Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:16, реферат
Тема духовности становится значимой в связи с социальными изменениями в нашей стране в последние десятилетия. В советский период господствовала точка зрения на религию как на исторически преходящий феномен, обреченный на постепенное исчезновение. Много писалось о ее классово-идеологическом содержании, иррациональности и т. д. В настоящее время оценка социальной роли и функций религии радикально изменилась.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Крещение Руси как явление культуры. Древнерусская духовность как итог христианизации Руси………………………………………...4
2. Роль Русской православной церкви в становлении России……..10
3. Роль православной культуры в формировании духовности русского народа……………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………….19
2. Роль Русской православной церкви в становлении России |
В консолидации русских земель, формировании единого российского государства важную роль играла православная церковь. В течение относительно короткого времени двух-трех веков христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия. Во время татаро-монгольского
ига ее значение еще больше возросло.
Православие служило духовно- Активную роль в освободительном процессе от татаро-монгольского ига играло православное духовенство. В формировании единого русского государства большое значение имело становление национальной Русской православной церкви. В процессе становлении национальной
Русской православной церкви можно
выделить две стороны — формально- В конце XV в. в отношениях
православных церквей Руси и Константинополя
произошли существенные изменения.
В 1439 г. для того, чтобы обеспечить
защиту Византии от нашествия турок,
на Вселенском соборе в итальянском
городе Флоренция православная церковь
подписала с католической церковью
унию — документ об объединении
восточной и западной христианских
церквей. Этим документом признавался
догмат о главенстве папы Римского
над всеми христианскими В содержательно-духовном плане в формировании единого русского государства и становлении национальной православной церкви большое значение имело создание общерусских святынь. Известный российский историк и общественный деятель П.Н. Милюков отмечал, что еще во времена Киевской Руси жители каждой местности любили иметь у себя свою особенную, специально им принадлежащую святыню: свои иконы и своих местных угодников, под покровительством которых находился тот или другой край. Естественно, что такие местные угодники и чтились лишь в пределах своего края, а другие области их игнорировали и даже относились к ним враждебно. Объединение земель требовало и изменения взглядов на местные святыни. Собирая уделы, московские князья без церемоний перевозили важнейшие из этих святынь в новую столицу. Таким образом появились в Успенском соборе икона Спаса из Новгорода, икона Благовещения из Устюга, икона Божьей Матери Одигитрия из Смоленска и др. Цель собирания этих святынь в Москве не в том, чтобы лишать покоренные области местных святынь, привлечь к себе их благосклонность, а в том, чтобы привлечь все местные святыни во всеобщую известность и таким образом создать единую сокровищницу национального благочестия. На решение этой же задачи была направлена работа двух духовных соборов в период правления Ивана Грозного по канонизации русских святых. На первом соборе (1547) было канонизировано, т. е. причислено к лику святых, 22 угодника. На втором (1549) — еще 17 угодников. Таким образом, в Русской православной церкви за 3 года было канонизировано столько святых, сколько не было канонизировано за пять предыдущих веков ее существования. Таким образом Русская православная церковь доказала, что она имеет богатые духовные основания и в этом плане способна потягаться с любой древней христианской церковью. На фоне возвышения международного авторитета русского государства, роста национального самосознания в недрах Русской православной церкви уже в конце XV в. начинает формироваться идея о всемирно-исторической роли Московского царства, о Москве как «третьем Риме». Эта идея опирается на представление о спасительной роли русского православия для всего человечества после заключения Флорентийской унии и захвата Константинополя турками. Эту идею отчетливо формулирует в послании Ивану III игумен псковского монастыря Филарет. Таким образом, московский государь получил религиозное освещение не только на управление всеми русскими землями, но и всем миром. В XVI в. формирование национальной
церкви приобретает новые черты.
Национальная Русская православная
церковь во все возрастающей степени
превращается в государственную
церковь. Предпосылки такого превращения
заложены в самой традиции восточного
христианства. Восточная церковь
признавала над собой верховенство
государственной власти и входила
в рамки правительственных Важнейшим плодом такого союза между государством и церковью было национальное возвеличивание обоих — создание религиозно-политической теории (идеологии), санкционирующей самобытную русскую власть (государственность) и ставящую ее под охрану самобытной национальной святыни. |
3. Роль православной
культуры в формировании
Рассматривая роль православной культуры в формировании духовности русского народа в современных условиях необходим краткий исторический экскурс в этой области.
Во-первых, следует иметь
в виду, что Россия представляет
собой самостоятельный
Во-вторых, российская цивилизация
в своей тысячелетней истории
прошла несколько самостоятельных
этапов, различающихся особыми
В-третьих, православие сыграло огромную роль в развитии России. Христианские идеалы, пришедшие на Русь от Византии, были восприняты ее населением внутренне и создали особый ценностно-нормативный и экономический уклад жизни, отличный и от Востока, и от Запада.
Православие предполагало иную,
по сравнению с Западом, модель взаимосвязи
личности и общества, подчеркивая
не антагонизм между ними, а гармонию.
На религиозно-философском языке
это выражается понятием соборности,
под которым подразумевается
коллективное жизнетворчество и
согласие, единодушное участие верующих
в жизни Мира и Церкви. В этом
смысле соборность противопоставлялась
авторитарности и индивидуальному
мудрствованию с его
Соборность ориентировала
человека на переживание, на движение
сердца и эмоции, а не на рассудок,
проявлялась в осязательности религиозных
актов, их согласовании с обычаями,
привычками и традициями. Эта характеристика
соборности была очень четко выражены
Н.А. Бердяевым: «Соборность противоположна
и католической авторитарности, и
протестантскому
Таким образом, наложившись на славянскую культурную среду, православие внесло в общественное и индивидуальное сознание русского народа идеи соборности и всеединства как гармонического синтеза всех духовных сил человека. Ему была присуща относительная веротерпимость, оно не знало инквизиции, крестовых походов и священных войн с «неверными» в отличие от западной ветви христианства.
Православие сыграло огромную
роль в формировании русской культуры.
Оно объединило в себе все важнейшие
творческие достижения, созидавшие русскую
культуру и придало ей неповторимый характер.
Вся сумма знаний, накопленная Византийской
империей и унаследованных ею от ее предшественницы
– античной цивилизации, стала доступна
русскому национальному сознанию. Приняв
Крещение, русский народ получил в готовом
виде богатейшую литературу на славянском
языке, составлявшую круг чтения самой
культурной страны того времени – Византии.
Православие привело к
небывалому расцвету изобразительного
искусства на Руси в XIV – XV веках, выразившееся
в отечественной иконописи. Православие
пробудило в народе такие творческие
силы, что стали возможны гениальные
творения преподобного Андрея Рублева,
признанные недосягаемой вершиной мировой
культуры. Лучшие образцы русской
иконописи бесспорно свидетельствуют
об уникальном своеобразии, подлинной
глубине и безусловности древнерусского
духовного опыта.
Православие способствовало так же и развитию
архитектуры. Отечественное зодчество
создало выдающиеся образцы прекрасных
произведений искусства – храм Покрова
на Нерли, Казанский собор в Санкт-Петербурге,
Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиев
посаде, Покровский собор на Красной площади
и архитектурный ансамбль Кремля. Этот
перечень можно продолжать бесконечно.
Православный храм являл собою дивный
синтез искусств. Не только архитектура,
иконопись, но и музыка представляли собой
выдающиеся произведения искусства и
духовного творчества. Сам образ Русской
земли неразделимо слился со смиренной
красотой православных церквушек. Скольким
душам возвращали они умиротворение, чистоту
и надежду. «Храм Божий на горе мелькнул
и детски чистым чувством веры внезапно
на душу пахнул», – писал Н.А.Некрасов.
И не только он – вся русская поэзия и
литература кровно и неразделимо связаны
с православной традицией.
Русская культура XVIII-XIX веков впитала в себя основные нравственные ценности православия с его верой в справедливость, сострадание, терпимость и т.п. и выразила их в своих величайших произведениях, вошедших в сокровищницу мировых достижений. На протяжении многих лет именно русская православная культура исполняла роль духовного наставника.
В советское время православные ценности, несмотря на утрату прежних позиций в период СССР, все же сохранились и благополучно сосуществовали наряду с атеизмом. Более того, представляется, что, несмотря на притеснения и гонения православия в этот период развития России, его основные ценности сыграли огромную роль в поддержании того особого типа духовности, который сложился в российской цивилизации еще в дооктябрьский период.
Таким образом, все это продолжало формировать особый тип духовности, русский национальный характер и моральный дух народа с присущими им отзывчивостью, добротой, способностью к состраданию, готовностью к взаимопомощи и взаимовыручке, патриотизмом, осознанием своего долга по защите Отечества, высокими нравственными качествами, традиоцианализмом и определенным фатализмом, доминированием в сознании большинства населения интуитивизма, а не рационализма, приверженностью идеалам справедливости и добра. Все это было характерно для всей истории российской цивилизации с момента ее возникновения.
Заключение
Россия представляет собой
самостоятельный культурно-
Соборность ориентировала человека на переживание, на движение сердца и эмоции, а не на рассудок, проявлялась в осязательности религиозных актов, их согласовании с обычаями, привычками и традициями.
Наложившись на славянскую культурную среду, православие внесло в общественное и индивидуальное сознание русского народа идеи соборности и всеединства как гармонического синтеза всех духовных сил человека. Ему была присуща относительная веротерпимость, оно не знало инквизиции, крестовых походов и священных войн с «неверными» в отличие от западной ветви христианства.
Таким образом, православная церковь формировала особый тип духовности, русский национальный характер и моральный дух народа с присущими им отзывчивостью, добротой, способностью к состраданию, готовностью к взаимопомощи и взаимовыручке, патриотизмом, осознанием своего долга по защите Отечества, высокими нравственными качествами, традиоцианализмом и определенным фатализмом, доминированием в сознании большинства населения интуитивизма, а не рационализма, приверженностью идеалам справедливости и добра. Все это было характерно для всей истории российской цивилизации с момента ее возникновения.
Список литературы
Информация о работе Роль православной культуры в формировании духовности русского народа