Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 11:46, реферат
Исследование роли монастырей, в частности, Троице-Сергиевой Лавры, в истории отечественной духовности и культуры обретает особое значение. XX век – эпоха духовных катастроф, смятений и войн. Подмена подлинной культуры суррогата псевдокультуры, пропаганда насилия, распространение наркомании и алкоголизма ведут к духовной, нравственной, интеллектуальной, физической деградации народа. Именно – неизменным религиозным и культурным оплотом российской государственности.
Введение 2
История Троице-Сергиевой лавры 3
Сергий Радонежский – духовный предводитель духовной Руси, определивший развитие русского просвещения 6
Московская духовная Академия 8
Перевод Академии в Троице – Сергиеву Лавру 8
Вклад Московской Духовной Академии в образовании России 14
Переводная литература имела не только богословское, но и большое общекультурное значение, знакомя русского читателя с историей христианской Европы.
Краткий
перечень ученых, которых дала
Московская Духовная академия, лучше
всего начать с имени Михаила
Ломоносова(1811-1865). Это – самый
значительный русский ученый 18 века,
наиболее замечательный
Нельзя не сказать о вкладе естественной школы Московской Духовной Академии в российское просвещение.
Математика преподавалась в Академии с первых лет ее существования. Этот курс не ограничивался чисто арифметикой, но включал имевшиеся в России уже в 17 веке рукописные руководства по геометрии и астрономии.
Известный
русский астроном Никита
География занимала важное место в числе наук, преподававшихся в Академии. Ее выпускник – знаменитый исследователь Камчатки Степан Петрович Крашенников (1713-1755) – оставил выдающийся труд «Описание земли Камчатки»(1755), переведенный на многое языки и неоднократно переиздававшийся. Крашенинников написал также несколько работ по ботанике.
Медицина
в истории Академии имела
Из стен
академии вышли замечательные
русские деятели
Дмитрий Иванович Виноградов (1720-1758), первооткрыватель и разработчик русской рецептуры и технологии изготовления фарфора. (Известно, что в 18 веке такое производство в Европе только начиналось и способы его изготовления были строго засекречены);
Иван Иванович
Комов(? – 1790) – профессор земледелия
в Московском университете, автор
книг « О земледельческих
Степан
Алексеевич Маслов (1786 – 1879) –
один из основателей и
Литература
и словесность, гуманитарные
На рубеже 17-18 веков из Духовной Академии вышло несколько видных поэтов. Среди них –
поэт и дипломат, князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) – автор произведений, в которых изображено современное ему русское общество. Он писал басни, много переводил. Его «Письма о природе и человека» проникнуты глубоким религиозным чувством;
Василий Кириллович Тредиаковский (179\03 – 1768) оставивший большой след в русской культуре. Его наследие (стихи, ученые труды, переводы) насчитывают более тридцати томов. В 1735 году он выпустил статью « Новый и краткий способ к сложению российских стихов», в котором изложил свои подходы к стихосложению, которая впоследствии воплотилась в теории русского стихосложения М. В. Ломоносова.
Известны также имена поэтов и переводчиков Василия Петровича Перова, придворного библиотекаря в Петербурге, и Ермила Ивановича Кострова, официального университетского поэта.
Значительный вклад выпускники академии внесли в становление и развитие русской журналистики.
Николай Иванович Надеждин (1804-1856) получил докторскую степень уже в Московском университете, защитив диссертацию о романтической поэзии. Читал лекции по теории искусств, археологии и логике. В 1831 – 1836 годах издавал журнал «Телескоп». Надеждину принадлежит множество работ по истории, географии, этнографии и статистике России, русской диалектологии, старообрядчеству, сектантству и др.
Григорий
Захарович Елисеев (1821 – 1891), издал
труд «История первых
Николай Никитич Поповский (1730 – 1760) – первый профессор философии в Московском университете и основатель второй в России газеты – университетских « Московских ведомостей»(1756).
В 19 веке в Академии складывается целая философская школа, родоначальником которой явился протоиерей Феодор Александрович Голубинский (1797 – 1854) – глубокий знаток истории философии, современной ему западной философии, «основатель русского теизма». При жизни им опубликовано лишь одна статья – «Содержание и история учения о конечных причинных» (1847). После кончины его лекции, читанные в 1884 – 1886, изданы на основе записей его учеников.
В 18 веке ученики Московской Академии много потрудились в духовных миссиях, ими усердно изучались языки народов России и зарубежных народов. Протоиерей Виктор Петрович Вишневский (1804 – 1885), магистр богословия, преподавал в Казанской Духовной Академии чувашский и марийские языки по собственным грамматикам.
Нельзя не сказать о большом вкладе преподавателей Московской Духовной Академии в историческую науку. Среди них –
митрополит Платон (Левшин;1737 – 1812), выпускник, наставник, а позднее ректор Академии, выдающийся историк Русской Церкви. Его «Краткая российская церковная история» вышла первым изданием в 1085 году;
епископ
Дамаскин (Семенов-Руднев;1737 – 1795),бывший
ректором Академии; во время своего
пребывания в Геттингене он
перевел на немецкий язык
епископ Амфилохий
(Сергиевский; 1818 – 1893) – член – корреспондент
Академии наук. Составил «Описание
Воскресенской
архиепископ
тверской Савва (Тихомиров; 1819 –
1896). Составил «Указатель для
обозрения московской
Вклад
Московской Духовной Академии
в историческую науку России
неоценим. Гражданская история
Выпускники
Московской Академии, где изучалось
церковное право, внесли
Архиепископ Литовский Алексий (Лавров-Платонов; 1829 – 1890) преподавал в МДА каноническое право; под его редакции вышло капитальное издание «Правила святых Апостол, святых соборов и святых отцов с толкованиями».
Николай Кириллович
Соколов (1835 – 1874), профессор Академии
по кафедре новой церковной
Питомцы Московской Академии разрабатывали и многие отрасли гражданского права. Лев Алексеевич Цветаев написал ряд руководств по различным юридическим предметам. Василий Потапьевич Знаменский защитил диссертацию на тему «Откуда и каким образом должно выводить философские начла гражданского права…». Шеститомник его трудов по вопросам права вышел в 1857 – 1859 гг.
В завершение этого образа уместно упомянуть выпускников Московской Духовной Академии, выдвинувшихся на поприще педагогики. Это – С.И. Миропольский и П.Ф. Каптерев, оба – авторы многочисленных работ по теории и истории педагогики.
Обобщая сказанное, следует отметить, что Московская Духовная Академия внесла значительный вклад в науку и образование России. Деятельность академии служила делу русского просвещения, образованию и науке России, ибо это служение входило в ее идеалы, которые «заключались в вере, осмысленной и обоснованной знамением, и в науке, очищенной и возвышенной парениями веры».
Велики и значительны
Епископ Иоанн (Соколов; 1818 – 1869), епископ Хрисанф (Ретицев; 1832 – 1883) и архимандрит Феодор (Александр Матвеевич Бухарев; 1822-1871), ряд других духовных лиц известны своими значительными трудами в области публицистики.
Философия была одним из главных преподавания в академии. В философско-религиозном
Информация о работе Роль Троице-Сергиевой Лавры в становлении русской школы