Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:43, реферат
Сложился новый тип религиозности, радикально отличающийся от исторически сложившихся, традиционных. Этот феномен выходит далеко за пределы новых религиозных движений и во многом определяется ценностями массовой культуры.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Основная часть………………………………………………………………….. 4
1. Понятие «глобальной» религиозности ……………………………………. 4
2. Религиозность в информационном обществе……………………………... 5
3. Характер религиозности российской молодежи………………………… 10
Заключение………………………………………………………………………. 15
Список литературы……………………………………………………………… 16
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТМЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Кафедра философии и социальных наук
РЕФЕРАТ
на тему: Религия в информационном обществе
Выполнила:
студентка 2 курса ГФ, гр.1.1.
Баринова Т.А.
Проверил:
Закунов Ю.А.
Оценка:
____________________
г. Н. Новгород
2012
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Основная часть………………………………………… |
4 |
|
4 |
|
5 |
|
10 |
Заключение…………………………………………………… |
15 |
Список литературы………………………………… |
16 |
Введение
Бурное развитие информационных технологий не обходит, в том числе, и сферу религии. Можно обозначить ряд аспектов взаимодействия института религии и интернета. В настоящее время в интернете значительно расширяется религиозное пространство. Свои сайты в сети имеют практически все религиозные организации России, как зарегистрированные (Православная церковь), так и незарегистрированные (секты и организации).
Перспективы развития религиозного
коммуникативного пространства рунета
определяются не только тем, что создание
интернет-изданий менее
Цель работы: выявление особенностей религии в информационном обществе.
Задачи: |
|
| |
|
Методами исследования данной работы являются:
Реферат состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и включает в себя 7 наименований.
Основная часть
Основной чертой современной
«глобальной» религиозности, являющейся
закономерным следствием глобализации,
- это детерриториализация
Субъектом выбора все больше становится отдельная личность независимо от принадлежности к какой-либо религиозной или этнокультурной традиции. Плюрализм и даже эклектизм религиозных воззрений распространяется не только на уровне различных обществ, но и на уровне индивидуального сознания верующих. Массовое распространение получает эклектическое мировоззрение, сочетающее логически и генетически не связанные между собой элементы, почерпнутые из различных традиционных религий, и даже примитивные фольклорные представления, переосмысленные образы массовой культуры.
Выделяются основные типы реакции традиционных культур на глобализацию в религиозной сфере: агрессивное сопротивление, адаптация, секуляризация, сохранение традиционной религии, при ее эволюции в сторону принятия глобальных норм и ценностей. Под реакцией традиционных стран на глобализацию в религиозной сфере следует подразумевать их отношение к другим религиям и, прежде всего к протестантизму как основному протагонисту глобализации. [1,с. 4]
На рубеже XX-XXI веков во всем мире наблюдается необычайный интерес к религии, к мистике, чудесам, паранормальным явлениям, а также массовая, хотя и весьма поверхностная осведомленность в учениях, которые на протяжении тысячелетий считались эзотерическими.
Россия не составляет исключения в движении от традиционных религиозных верований, разделивших человечество на ряд локальных этнорелигиозных общностей, к некой глобально профанированной псевдовере - виртуальной мистике. Становление информационного общества в России сопряжено с глубоким социально-духовным кризисом: радикальным отрицанием материальных и культурных достижений советского периода, стремлением к так называемому духовному возрождению. Последнее нередко трактуется как религиозное возрождение, возвращение церкви тех позиций в обществе, которые она занимала в дореволюционной России.
Рассматривая религиозность как социально-психологическую характеристику личности, как способ социальной самоидентификации и социальной адаптации, можно выделить 2 основных ее типов: традиционный и формальный.
Традиционная религиозность характерна для традиционного общества, которое и породило все религии - от примитивных до мировых, политеистических или монотеистических. В современной социологии - у К. Маркса, М. Вебера, А. Тойнби, К. Поппера, У. Ростоу, Д. Белла - традиционное общество отождествляется с земледельческим и противопоставляется индустриальному и постиндустриальному.
Основой традиционного общества является производство материальных условий жизни людей независимо от того, совершается ли данный процесс посредством ручных орудий или машин. И если в постиндустриальном обществе основная часть людей сосредоточена в сфере услуг и информации, что обусловливает формирование "постматериалистических" ценностей (Р. Инглхарт), то большая часть людей традиционного общества вовлечена в материальное производство и материальное потребление, и лишь малая часть - в различные отрасли духовного производства.
Традиционная религиозность неразрывно связана с этнопсихологической самоидентификацией личности и этноисторической самоидентификацией народа, несмотря на изначально надэтнический характер религий (буддизма, христианства, ислама). Традиционная религиозность, как единственно доступная всем форма самосознания и мировоззрения, интегрирует не только собственно религиозные, но и нравственные, эстетические, природоведческие представления в их неразрывной связи с годовыми трудовыми циклами. Она непосредственно связана с традициями и обычаями народов и укоренена в исторически сложившемся народном быте.
Традиционную религиозность отличает искренность и в то же время весьма поверхностное проникновение в сущность веры, которая интуитивно воспринимается как истинная. Ее императивами являются пиетет терпимости, милосердия, сострадания, прощения, то есть те социальные идеалы и нормы, которые обеспечивают выживание этноса и индивида.
Традиционная религиозность выполняет важнейшие социальные функции - соединения этнической, этнопсихологической и культурной целостности народа и личности, а также защиты от потрясений, вызванных природными и социальными процессами, случайностями коллективного и индивидуального бытия. Как замечает Э. Фромм, "...идентичность с природой, племенем, религией дает индивиду ощущение уверенности. Он принадлежит к какой-то целостной структуре, он является частью этой структуры и занимает в ней определенное, бесспорное место. Он может страдать от голода или угнетения, но ему не приходится страдать от наихудшего - от полного одиночества и сомнений"
Основанием традиционной религиозности является как относительная стабильность во времени социальной жизни, так и мало меняющийся массив социальной информации, что обеспечивает воспроизведение этой формы религиозности от поколения к поколению. Религиозное знание данной ситуации составляет неотъемлемую часть обыденного знания и существует не в теоретической форме, а в нормативной и наглядно-образной. Уже в древности были отмечены случаи уклонения от традиционных верований, но такое поведение рассматривалось как безумие или преступление. В Библии читаем: «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"» . Однако это явление в традиционном обществе не носило массового характера, и его можно рассматривать как исключение из правила. Со временем развитие научного знания, книгопечатание умножили число «вольнодумцев».
Под влиянием распространения грамотности, образования и науки традиционная религиозность постепенно начинает расшатываться, а начало информационной эпохи в развитии общества поставило под вопрос само ее существование: «...символика и мировоззрение ставших традиционными религий теряет доказательность и убедительность, которой они отличились в традиционном обществе" Но главное заключается в том, что в условиях становления информационного общества разрушается основа традиционной религиозности - целостность этнокультурного бытия, этнопсихологическое единство больших человеческих коллективов, размываются и утрачивают значение традиционные способы передачи социально-значимой информации - то, что именуется связью поколений. В информационном обществе такая связь минимальна, поскольку связующими факторами выступают сообщества сверстников и виртуальные сообщества.
Формальная религиозность есть проявление глубокого равнодушия к вопросам религии и веры при демонстративном соблюдении обрядовой стороны религиозного бытия. Формальная религиозность - это форма внешней религиозности, не отмеченной ни религиозным чувством, ни стремлением к реализации религиозных переживаний.
На формальный тип религиозности указывал И.А. Ильин, когда писал о том, что "...нередко ярко выраженная церковная набожность скрывает за собой совершенно недуховную душу с ее совершенно сухими и бессердечными психическими механизмами, известными в науке под именем "навязчивых" или "панических"...»
Ориентация на конформистский стандарт получает распространение в условиях формализации социальных связей и отношений, увеличения свободы выбора, что, в свою очередь, ведет к дезорганизации общества и дезориентации индивида. Люди обнаруживают, "...что их жизнь беспорядочна, что их детям нужны ценности и нормы или что они изолированы и дезориентированы; они обращаются к определенному вероисповеданию не потому, что они стали истинно верующими, а потому, что это самый удобный источник правил, порядка и общения" С точки зрения американского социолога Ф. Фукуямы, данный тип религиозной практики "полезен для сообществ".
В то же время формальная религиозность исторически сопряжена с нетерпимостью ко всякому инакомыслию. В условиях социальной нестабильности, когда перестают действовать традиционные нормы и ценности, эта нетерпимость может стать источником имморализма и фанатичной религиозной одержимости. Она предстает в виде смешения научных и ненаучных знаний, массовой деградации обрядовой стороны религиозности. В обществе возникают секты, обряды и культы, которые лишь с большой долей условности можно назвать религиозными; скорее, это, говоря словами С.Н. Булгакова, "религия навыворот". Новые "соборы" образуются не на основе устойчивого социокультурного и информационного контекста, а как стремление упорядочить свою жизнь, придать ей смысл в условиях социальной нестабильности и господства информационной стихии. Они представляют собой своеобразную альтернативу фрагментированной культуре информационного общества, которая оказывает негативное влияние на становление целостной личности, усложняя процесс ее самоидентификации. Но оказываясь в рамках новой структуры, новой зависимости, человек вынужден платить за это чрезвычайно высокую цену - отречение от себя.