Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:24, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является определение понятия предмета, классов понятий и терминов религии (общефилософские, социально-философские, общенаучные, частно – научные, религиоведческие), а также изучение методов исследования.
Люди всегда пыталась ответить на вопрос, что такое религия. Существует мнение, что научно определить сущность религии невозможно, так как это своего рода «терра инкогнита», область неизведанная и недоступная. Однако большинство исследователей считают, что научное определение религии, сколь бы сложным оно ни было, не является неразрешимой задачей. Религия (от лат. religio) буквально означает благочестие, набожность, святыня, предмет культа. Древние римляне обозначали этим словом все, что связано с почитанием (культом) богов. Именно в этом смысле употреблял слово «религия» Цицерон в I в. до н.э. Религия – это явление сложное, многообразное. Чтобы это явление стало предметом научного изучения, надо было преодолеть важный барьер – представление о «святости» религии, т.е. о том, что она лежит за пределами постижимого для человека, следовательно, недоступна для изучения методами, разрабатываемыми и применяемыми наукой в исследовании тех или иных областей природной и общественной действительности.
Отрасль научного знания, занимающаяся изучением религии, её понятия, идеи, теории, факты, освоение которых важно для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной культуры, называется религиоведение.
Современное религиоведение изучает религию в реальном контексте культуры, в её связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека.
Целью
данной контрольной работы является
определение понятия предмета, классов
понятий и терминов религии (общефилософские,
социально-философские, общенаучные, частно
– научные, религиоведческие), а также
изучение методов исследования.
ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТА ИЗУЧЕНИЯ
КЛАССЫ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
Предметом изучения истории религии является возникновение и развитие религии как одной из форм мировоззрения, её распространение, влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь населения Земли, а также изменение религиозных традиций и современное состояние религиозных учений и церковных организаций.
Изучение истории религии особенно важно потому, что именно в процессе формирования религиозного взгляда на мир были выработаны основные моральные нормы, значение которых не оспаривается даже самыми последовательными атеистами. Религиозные представления о морали – это отражение реальной жизни, переплетённое с видением некоего идеала, квинтэссенции справедливости.
Поскольку
представляемый предмет является отраслью
исторической науки, постольку и
источники изучения его сходны или
идентичны источникам общеисторическим.
История религии опирается на
материалы археологических
История религии возникла в эпоху средневековья и первоначально была призвана обосновать истинность вероучения на базе имеющихся исторических данных гражданской и церковной истории, однако, пока история религии находилась в рамках богословия, ни о какой научности не могло быть и речи. Главное было в выполнении заказа конкретной религиозной организации. Русские историки относились к церкви негативно, видя в ней силу, враждебную просвещению, жадную до денег и власти, а потому опасную для государства. Таково было мнение Татищева, Щербатова, Карамзина.
Как
самостоятельная отрасль
Содержание религиоведческого знания не сводится только к философскому, в системе этого знания имеются социологические, психологические, исторические и другие компоненты, дающие понимание и описание определенных сторон объекта с помощью соответствующих теорий и методов.
История
религии обрисовывает движущийся во
времени мир религии во всем его
многообразии, воспроизводит прошлое
различных религий в
В религиоведении выделяется ряд групп понятий и терминов:
В
нем используются общефилософские
и социально-философские
Большое место занимают понятия и термины, пришедшие из логики, этики, эстетики: «знак», «значение», «смысл», «совесть», «ответственность», «милосердие», «сострадание», «красота».
Класс общенаучных понятий, таких, как: «система», «структура», «функция», «роль», «закон» и др. Они применяются в области различных наук и требуют выявления соответствующих типов связей при анализе любого объекта.
Поскольку учение о религии взаимодействует с конкретными науками, оно заимствует из них и частнонаучные понятия, такие, как «эпоха», «право», «иллюзия», «вера», «чувство», «настроение», «страдание», «общение», «язык», «жизнь», «смерть». Как общенаучные, так и частнонаучные категории наполняются соответствующим конкретным содержанием.
Более узкую понятийную и терминологическую подсистему составляют специальные религиоведческие понятия — «религия», «теология», «религиозный культ», «церковь», «конфессия», «храм», «молитва», «теизм», «деизм», «пантеизм», «атеизм», «скептицизм». Особое место занимают понятия и термины «Бог», «ангел», «ад», «рай», «бодхисаттва», «провидение», «карма» и т. п., которые в науке имеют иное значение, чем в религии, хотя необходимо постоянно иметь в виду их религиозные значения.
Анализируя любую форму религии, религиоведение использует:
Наконец,
есть класс понятий, отражающих процессы
изменения религии: «развитие и
эволюция» религии, «сакрализация»,
«секуляризация», «церквообразование»,
«расцерковывание», «сектообразование»,
«детеологизация», «демифологизация»,
«модернизация».
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое число разнообразных методов познания. Как и в любой науке, здесь применяются философский, специальные общенаучные и частнонаучные, теоретические и эмпирические методы: системный метод, диалектика, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, экстраполяция, моделирование, аналогия, гипотеза, индукция, дедукция, наблюдение, эксперимент и др. В соответствующих разделах кроме названных используются свои методы. Так, в социологии религии плодотворно используются методы установления социальных фактов – изучение документов, опросы разного рода – интервью, анкетирование и проч., методы первичной обработки полученных данных – группировка, ранжирование, составление статистических таблиц и др.
Психология религии использует анализ биографий, проективные тесты, личностные опросники, шкалирование межличностного восприятия, методы исследования установок и диспозиций личности, социометрию, метод отраженной субъектности и т.д.
В исследованиях религии разработаны такие подходы, которые интегрируют многие частные приемы. Они с успехом применяются в течение многих десятилетий, дают хорошие результаты и теперь.
Каузальный анализ имеет в виду изучение причинно-следственных отношений, выявление причин возникновения и эволюции различных явлений религии. Согласно принципам этого анализа, главным вопросом которого является «почему?», религия не может быть постигнута лишь из самой себя. Именно причинное рассмотрение прежде всего помогает объяснить различные религиозные и нерелигиозные формы из каких-то действительных отношений в жизнедеятельности людей.
Историзм исходя из единства исторического и логического в качестве инструмента познания использует логику истории, которая позволяет понять современное состояние объекта как нечто ставшее и вместе с тем дает руководство к правильному осмыслению событий и фактов прошлого.
Историзм может выступать в нескольких разновидностях. Генетический подход имеет в видувыведение последующих этапов развития из начальной фазы. В ходе этой процедуры важное значение имеет отыскание промежуточных звеньев в цепи эволюции. С другой стороны, чем дальше в глубь веков направляет свой поиск исследователь, тем меньше в его распоряжении фактического материала. В этом случае историзм предстает в форме актуализма: поскольку современное состояние всякого явления есть итог развития, изучение этого состояния позволяет создать теоретическую модель, которая может охарактеризовать явление в его предшествующих фазах, в том числе и начальных.
Сравнительно-историческое исследование сопоставляет разные этапы развития одной и той же религии в различные моменты времени, разные религии, существующие одновременно, но находящиеся на разных этапах развития. Большое значение имеет сравнение сопоставимых образов разных религий, в западных и восточных культурах и т.д. На базе сравнительного анализа сформировалась специальная область исследования – сравнительное религиоведение.
Типологический метод представляет собой совокупность процедур расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо признакам. В результате типологизации получаются статистически устойчивые группы признаков – типы, которые задают модель типологической общности для определенных объектов, явлений. Инвариантность признаков какого-то объекта позволяет относить его к соответствующему типу. Различия признаков объектов внутри типа носят случайный характер, эти различия незначительны по сравнению с различиями свойств объектов разных типов. С помощью типологизации выделены, например, исторические типы религий.
Феноменологический метод включает совокупность приемов выяснения смыслов и значений в духовном взаимодействии людей. Он соотносит мотивы, представления, идеи, цели практически действующих индивидов и тем самым достигает понимания смысловой связи их поведения, помогает обнаружить формальные структуры общения, субъективные факторы общественных, отношений.
Использование приемов феноменологического анализа способствовало выделению одного из разделов религиоведения – феноменологии религии, которая наряду с субъективными религиозными переживаниями рассматривает и религиозные институты, общности и проч.
Герменевтический метод тесно связан с феноменологическим, исторически наследовал традиции экзегетики (раздел теологии, в котором дается толкование Священного Писания). Данный метод применяется в целях достижения понимания религиозных явлений и тем отличается от каузального метода, историзма, структурного, функционального и других, которые обеспечивают объяснение этих явлений. Герменевтический метод предполагает использование приемов истолкования сакральных текстов, сочинений религиозных авторитетов прошлого и вообще объективных феноменов религиозной культуры, соотнесения понимания первоисточников, первотворений каждым новым поколением с авторским пониманием, выявления связи текста с социокультурным контекстом и т.д. Различение объяснения и понимания и, соответственно, методов того и другого относительно; они взаимосвязаны: объяснение способствует пониманию, а понимание является одной из предпосылок объяснения.