Религия в информационном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:43, реферат

Описание работы

Сложился новый тип религиозности, радикально отличающийся от исторически сложившихся, традиционных. Этот феномен выходит далеко за пределы новых религиозных движений и во многом определяется ценностями массовой культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Основная часть………………………………………………………………….. 4
1. Понятие «глобальной» религиозности ……………………………………. 4
2. Религиозность в информационном обществе……………………………... 5
3. Характер религиозности российской молодежи………………………… 10
Заключение………………………………………………………………………. 15
Список литературы……………………………………………………………… 16

Работа содержит 1 файл

Реферат по религоведению.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

В  информационном  обществе  формальная  религиозность  имеет  тенденцию  к превращению  в "симулякр",  используя терминологию  Ж.  Бодрийяра.  Она не  просто маскирует отсутствие  религиозного  сознания  индивида,  но  в действительности оказывается "по  ту  сторону"  религиозности: "...здесь уже нет ни  Бога,  чтобы узнавать своих,  ни  Страшного Суда..."  Религиозное сознание  человека  информационного общества  синкретично,  оно представляет  собой смесь религиозных представлений всех эпох  и народов, "сдобренную"  образами  сказок  и мифов,  легенд,  триллеров и фантазии;  оно не  соборно:  в каждой  якобы верующей  голове свой особый "коктейль". Российский  аспект  этой  глобальной  проблемы  имеет некоторые особенности.  Во-первых,  в нашей стране  общенациональный  экономический,  политический  и духовный кризис  совпал с общемировым духовным  кризисом.  Процесс духовного оскудения в постсоветской России (вероятно,  и во  всех  отколовшихся  от  нее землях)  проявляется наиболее  остро потому,  что он "сжат"  во  времени,  тогда как в передовых странах Запада  аналогичный  процесс  идет  уже  более  ста  лет.  Во-вторых,  российское  общество сохраняет  многие  черты  традиционализма,  утраченные  на  Западе.  Отсюда - конфликтность  перехода  к  информационному  обществу.  Этот конфликт,  по  сути, тотальный,  в  России  проявляется,  прежде  всего,  как  конфликт  поколений.

Духовный,  или  информационный  хаос  в  общественном  и  индивидуальном  сознании россиян,  есть,  таким  образом,  следствие  взаимного  наложения  двух  процессов - глобального перехода   к  информационному  обществу  и  крушения  традиционного общества в самой России. [3, с.178]

 

  1. Характер религиозности российской молодежи

 

Для  выявления  характера  религиозности  российской  молодежи,  ставшей  главным объектом  воздействия  культуры  информационного общества,  в 2003  г.  социологами В.П. Баранниковым и Л.Ф. Матрониной было  проведено   социологическое исследование: опрашивались,  в основном, студенты  московских  вузов,   старшие школьники,  а также лица  интеллектуального  труда (педагоги,  юристы,  психологи,  врачи,  программисты  и т.д.).  Религиозность или  нерелигиозность  респондентов  соотносилась  с  их  полом  и возрастом,  социальным  положением  и  образованием,  материальным  обеспечением  семьи и  личности,  с  религиозным  воспитанием, а также содержанием и источниками религиозной информации. Тип религиозности определялся  в  зависимости  от:  религиозного самоопределения  личности,  т.е.  отнесения  себя  к  определенной  конфессии;  знания священных  текстов,  религиозных  праздников,  обрядов  и  молитв;участия  в  религиозной жизни (посещение  храмов,  исполнение  молитв  и  обрядов,  других  религиозных предписаний). Некоторые из полученных результатов исследования:

u Назвали себя верующими 45,5%, колеблющихся оказалось 37,5%,  17% отнесли себя к неверующим (с преобладанием мужчин).  Заметна также трансформация традиционной религиозности в новый тип сознания с преобладанием неопределенных верований. На уточняющий вопрос: "Во что веруете?" следовали ответы: "В нечто сверхприродное...", "В высший разум..." и т.д.

u  Неверие примерно треть респондентов объясняет отсутствием религиозного воспитания и религиозных семейных традиций, еще треть - несовместимостью научного знания с религией.  Среди опрошенных наблюдается отождествление религиозности и национального (этнокультурного) самоопределения, то есть устойчивый стереотип традиционного религиозного сознания. К определенным конфессиям причислили себя 522 человека.

u К русской православной церкви (РПЦ) отнесло себя подавляющее большинство: 86% респондентов.

u 41% от общего числа опрошенных первоначальное религиозное воспитание получили в семье. Традиционная религиозность сохраняется в обществе: почти каждый ребенок, родившийся в христианской семье, крещен. Около 30% считают, что к религиозности пришли самостоятельно. Сверстники, школа оказали влияние на формирование религиозности 3% участников; еще 4,4% указали на влияние средства массовой информации и моды. Последний фактор воздействует на женщин почти втрое сильнее, чем на мужчин. Чрезвычайно заниженная оценка роли СМИ в качестве источников религиозной информации может свидетельствовать о том, что явно пропагандистские  программы воспринимаются аудиторией настороженно.  Об отсутствии какого-либо религиозного воспитания объявили 22% опрошенных.

u Обнаружено весьма поверхностное знание священных текстов, религиозных обрядов и предписаний, а также несоблюдение последних преобладающим большинством опрошенных. Менее 4% респондентов регулярно посещают храмы и постоянно соблюдают религиозные обряды, подавляющее же большинство лишь иногда участвуют в обрядах и праздниках. Данные исследования коррелируют со сведениями РПЦ о числе верующих, которые посетили храмы Москвы за неделю празднования Рождества Христова в 2002 г. - 300 тыс. человек [www.radiorus.ru, 13-18 января, 2002]. Если принять количество русского населения Москвы, традиционно относящего себя к русской этнокультурной традиции,за 6 млн. человек, из них около 5% являются активно верующими,или воцерковленными. Такие же данные следуют из отчетов о праздновании 100-летия со дня прославления или причисления к лику святых преподобного Серафима Саровского. Согласно официальным сообщениям, в этих торжествах приняло участие 10-15 тыс. паломников [www.radiorus.ru, 1 августа, 2003], тогда как 100 лет назад в традиционной России  с  неразвитой транспортной  инфраструктурой  и  в  условиях  отсутствия  современных средств  передачи  информации - 300  тыс.

 Религиозность   в  системе  глобального   информационного  общества  не  утрачивает своего значения,  но  приобретает новое качество.  Если  в традиционном  обществе религиозное сознание  и религиозное чувство формировались,  контролировались  и стабилизировались влиятельными  церковными  организациями,  и индивид  должен  был постоянно  демонстрировать  свою  лояльность  им  под  страхом  не  Божьего  суда,  а вполне  земной  расправы (вплоть  до 17  октября 1905  г.  отказ  от  православной  веры  в Российской  империи  был  уголовным  преступлением,  наказывался  лишением  всех  прав состояния  и  тюремным  заключением),  то  в  условиях общества  информационного  типа человек  получает  иллюзию  свободы  совести.  Это  именно иллюзия,  поскольку  власть церкви  и  государства  над  совестью  индивида  заменяется  властью общественного мнения, моды, формируемой информационной инфраструктурой общества. "Бегство  от свободы"  (Escape from freedom)  -  так  охарактеризовал  состояние  человека XX  века  Э.  Фромм. "Бегство  от  свободы"  есть  приспособление  к  окружающей  действительности за  счет  потери  своей  индивидуальности  и  непосредственности.  Это  даже  скорее неспособность "жить  в  свободе",  ставить  высокие  цели,  мобилизовать  волю  для  их достижения.  Неспособность  к  самостоятельному  творчеству  в  области  духа,  мысли - таково  основание  добровольной  массовой  несвободы.  Массовый  человек  ограничен средой,  в  которой  живет  и  действует,строит  свое  поведение  по  стандартам, предлагаемым  средой,  предпочитая  не  выделяться:  быть как  все. "Бегство  от  свободы", неспособность  нести  ответственность  за  свои  поступки  и  мысли оборачивается массовой дегуманизацией,  утратой  духовных  достижений  цивилизации, примитивизацией социальных  связей.  Свобода  от  религиозного  принуждения  в посттрадиционном обществе  не  означает  приобретения  субъектом  подлинной  свободы  в смысле  реализации себя как  личности,  то  есть  развития  интеллектуальных, эмоциональных  и  чувственных способностей.  Человек  оказался  в  состоянии  выбора: либо  дорасти  до  полной реализации  позитивной свободы,  основанной  на  неповторимости  и  индивидуальности,  либо  избавиться  от  свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения.[2, с. 3]

Мировоззренческая  неопределенность,  продуцируемая  потоками  информации,  приводит чаще  всего к неожиданным результатам манипуляций в области социальной  психологии.  Так, исламский фундаментализм  есть,  с одной стороны,  результат запоздавшего  в исламском мире просвещения,  которое нарушило  традиционное  равновесие  и  привело  к  росту  неопределенности,  с  другой -  продукт  деятельности  спецслужб  капиталистических  государств,  активно  внедрявших  идеи  исламского  возрождения  в  студенческую  и  преподавательскую  среду  исламских университетов  Каира  или  Тегерана  с  целью  противостоять  распространению  идей  социализма, как  и  всей  современной  интеллектуальной  культуры.  Результатом  стало  самое  серьезное  за последнее  тысячелетие  отчуждение  исламского  мира  от  Запада.  Мировоззренческое  противоборство  в  современном  мире -  путь  к  разрушению  целостности  общечеловеческой  культуры.

Поэтому  одним  из  основных  противоречий  современной  эпохи  можно  считать  противоречие между  толерантностью,  формируемой  информационной  средой,  и  сохраняющимися  императивами  поведения,  выработанными  тысячелетиями  традиционализма.  Какова  судьба  религиозных  верований  в  информационном  обществе?   Формирование  толерантного  сознания -  задача  нового  Просвещения  эпохи  информационного  общества.  Просвещение  как  распространение  доказательного  знания  о  природе,  обществе  и  человеке  имеет  своей  целью  гуманистический  идеал -  идеал  свободной (прежде  всего  от  предрассудков  недоказательного  мышления)  личности,  преобразующей  мир  свободным  творчеством.  Толерантность -  это  не  то,  что  следует  заново  создавать  как  основу  отношений  между людьми  и  народами,  а  то,  что  необходимо  взращивать  и  культивировать  как  духовное  наследие всех предшествующих поколений человеческого рода.

Но  в  информационном  обществе  сознание  теряет  устойчивость  и  власть над индивидами. Перед  экраном  телевизора  или  монитором  своего компьютера  индивид,  как  правило,  не  может противостоять  потоку социально ангажированной  информации.  Новые религии делают  попытки вербовать адептов через международные информационные сети,  старые традиционные религиозные организации стремятся вернуть себе  былое влияние,  играя прежде  всего на  чувствах  этнонационального самосознания. Все эти учения  сеют  раздор  в среде верующих  и противоречат объективной тенденции построения  Храма веры XXI  столетия.  Храм  веры информационного общества  может быть  только  Пантеоном,  то  есть храмом  всем  богам,  всех  разноверующих  в  единого  Бога.  Культура информационного  общества  не  снимает  мировоззренческих противоречий между  верой  и  знанием,  религией  и  наукой,  она  вырастает  из  этих противоречий и поднимается над ними. [http://www.religare.ru/article11938]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Религиозность в информационном обществе - это качественно новый (т.е., радикально отличающийся от исторически  сложившихся, традиционных для данного  общества религий) тип религиозности, характерный для современного этапа развития культуры. Было показано, что этот феномен выходит далеко за пределы новых религиозных движений и во многом определяется ценностями массовой культуры.

Формирование новой  религиозности относится к  переходу к глобализированному обществу, к постмодерну. Глобальная экспансия новой религиозности (в формах оккультизма, магии, мистицизма, паранаучных верований, объединения концепций различных религий). Для новой религиозности характерны эклектизм вероучения, социальный конформизм, индивидуализм и плюрализм, что объясняется ее возникновением и существованием в общем контексте полистилистической (постмодернистской) культуры.

Но в целом можно  заключить, что интернет как особый мир сетевых коммуникаций открывает  для религиозных организаций, групп и индивидов новые возможности духовного развития. Он может стать местом, куда верующий человек может обратитьса со своими вопросами, проблемами и получить соответствующие советы и поддержку.

Каковы же перспективы  дальнейшего развития новой религиозности?  С одной стороны, современный мир в религиозном отношении очень разнообразен, поэтому и вариант "столкновения цивилизаций", национальной и религиозной идентичности против глобализма вполне вероятен. С другой – массовая культура стремительно распространяется по всему миру, что теоретически дает возможность тотальной унификации религии благодаря информационным технологиям.

 

 

 Литература

Основная литература

1. Баранников В.П., Матронина Л.Ф. Динамика религиозности в информационном обществе, Социологические исследования, 2004, № 92.  Розанов В.В. Религия и культура: сборник статей. М.: Правда, 1990.

2. Глезарова Ю. Божественная сеть. Религия и Интернет // НГ-религии, 2004, 3 ноября.

3. Франк СЛ. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С.345

 

Электронные ресурсы:

  1. Морозов А. Православные в Интернете http://www.religare.ru/article11938
  2. Информационный портал www.radiorus.ru

 


Информация о работе Религия в информационном обществе