Роль Троице-Сергиевой Лавры в становлении русской школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 11:46, реферат

Описание работы

Исследование роли монастырей, в частности, Троице-Сергиевой Лавры, в истории отечественной духовности и культуры обретает особое значение. XX век – эпоха духовных катастроф, смятений и войн. Подмена подлинной культуры суррогата псевдокультуры, пропаганда насилия, распространение наркомании и алкоголизма ведут к духовной, нравственной, интеллектуальной, физической деградации народа. Именно – неизменным религиозным и культурным оплотом российской государственности.

Содержание

Введение 2
История Троице-Сергиевой лавры 3
Сергий Радонежский – духовный предводитель духовной Руси, определивший развитие русского просвещения 6
Московская духовная Академия 8
Перевод Академии в Троице – Сергиеву Лавру 8
Вклад Московской Духовной Академии в образовании России 14

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Переводная литература имела не только богословское, но и  большое общекультурное значение, знакомя  русского читателя с историей христианской Европы.

   Краткий  перечень ученых, которых дала  Московская Духовная академия, лучше  всего начать с имени Михаила  Ломоносова(1811-1865). Это – самый  значительный русский ученый 18 века, наиболее замечательный деятель  дореволюционной русской литературы. М.В. Ломоносов учился в академии почти десять лет. Он получал здесь основательную филологическую подготовку, овладел латынью – международным языком научного общения того времени. Впоследствии это дало ему возможность широких контактов в ученом мире, сравнительного изучения культурного наследия стран Европы и России. «Российская грамматика» Ломоносова (1757) стала первой печатной  грамматикой живого русского языка. В ней впервые разграничены церковнославянский и русский языки, определенны их особенности, проанализированы диалекты, среди которых отмечается «отменная красота» московского наречия.

          Нельзя не сказать о вкладе естественной школы Московской Духовной Академии в российское просвещение.

        Математика преподавалась в Академии с первых лет ее существования. Этот курс не ограничивался чисто арифметикой, но включал имевшиеся в России уже в 17 веке рукописные руководства по геометрии и астрономии.

   Известный  русский астроном Никита Иванович  Попов (1720-1782),автор нескольких  астрономических работ, в том числе академических календарей на 1755-1760 годы, - также выпускник МДА.

        География занимала важное место в числе наук, преподававшихся в Академии. Ее выпускник – знаменитый исследователь Камчатки Степан Петрович Крашенников (1713-1755) – оставил выдающийся труд «Описание земли Камчатки»(1755), переведенный на многое языки и неоднократно переиздававшийся. Крашенинников написал также несколько работ по ботанике.

   Медицина  в истории Академии имела особое  значение. Из числа ее учеников, владевших латынью, вплоть до конца 18 века «рекрутировались» студенты медицинских училищ и школ, открывшихся при Петре I. В 1802 году в Академии было введено чтение специального двухлетнего курса медицины. Медицинская подготовка признавалась необходимой не только для тех, кто в дальнейшем хотел посвятить себя медицине, но и для избиравших путь пастырского служения. В числе известных медиков, вышедших из стен Московской Духовной школы, можно назвать таких, как Петр Васильевич Постников – первый русский доктор медицины и философии; Семен Герасимович Зыбелин – один из первых русских профессоров медицины в Московском университете; Григорий Яковлевич Высоцкий – профессор Медицинской академии. Президент Физико-медицинского общества, главный доктор московской Мариинской больницы; Иван Иванович  Ястребцев (1766- после 1839), защитивший докторскую диссертацию « О функциях нервной системы». Большую известность получила его книга «О системе наук, приличных в наше время детям, назначаемым к образованнейшему классу общества.

  Из стен  академии вышли замечательные  русские деятели промышленности  и сельского хозяйства. Среди  них –

Дмитрий Иванович Виноградов (1720-1758), первооткрыватель и  разработчик русской рецептуры  и технологии изготовления фарфора. (Известно, что в 18 веке такое производство в Европе только начиналось и способы его изготовления были строго засекречены);

  Иван Иванович  Комов(? – 1790) – профессор земледелия  в Московском университете, автор  книг « О земледельческих орудиях» (1785)  и «О земледелии» (1788);

   Степан  Алексеевич Маслов (1786 – 1879) –  один из основателей и неизменный  секретарь Императорского Московского  общества сельского хозяйства   и « Земледельческого журнала». Составитель и переводчик множества  работ по земледелию. Содействовал развитию русской свеклосахарной промышленности.

  Литература  и словесность, гуманитарные науки,  журналистика и публицистика  – и в эти сферы знаний  преподаватели Академии внесли  свой весомый вклад.

На рубеже 17-18 веков из Духовной Академии вышло  несколько видных поэтов. Среди них –

поэт и дипломат, князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) – автор произведений, в которых  изображено современное ему русское  общество. Он писал басни, много переводил. Его «Письма о природе и  человека» проникнуты глубоким религиозным чувством;

Василий Кириллович Тредиаковский (179\03 – 1768) оставивший большой  след в русской культуре. Его наследие (стихи, ученые труды, переводы) насчитывают  более тридцати томов. В 1735 году он выпустил статью « Новый и краткий способ к сложению российских стихов», в котором изложил свои подходы к стихосложению, которая впоследствии воплотилась в теории русского стихосложения М. В. Ломоносова.

       Известны также имена поэтов и переводчиков Василия Петровича Перова, придворного библиотекаря в Петербурге, и Ермила Ивановича Кострова, официального университетского поэта.

        Значительный вклад выпускники академии внесли в становление и развитие русской журналистики.

Николай Иванович Надеждин (1804-1856) получил докторскую степень уже в Московском университете, защитив диссертацию о романтической поэзии. Читал лекции по теории искусств, археологии и логике. В 1831 – 1836 годах издавал журнал «Телескоп». Надеждину принадлежит множество работ по истории, географии, этнографии и статистике России, русской диалектологии, старообрядчеству, сектантству и др.

  Григорий  Захарович Елисеев (1821 – 1891), издал  труд «История первых насадителей  и распорядителей Казанской Церкви  святителей Гурия, Варсонофия  и Германа» (1847). В 1858 – 1866 годах  деятельно сотрудничал в «Современнике», а также в газетах «Голос». С 1868 по 1884 год вместе с направлении формировались научные интересы многих ее учеников, ставших впоследствии видными русскими философами. Среди них –

Николай Никитич  Поповский (1730 – 1760) – первый профессор философии в Московском университете и основатель второй в России газеты – университетских « Московских ведомостей»(1756).

В 19 веке в Академии складывается целая философская  школа, родоначальником которой  явился протоиерей Феодор Александрович  Голубинский (1797 – 1854) – глубокий знаток истории философии, современной  ему западной философии, «основатель  русского теизма». При жизни им опубликовано лишь одна статья – «Содержание и история учения о конечных причинных» (1847). После кончины его лекции, читанные в 1884 – 1886, изданы на основе записей его учеников.

  В 18 веке  ученики Московской Академии  много потрудились в духовных миссиях, ими усердно изучались языки народов России и зарубежных народов. Протоиерей Виктор Петрович Вишневский (1804 – 1885), магистр богословия, преподавал в Казанской Духовной Академии чувашский и марийские языки по собственным грамматикам.

 Нельзя не сказать о большом вкладе преподавателей Московской Духовной Академии в историческую науку. Среди них –

митрополит Платон (Левшин;1737 – 1812), выпускник, наставник, а позднее ректор Академии, выдающийся историк Русской Церкви. Его «Краткая российская церковная история» вышла первым изданием в 1085 году;

  епископ  Дамаскин (Семенов-Руднев;1737 – 1795),бывший  ректором Академии; во время своего  пребывания в Геттингене он  перевел на немецкий язык часть  древнейшей русской летописи. Интересен  его труд – « Библиотека Российская…» 91881). Здесь библиография русских книг сопровождается очерком истории русской письменности и просвещения;

епископ Амфилохий (Сергиевский; 1818 – 1893) – член – корреспондент  Академии наук. Составил «Описание  Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки»(1875).изучил и издал немало славянских и греческих памятников;

   архиепископ  тверской Савва (Тихомиров; 1819 –  1896). Составил  «Указатель для  обозрения московской патриаршей  ризницы и библиотеки» (1864) и  издал « Палеографические снимки  с греческих и славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки XVI – XVII вв.» (1863).

   Вклад  Московской Духовной Академии  в историческую науку России  неоценим. Гражданская история неотделима  от церковной, поскольку на  протяжении всего периода российской истории Церковь была неотъемлемой частью ее жизни.

  Выпускники  Московской Академии, где изучалось  церковное право, внесли определенный  вклад и в юридические науки.

Архиепископ Литовский  Алексий (Лавров-Платонов; 1829 – 1890) преподавал в МДА каноническое право; под его редакции вышло капитальное издание «Правила святых Апостол, святых соборов и святых отцов с толкованиями».

Николай Кириллович Соколов (1835 – 1874), профессор Академии по кафедре новой церковной истории  и профессор Московского университета по кафедре церковного права, написал ряд работ по истории Церкви и церковному праву.

Питомцы Московской Академии разрабатывали и многие отрасли гражданского права. Лев  Алексеевич Цветаев написал ряд  руководств по различным юридическим  предметам. Василий Потапьевич Знаменский защитил диссертацию на тему «Откуда и каким образом должно выводить философские начла гражданского права…». Шеститомник его трудов по вопросам права вышел в 1857 – 1859 гг.

В завершение этого  образа уместно упомянуть выпускников  Московской Духовной Академии, выдвинувшихся на поприще педагогики. Это – С.И. Миропольский и П.Ф. Каптерев, оба – авторы многочисленных работ по теории и истории педагогики.

  Обобщая  сказанное, следует отметить, что  Московская Духовная Академия  внесла значительный вклад в науку и образование России. Деятельность академии служила делу русского просвещения, образованию и науке России, ибо это служение входило в ее идеалы, которые «заключались в вере, осмысленной и обоснованной знамением, и в науке, очищенной и возвышенной парениями веры».

        Велики и значительны общегосударственные  заслуги Свято Троице-Сергиевой  Лавры. Она во все времена  обогащала историю Церкви, оказывала  духовное влияние на развитие  отечественного богословия, содействовала  углубленному изучению святоотеческих творений. Она внесла вклад в развитие исторических дисциплин, гуманитарных наук, точных наук. Лавра всегда подавала пример всему христианскому миру, назидала высоко-духовной жизнью, благотворно влияла на религиозно-нравственное становление человека-христианина. Некрасовым и Салтыковым-Щедриным редактировал «Отечественные записки».

 Епископ Иоанн  (Соколов; 1818 – 1869), епископ Хрисанф  (Ретицев; 1832 – 1883) и архимандрит  Феодор (Александр Матвеевич Бухарев; 1822-1871), ряд других духовных лиц известны своими значительными трудами в области публицистики.

Философия была одним из главных преподавания в  академии. В философско-религиозном 

         

Информация о работе Роль Троице-Сергиевой Лавры в становлении русской школы