Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 15:32, реферат
Цель исследования - рассмотреть и проанализировать процесс влияния религии на воспитание детей.
Возможные ассоциации со словом семья - быт, будничность, повседневность. Что необходимо для сохранения целостности, новизны? Вспомнить о том, что было в начале - о первопричинах возникновения моей семьи, о мотивах к ее созданию…
2) Личный пример и благочестивая
жизнь родителей
«Блажен муж, боящийся Господа и крепко
любящий заповеди Его. Сильно будет на
земле семя его; род правых благословится»
Пс. 111:1-2.
Чистая и богобоязненная жизнь родителей
– то нетленное богатство, которое они
передают своим детям. Действенны не столько
словесные упражнения, сколько дела, поступки
и отношения; слова могут запутать, а личный
пример всегда ясен и вдохновляет. Дети
учатся на примере нашей жизни и копируют
нас. Часто их недостатки – это наши скрытые
грехи и привычки, и мы можем увидеть себя
в наших детях.
Сказано: «Отцы, не раздражайте детей ваших,
дабы они не унывали» Кол. 3:21.
Дети раздражаются и унывают, если родители
заставляют их делать то, что сами не делают.
Отсутствие единства слова и дела подрывает
не только авторитет родителей в глазах
их детей, но и веру в людей вообще. Только
подражая Христу во всем, мы сможем привить
нашим детям христианские добродетели.
3) Дисциплина и развитие
послушания
Дисциплинирование – это обучение ребенка
навыкам и правилам, которые помогут ему
контролировать самого себя, направят
его, дадут простор Богу в его сердце и
умертвят в нем греховное. Правила без
любви и благоразумия – это законничество,
и они приводят к бунту, но чрезмерная
снисходительность и молчаливое одобрение
беспорядка – это безответственность,
которая приводит к падению. Семья без
дисциплины – это дом, построенный на
песке, который не устоит.
Прежде всего необходимо обучать своих
детей послушанию родителям: «Дети, будьте
послушны родителям вашим во всем, ибо
это благоугодно Господу» Кол. 3:20. Это
основа для всякого повиновения: в Церкви,
в семье, на работе. Авторитет отца и матери
в семье должен быть непререкаемым, потому
что Бог дал его родителям. Этот авторитет
и власть не подавляют личность ребенка
и не угашают любви к нему. Дисциплина
не отменяет любви и не противоречит ей,
потому что: «Ибо Господь, кого любит, того
наказывает; бьет же всякого сына, которого
принимает. Если вы терпите наказание,
то Бог поступает с вами, как с сынами.
Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал
отец?» Евр. 12:6-7.
Дисциплина предполагает установление
правил и разумных границ, а также контроль
за исполнением этих правил. Ребенок должен
четко понимать, что от него требуется,
поэтому правила родителей должны быть
конкретными и исполнимыми. Разумный контроль
предполагает знание того, где, с кем и
чем занимается ребенок, и требование
от него разумной отчетности, но необходимо
при этом избегать излишних подозрений
и придирок, чтобы не посеять вражды, унижения
и зависти.
Дисциплина – это также мудрое применение
наказаний: «Кто жалеет розги своей, тот
ненавидит сына; а кто любит, тот с детства
наказывает его» Пр. 13:25.
Библия учит, что правильное применение
наказания основано не на злобе, лицемерии
или ненависти к детям, а на заботе, любви
и желании отвратить их от зла и греха.
При наказании:
– не должно быть гнева: «ибо гнев человека
не творит правды Божьей» Иак. 1:20.
Эмоции должны быть под контролем, потому
что, когда родители выходят из себя и
ими овладевает злоба, тогда дается место
дьяволу, а наказание превращается в избиение;
– наказание должно быть справедливым,
своевременным и понятным (за что). Не следует
физически наказывать ребенка, который
не способен еще понимать, что можно делать,
а что нельзя;
– необходимо помнить, что каждый ребенок
– это живая душа, уникальная личность
и ее нужно беречь и уважать. Поэтому недопустимы
оскорбления, насмешки и унижение.
После наказания обязательно должны следовать
прощение, анализ поступка и назидание
Посланник Аллаха сказал: "Самое ценное, что дает отец своему ребенку, - хорошее воспитание".
(Ат-Тирмизи)
Человечество вступило в
ХХ век с величайшими научно-
Однако, прогресс определяется не только научными открытиями. Он, в первую очередь, зависит от того, насколько глубоко в обществе ценятся такие понятия, как любовь, сочувствие, уважение.
Здоровое и развитое общество, прежде всего, заботится о человеке. Оно стремится воспитать и поддержать в нем добрые начинания и искоренить стремление ко злу и разрушению.
Воспитание подрастающего поколения является первым и самым важным шагом в этом направлении, ибо это наше будущее. О важности воспитания детей свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада . Так, Всевышний Аллах говорит в Коране: "О вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни" (сура "Запрещение", аят 6).
Также Посланник Аллаха сказал: "Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их" (Ибн Маджа).
Таким образом, Всевышним
Аллахом
и его Посланником Мухаммадом
на родителей и учителей возложена большая
ответственность по воспитанию детей.
Тяжесть этого груза заключается в том,
что дети доверены нам Всевышним
, и в Судный день мы будем отвечать за
них перед Аллахом
. Воспитание человека наиболее плодотворно
в раннем возрасте. Ведь именно в эти годы
формируются основы личности. Чем взрослее
ребенок, тем труднее он поддается переделке.
Из мягкого воска можно слепить что угодно,
но затвердевший воск легче превратить
в порошок.
Плоды хорошего воспитания достаются ценою большого труда и забот, поэтому в процессе воспитания необходимо учитывать следующие аспекты:
1. Религиозный.
Здесь мы подразумеваем приобщение ребенка
с самого рождения к иману, обучение его
основам ислама и шариата.
Иман - это вера во Всевышнего Аллаха
, Его ангелов, Его небесные книги и Его
пророков, в Судный день и предопределение
судьбы, в то, что все хорошее и плохое
происходит по воле Всевышнего Аллаха
.
Столпы ислама - это поклонение в форме аш-шахадата, намаза, поста, аз-заката, аль-хаджа и т. д.
Принципы шариата - это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение, как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества.
Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: "Все дети рождаются в "фитре"1 - родители их делают христианами, иудеями или многобожниками" (Аль-Бухари). Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять все. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги, именно родители дают детям представление об окружающем мире, выбирают им религию. Поэтому именно они несут ответственность за будущее ребенка перед Всевышним Аллахом .
2. Нравственный.
Этот аспект подразумевает комплекс морально-нравственных
принципов, которые необходимо привить
ребенку с раннего детства. Эти принципы
должны стать стержнем его психологической
личности.
Посланник Аллаха
определил основную цель своей великой
миссии словами: "Я был
послан для того, чтобы усовершенствовать
нравственность".
В результате нравственного воспитания ребенок, растущий с верой в Аллаха , воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.
3. Физический.
Задача этого аспекта воспитания заключается
в формировании сильного, крепкого, здорового
человека, который должен испытывать радость
и удовлетворение от той пользы, которую
он приносит своей семье и обществу.
Физическое воспитание направлено на
совершенствование организма, укрепление
иммунитета, предупреждение заболеваний.
Здоровье, с точки зрения ислама, одна
из самых больших милостей Аллаха
. Посланник Аллаха
сказал: "Сильный
верующий лучше для Аллаха и более любим
Им, нежели слабый". Ислам настоятельно
рекомендует укреплять и сохранять телесное
здоровье при помощи физических упражнений,
спортивных игр и тренировок.
4. Интеллектуальный.
Это сторона воспитания не менее важна,
чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание
формирует у ребенка стремление к постижению
наук и познанию окружающего мира. Главные
усилия необходимо прикладывать к овладению
религиозными знаниями, помогающими достичь
покоя и счастья на этом и том свете. О
ценности знаний и об обязанности людей
постигать исламское учение свидетельствуют
многочисленные аяты Священного Корана
и хадисы Пророка
Всевышний
говорит: "Скажи: равны ли
те, которые знают, и те, которые не знают?"
(сура "Толпы", аят
9). Однако нельзя забывать и о других
науках. Абу Хурайра
передал, что Посланник Аллаха
сказал: "Тому,
кто идет по дороге знаний, Аллах
облегчит дорогу в Рай" (Муслим).
5. Психологический.
Этот аспект подразумевает воспитание
здоровой, устойчивой психики, проявлением
которой у ребенка являются смелость,
самостоятельность, стремление к совершенству,
добру, любви.
При правильном психологическом воспитании ребенок становится неуязвимым к ненависти, зависти или неприязни и лишается чувства страха перед кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха . Он доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни.
6. Социальный.
Задача этого аспекта - приучить ребенка
соблюдать общественные нормы поведения.
Одним из его основополагающих принципов
является неукоснительное следование
важным правилам человеческого общежития.
Необходимо с раннего детства формировать
в ребенке умение и навыки установления
социальных контактов и связей. При этом
нужно ориентироваться на модель поведения,
предложенную Пророком Мухаммадом
: "…поддерживай
отношения с тем, кто порывает их с тобой,
давай тому, кто отказывает тебе, и прощай
тому, кто притеснял тебя".
7. Половой. Этот
вид воспитания подразумевает просвещение
ребенка в вопросах пола. Он включает в
себя разъяснение сущности взаимоотношений
между полами, инстинкта продолжения рода
и других вопросов, связанных с браком.
Судя по аятам Корана и хадисам Пророка , родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель полового воспитания - прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а также его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере человеческой жизни.
Таковы некоторые аспекты
исламского воспитания, и опыт мусульманских
стран убедительно показывает его
благотворность и эффективность.
1 "Фитра"- врожденное состояние веры в Единого Бога
Информация о работе Семья и Воспитание детей в разных религия