований выявились и ее слабые стороны. Гл. контраргументом были этнографические данные, которые свидетельствовали, что религиозные верования первобытных людей зачастую не включают в себя анимистических представлений. Такие верования были названы «преанимистаческими». Однако несомненным является то, что А. входит составной и весьма существенной частью во все религии мира.

К этой категории относят  коренных обитателей Африки, Южной Америки, Океании — приверженцев традиционных местных религий.

Шталь (нем врач и зимик) стал основателем  анимизма — учения о душе, как некоем безличном жизненном начале, лежащим в основе всех жизненных процессов. В наши дни анимизм сохраняется во всех современных религиях, а также проповедуется представителями оккультизма, спиритизма, теософии и т.д..

 

Апокатастасис - (от греч. возвращение в прежнее состояние) – понятие, посредством которого обозначается необходимое возвращение вещей в свое былое обличие, возвращение к прежнему положению.

Учение об апокатастасисе восходит к Пифагорейской школе и Гераклиту, нашло отражение во взглядах стоиков, утверждавших тождественность сменяющихся миров и неизбежном возвращении из каждого нового мира вещей, живых существ и событий в мир предшествующий.

Отдельные положения апокатастасиса как учения о всеобщем восстановлении («восстановлении всего») впервые сформулировал Климент Александрийский. Так, он допускал конечность адских мук, возможность покаяния диавола и всех грешников, предполагал, что адские муки могут быть очистительным огнем для падших ангелов и людей. Его ученик Ориген более детально развил представления о всеобщем спасении, связав его с рядом спорных предположений (переселение и предсуществование душ, спасение нечистых сил через вторичное пришествие Иисуса Христа и т.д). Развиваемые Оригеном представления о всеобщем спасении и его откровения были осуждены Церковью на 5-м Вселенском соборе (533г.). Однако то же учение о всеобщем спасении, предложенное св.Григорием Нисским, не связанное с учением Оригена о предсуществовании душ, не было отвергнуто Церковью. В народном христианстве идея апокатастасиса проявляется во мнении, что адские муки не вечны, и что после соразмерного наказания по грехам своим в аду грешники могут попасть в рай.

 

АПОКРИФЫ (греч. скрывать, утаивать, прятать) - произведения иудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон.

 

Понятие «апокриф» первоначально  относилась к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить свое учение в тайне. Позднее термин «апокриф» стал обозначать тексты, не признанные богодухновенными (как Евангелие и откровения). Церковью считаются неканоническими, не вошли в библию.

Типологизация апокрифов:

1) Ветхозаветные (Мельхиседек, Видение Исайи)

Нередко несут следы зооморфизма  и языческой мифологии. Для них  характеры тексты апокалипсического  характера, проникнутые эсхатологическими  мотивами. Существенное значение уделяется  личному спасению и индивидуальному  возмездию.

2) Новозаветные (Тибетское евангелие)

Идеи единства верующих, всемогущества  Христа, тексты молитв и некоторые  предписания относительно управления христианскими общинами.

 

АТЕИЗМ – воззрение, исходящее из признания естественного мира единственным и самодостаточным, а религии – творением самого человека. Ментально-мировоззренческая установка, программно альтернативная теизму, т.е. основанная на отрицании наличия трансцендентного миру начала бытия.

В современной лит-ре дано множество определений и  классификаций А. Часто А. определяется как опровержение бытия Бога; подразделяется на теоретический (использует аппарат логики для проверки концепций о богах на противоречивость) и практический (апатеизм - люди живут не придавая значения наличию или отсутствию богов, и объясняют явления природы без помощи потусторонних сил.) и т.д. В отечественной лит-ре рассматривают различные аспекты А. – как социальное явление, сторона материалистического мировоззрения, мировоззренческая позиция личности, или совокупность атеистических взглядов и проч. (религиозный индифферентизм, рел. скептицизм, вольнодумство, антиклерикализм); общим является признание того, что А. нельзя отождествлять с неверием в Бога вообще. Понятие «А.» принимало в истории разные значения. Оно возникло в Древн. Греции (5 в. до н.э) и имело отрицательно-этический смысл: атеист – безбожник, нарушающий обычаи и законы общ-ва, заслуживает наказания вплоть до смертной казни. Отрицательное отношение к А. было воспринято монотеистическими религиями. В Новое время подобное отношение постепенно сменяется позитивным со стороны части общ-ва. Пьер Бейль (фр. философ): общ-во атеистов может быть нравственным и не хуже общ-ва, в к-ром живут одни верующие. Поль Гольбах: «Атеист – это человек, знающий природу и ее законы, а также собственную природу и налагаемые ею обязанности». К. Маркс: «Упразднение религии как иллюзорного счастья народа есть требование его действительного счастья». А. ставит вопрос о формировании идеала внерелигиозного человека как духовно и нравственно развитой, гармоничной личности, «единственными догматами веры» к-рой являются «труд и доброта» (Д. Дидро).

 

ГЕНОТЕИЗМ, энотеизм – термин, введенный англ. историком религии Максом Мюллером для обозначения особого типа богопочитания, совмещающего признаки политеизма и монотеизма. допуская существование многих богов, Г. требует чтить лишь одного бога, к-рый наделяется качествами абсолютности и исключительности. Мюллер считал, что Г. представляет собой особую фазу развития религии, заключающую в себе тенденции эволюции либо к политеизму, либо к монотеизму: реализация первой ведет к иерархизации пантеона и вере в верховного бога, главенствующего над др.; монотеистическая тенденция осуществляется через исключение самой возможности бытия множества богов. Современное религиоведение в основном разделяет концепцию Г., предложенную Мюллером. В религиоведческой лит-ре отмечается, что Г. нельзя смешивать с монолатрией – культовой практикой почитания одного, главенствующего бога, включающей запрет на какие бы то ни было культовые действия, связанные с поклонением любым другим существам.

 

ДЕИЗМ (лат. deus – бог) – учение, основанное на принципах рационализма, по к-рому Бог есть безличная разумная первопричина мира, находящаяся вне его и не участвующая в жизни природы и человека. Вселенная после первотолчка движется по естественным законам. Идеи Д. восходят к эпикуровской мысли о невмешательстве богов в земную жизнь (так как они блаженны), к аристотелевскому понятию Перводвигателя. Распространение Д. в 18 в. обусловлено процессом секуляризации общ-ва, особенностями естествознания, на основе к-рого формировалась механическая картина мира: мир представал как самостоятельный механизм, движущийся, однако, в результате толчка извне. Деизм предполагает, что разум, логика и наблюдение за природой — единственные средства для познания Бога и его воли.Деистами были европ., америк. и рус. мыслители – Т. Гоббс, А.Э. Шефтсбери, Ф.М. Вольтер, Д. Юм, Д. Толанд, Т. Джефферсон, М. Ломоносов, А. Радищев и др. В лице родоначальника Д. Чербери (Англия) Д. предстал как новая религия, к-рая не нуждается в религиозных авторитете, вере, обрядах, таинствах, молитвах. Т. обр. связь человека с Богом оказывалась разорванной; истинное же богопознание, по Д., – познание природы. Деисты отвергали идею предопределения, промысла, критиковали Священное Писание, христианские догматы и обряды, институт церкви. Деизм стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога, а не противопоставлять науку и Бога.

 

Деноминация - (от лат. слова «переименование») – религиозное сообщество, вышедшее за пределы сектантства, но еще не ставшее церковью. Ее идейные, культовые и организационные принципы формируются в оппозиции к церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя акцент на избранности членов, она признает возможность духовного возрождения для всякого верующего, придерживается принципа постоянного и контролируемого членства. Изоляция от «мира» и замкнутость внутри религиозной группы не считается признаком истинной религиозности, последователи призываются к активному участию в жизни общ-ва. Несмотря на провозглашение принципа равенства всех членов и выборности руководящего состава, имеется элита руководителей, как правило, постоянных.

Секта перестает быть замкнутой, открывается миру, формирует новую доктрину,  превращается в новую церковь либо остается на стадии постоянного развития. Не претендует на исключительность.

2 состояния:

1) переходное состояние от секты  к церкви

2)  длительное существование  в развивающемся виде наряду  с другими религиозными объединениями, не претендуя на универсальность.

 

ЕРЕСИ  - отклонения от ортодоксального вероучения и культа той или иной конфессии, противоречащие или враждебные ему. Понятие «Е.» употребляется относительно течений в христианстве, но иногда и в др. религиях (исламе и иудаизме). Христианские писатели II–III вв. (Ириней Лионский, Тертуллиан и др.) называли Е. философские учения, не совместимые с христианством (гл. обр. эпикурейство), а также учения, в к-рых христианские представления сочетались с элементами античной философии или вост. религий. После утверждения христианства в качестве господствующей религии церковь называла Е. любые учения, умонастроения или действия, расходившиеся с церковными догматами и установлениями (в Древн. Руси, напр., Е. считались даже ворожба и игра на гуслях). Общей чертой средневековых Е. был антиклерикализм: критика института церкви и духовенства. Социально-политические цели радикальных Е. – установление царства справедливости на земле, в связи с этим – сословное и имущественное равенство, уравнительный передел земли. Е. отвергали церковное учение о Троице, Христе, загробном воздаянии, церковные таинства и обряды (см. Обряды религиозные). Свободомыслие простиралось от робкого несогласия с авторитарно-догматической позицией до полного разрыва с ортодоксией, до признания вечности мира и несотворенности материи. Христианская церковь считала Е. тяжким преступлением и нередко карала еретиков смертью. Длительное существование многочисленных Е. в века господства одной идеологии – свидетельство постоянной неудовлетворенности человечества своим социальным и духовным бытием, неизбывной тяги личности к самостоятельному выбору идейной позиции.

Гностики, богомилы, стригольники, манихеи

 

Зоолатрия - то же, что анимализм – совокупность обрядов и верований, связанных с почитанием животных.

Корни зоолатрии восходят к глубокой древности, когда первобытные охотники совершали магические обряды, надеясь с их помощью добиться успеха в промысле и защитить свою жизнь от опасных хищников.

Зоолатрия взаимосвязана с другими  формами первобытной религиозности, в первую очередь — с  тотемизмом. Культ животных-предков был одним из наиболее ранних религиозных культов человечества. Существует масса примеров зоолатрии. Например, в Древнем Египте каждое племя чтило своего животного-покровителя (бык – в Мемфисе). В некоторых странах зоолатрия существует и сейчас (в Индии почитание коровы, змеи, обезьяны).

Зоолатрия слилась с различными религиями, в некоторых из которых  сохранились ее пережитки. В религии Древней Греции, например определенным Богам соответствуют определенные животные (орёл у Зевса, сова у Афины, лань у Артемиды).

 

Иерархия – (от греч. Священная власть) принцип структурной организации многоуровневых систем, расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин "И.", был введён не ранее 2-й половины 5 в. Дионисием Псевдо-Ареопагитом (в трактатах "О небесной иерархии" и "О церковной иерархии") и до 19 в. употреблялся для характеристики организации христианской церкви. В науке понятие И. стало разрабатываться со 2-й половины 19 в. В социальных науках первоначально понятие И. применялось для описания сословно-классового деления общества. С появлением в 20 в. общей теории систем понятие И. стало применяться для описания любых системных объектов.

Иерархия (греч. – священноначалие) – общее название для всех трех степеней священства: диакона, пресвитера (священника) и епископа. Диаконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, но самостоятельно ни служить, ни совершать таинства не могут. Пресвитеры (священники, по-гречески - иереи) при рукоположении получают благодать совершать богослужения и таинства (кроме таинства рукоположения новых священников). Старшие иереи называются протоиереями. Священники-монахи называются иеромонахами, старшие среди них - игуменами, а самые старшие - архимандритами. Епископы (архиереи) получают высшую степень благодати. Епископы равны между собой по степени благодати, но по своим административным обязанностям подразделяются на епископов, викариев, архиепископов, митрополитов и патриархов.

 

Икономия (oikonomia греч. - искусство управления домом, домоуправление, домостроительство; oikos, - дом, nomos - закон) – принцип снисходительности к человеческой немощи, практической пользы, удобства, применяемый православной церковью при оценке воззрений и действий, не имеющих строго обязательного характера в церковно-практических и пастырских вопросах,

Информация о работе Шпаргалка по "Религиоведению"