Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:15, контрольная работа
У разных народов и на разных ступенях исторического развития этнографы и историки обнаружили удивительное разнообразие верований и обрядов. Множество конкретных религий реально существовало и существует в исторической действительности. Но есть нечто общее, что характерно для всех народов, - сам факт существования религии.
Введение
1. Тотемизм и формирование табу.
2. Земледельческий культ, культ предков, культ вождей, шаманизм.
3. Шаманизм в форме тенгрианства на территории Казахстана.
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Тотемизм и формирование табу.
2. Земледельческий культ, культ предков, культ вождей, шаманизм.
3. Шаманизм в форме тенгрианства на территории Казахстана.
Заключение
Список использованных источников
Введение
У разных народов и на разных ступенях исторического развития этнографы и историки обнаружили удивительное разнообразие верований и обрядов. Множество конкретных религий реально существовало и существует в исторической действительности. Но есть нечто общее, что характерно для всех народов, - сам факт существования религии.
Корни религии, источники,
О возникновении религии и ее исторических формах до сих пор дискутируют. Это связано, на наш взгляд, с тем, что сама наука о религии, или религиоведение, сравнительно молодая. Ведь только во второй половине XIX века возникает сравнительно-историческое, базирующееся на эмпирическом материале исследование всех существующих ныне и существовавших в прошлом религии.
Религии первобытного общества принято делить на две группы: ранние и родоплеменные. Эти группы отличаются друг от друга по временным признакам: ранние формы религии возникшие в период формирования родового строя, родоплеменные – в период его существования.
К ранним формам религии относятся: магия, фетишизм и анимизм. Родоплеменные религии: тотемизм, земледельческий культ, культ предков, культ вождей, шаманизм.
Четкую грань между ранними формами и родоплеменными религиями провести невозможно, ибо своими корнями родоплеменные религии уходят в магию, фетишизм, анимизм. Где кончаются последние и начинаются новые, определить нельзя. Однако, принято считать, что родоплеменные религии – это те, которые сложились в условиях уже сформировавшегося первобытно-общинного строя. При этом и магия, и фетишизм, и анимизм продолжали сохранять свое влияние и в новой общественно- экономической формации, которая также прошла в своем развитии несколько стадий. Каждой соответствовали свои религиозные формы, а точнее – свое состояние религиозности.
1. Тотемизм и формирование табу
Тотемизм – форма религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами).
Слово « тотем » (ototeman – принадлежащий к клану) заимствовано из языка североамериканских индейцев обживде и обозначает растение или животное, сверхъестественным образом связанное с жизнью группы или индивида. В Африке и Северной Америке в качестве тотема выступают также природные явления (дождь, гром, молния, ветер и т.д.), которые при этом тоже часто символизируются животными.
Тотемы бывают групповыми (клановыми), половыми (принад-лежащими мужчинам или женщинам клана) или индивидуальными. В случае кланового тотема тотемное животное считается общим пращуром (отдаленным предком, родоначальником) всех членов рода или группы, которые идентифицируют себя с ним.
В
ходе изучения тотемизма было установлено,
что его возникновение
С древнейших времен тотемизм дошел и до наших дней, особенно у племен , находящихся на ранней стадии человеческого развития.
В XIX веке, к примеру, изучать жизнь 21-го родового коллектива Австралии, ученые установили, что четырнадцать из них называют себя именами следующих животных: кенгуру, опоссума, ехидны, сумчатого сурка, собаки индиго, дикой кошки, пестрой змеи, гусеницы, страуса, орла, пеликана, ворона, белого какаду, черного какаду; два – имени растений: водяной лилии сливового дерева; пять – природы: солнца, моря, дождя, теплого ветра, большого камня.
Надо сказать, что и у казахов именно от тотемизма ведется основание обычай называть детей именами животных, растений и т.д.
Тотемизм в своем первоначальном виде сохранился у индейцев Северной Америки, аборигенов Центральной Африки, а также ряда северных народностей.
От тотема берет свое начало почитание священных животных. Например, в Индии и сегодня почитаются коровы, тигры, обезьяны, а в некоторых странах – крокодилы, слоны и другие животные.
В рамках тотемизма возникла и целая система запретов – табу.
Немецкий философ и психолог Вильгельм Вундт (1832 – 1920) считал табу самым древним неписанным моральным кодексом человечества.
Табу были: священными (неупорядоченный контакт между священным и повседневным: запрет прикасаться к вождю, наносить кикие-либо физические действия освященному животному, а тем более его убийство), табу инцеста (от лат. incestum – то же, что кровосмешение), выражающееся в экзогамии, - запрете браков в пределах одной родственной группы, табу на нечистое (есть трупное мясо, менструальная кровь и др.)
Возникший вместе с тотемизмом обычай табуирования стал в условиях первобытной родовой общины важнейшим механизмом регулирования социально-семейных отношений. Так, половозрастное табу разделило коллектив на строго фиксированные брачные классы и тем самым исключило половые связи между близкими родственниками. Пищевое табу не менее строго регулировало характер пищи, которая предназначалась вождю, воинам, женщинам, детям и т. п.
Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать права и обязанности отдельных категорий членов общины. Все эти табу бывали необычайно строгими. Так, в периоды инициации, т. е. приобщения юношей и девушек к числу взрослых мужчин и женщин, табу запрещало женщинам присутствовать при мужских обрядах, а мужчинам - при женских.
Некоторые вещи, принадлежавшие вождю, в том числе и пища, также подчас бывали табуированы. Исследователи приводят примеры того, как воспринималось нарушение табу. Как-то, уже в сравнительно недавнее время, один из племенных вождей в Новой Зеландии оставил остатки обеда, которые подобрал и съел член его племени. Когда последний узнал, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, что было табуировано, он стал корчиться в мучительных судорогах и вскоре умер.
Примеры подобного рода далеко не единичны, причем все они свидетельствуют о том, что закрепленные в табу запреты почитались первобытным человеком в качестве священных и непреложных, нарушение которых неизбежно каралось смертью. Сам факт осознания нарушения табу парализует волю нарушителя, способность его организма к жизнедеятельности, внушает ему необходимость умереть.
Таким
образом, тотемизм с его верой
в обладающего
В настоящее время многие австралийские племена, согнанные в колониальный период с обжитых территорий, стремятся вернуться к своим тотемическим святилищам, возродить на вновь обретённой земле предков древние обряды. «Наша племенная земля — наша мать, — говорят аборигены. — В ней наши сновидения, наши тотемы».
2. Земледельческий культ, культ
предков, культ вождей, шаманизм
Земледельческий культ – наделение сверхъестественными свойствами различных природных явлений, которые влияют на судьбу урожая.
«Земледельческий культ, - отмечают В.Н.Никитин и В.Л.Обухов, - можно определить и через слово «вера»: земледельческий культ есть вера в существование могущественных земледельческих духов. Определение через слово «поклонение»: земледельческий культ есть поклонение могущественным земледельческим духам. Земледельческий культ можно в принципе называть также земледельческой религией, но традиционно принято говорить о земледельческом культе».
Этот культ сформировался на стадии позднего матриархата, когда на смену собирательству (это было главным занятием женщин) пришло мотыжное земледелие. А оно всецело зависело от климатических факторов. Поэтому-то эти факторы и наделялись сверхъестественными свойствами.
Земледельческие духи – это двойники тех факторов природы, которые реально или в воображении людей влияют на урожай.
К реально влияющим двойникам можно отнести духов земли, растений, солнца, дождя, ветра, и т.д.
К двойникам, которые влияют на урожай только в воображении людей, - духов Луны, Венеры, Марса, Юпитера и других планет.
«Более сложный и развитый вид получают земледельческие магические обряды в тех случаях, - пишет С.А.Токарев, - когда идеи плодородия Земли связывается с представлением о плодородии самого человека, о его воспроизводящей способности. Здесь аграрные обряды перекликаются с эротическими, и иногда те и другие даже трудно разграничить. Но на ранних ступенях развития разграничение сравнительно легко: даже при наличии ярко выраженного эротического элемента цель обряда обычно не вызывает сомнений: дело идет об обеспечении урожая».
С.А.Токарев, со ссылкой на исследования обычаев папуасского племени киваи Ганар Ландмана, в подтверждение своей мысли приводит следующие примеры: при посадке банана земледелец со своей женой отправляется на избранный участок; там жена его ложится, сняв всякую одежду, на то место, где надо сажать; она лежит на спине с поднятыми коленями, ее муж берет черенок банана для посадки и несколько раз проводит им по коленям, прикасаясь к ее половым органам, и между своими ногами. Производительная сила женщин должна перейти на отросток банана.
Интересно, что у тех же киваи эротические обряды усиления плодородия применяются даже в охотничьем хозяйстве, где, казалось бы, им не место: магическая сила женщины должна, опять же через прикосновения к ее половым органам, перейти на гарпун, которым ее муж будет промышлять дюгоней и черепах.
Аналогичные магические приемы, с помощью которых люди стараются направить силу женского плодородия на свои огороды, сады и поля, известны у многих земледельческих народов в Америке, Африке и других частях света.
«Обеспечению плодородия земли служили у разных народов ритуальные оргиастические обряды, эротические пляски, процессии, фаллические церемонии и т.д. Этой же цели служило обнажение при совершении обрядов. Интересно, что сами участники таких обрядов объясняли это так: «Богу приятно видеть, как обнаженные женщины танцуют перед ним, приятно слышать непристойные песни, и за это Бог посылает дождь и хороший урожай».
С
земледельческим культом
С.А.Токарев приводит один из таких примеров:
«У североамериканского племени пауни… соблюдался обычай приносить в жертву племенных (мужчин или женщин) и кусками тела жертвы натирать земледельческие орудия; индейцы верили, что без этого посевы их не дадут урожая. Очевидцы описывают, в частности, случай принесения индейцами пауни в жертву пленной сиусской девушки, которую предварительно в течении полугода специально откармливали: тело умерщвленной жертвы было разрублено на куски, и куски эти отнесены в корзинах на поле, где кровью окропили только что сделанный посев».
Принесение в жертву человека в целях обеспечения урожая имело место у древних жителей Гуаякиля (Эквадор), у бечуанов, у багобо острова Минданао, у ваи и шанов Индокитая, у гондов и кхондов Индии и некоторых других.
Земледельческий культ в виде различных праздников и ритуалов дошел до наших дней. Его корни явно просматриваются в ритуальных действиях, которыми сопровождаются христианские праздники: масленица, святки, троица, спасы и др.
Культ предков – вера в возможность сохранения сверхъестественных связей между людьми или умершими.