Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:20, доклад
Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных
Религия Древнего Египта
Примерно с 3000
г. до н. э. официальная религия Египта
признавала фараона сыном солнечного
бога Ра и таким образом самим богом. В
египетском пантеоне существовало множество
других богов и богинь, под властью которых
находилось все: от явлений природы, подобно
воздуху (бог Шу), до явлений культуры,
подобных письменности (богиня Саф). Многие
боги были представлены в виде животных
или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная
и могущественная жреческая каста создавала
семейные группы различных божеств, многие
из которых, вероятно, были первоначально
местными богами. Бог-творец Птах (согласно
мемфисской теологии) был, например, объединен
в богиней войны Сехмет, а бог-целитель
Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.
Обычно египтяне придавали наибольшее
значение богам, связанным с Нилом (Хапи,
Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор),
и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис,
Сокарис). В период Древнего Царства солнечный
бог Ра был главным богом. Ра должен был
принести бессмертие всему государству
через фараона, своего сына. Солнце казалось
египтянам, как и многим другим древним
народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало"
каждый вечер, странствовало под землей
и "заново рождалось" каждое утро.
Солнце также имело значение для успехов
сельского хозяйства в районе Нила. Таким
образом, поскольку фараон отождествлялся
с солнцем-богом, нерушимость и процветание
государства были обеспечены. Кроме того,
Ра был оплотом нравственного порядка
всего сущего, Маат (Истина, Правосудие,
Согласие) была его дочерью. Это создавало
свод жизненных правил для масс и дополнительную
возможность угождать богу-солнцу в интересах
государства и своих собственных. Эта
религия не была индивидуалистически
ориентированной; кроме царской семьи,
никто не мог надеяться на загробную жизнь
и мало кто верил, что Ра способен обратить
внимание или оказать услугу обычному
человеку.
Египетские религиозные храмы были не
только местами исполнения религиозного
культа: они в такой же мере были центрами
социальной, интеллектуальной, культурной
и экономической жизни. В эпоху Среднего
Царства и в период царствования египетских
императоров храмы в качестве главенствующей
архитектурной формы превзошли пирамиды.
Большой храм в Карнаке по занимаемой
им территории превосходил любое из известных
культовых зданий. Как и в пирамидах, абсолютная
величина храмов воплощала несокрушимость,
символически выражая бессмертие фараона,
государства и, наконец, самой души.
Жрецы составляли только небольшую часть
обширного персонала, обслуживающего
храм, включающего охранников, писцов,
певцов, служителей жертвенников, уборщиков,
чтецов, пророков и музыкантов. В период
расцвета храмовой архитектуры, около
1500 г. до н. э. храмы обычно окружались несколькими
массивными сооружениями, а вдоль широкой
аллеи, которая вела на их территорию,
стояли рядами сфинксы, выполнявшие роль
стражей. Все могли входить в открытый
двор, но только немногие жрецы высшего
ранга могли проникать во внутреннее святилище,
где в раке, хранящейся в лодке, находилась
статуя бога. Ежедневные церемонии в храмах
включали в себя воскуривание жрецами
благовоний на территории храма, затем
пробуждение, умывание, умащивание благовониями
и одевание статуи божества, жертвоприношение
жареной пищи, затем повторное опечатывание
святилища до следующей церемонии. Вдобавок
к этим ежедневным храмовым церемониям
во всем Египте регулярно проводились
праздники и фестивали, посвященные различным
божествам. Фестиваль часто устраивался
в связи с завершением какого-либо сельскохозяйственного
цикла. Статуя божества могла быть вынесена
из святилища и торжественно пронесена
по городу, а возможно, ей приходилось
и наблюдать за празднеством. Иногда исполнялись
пьесы, описывающие отдельные события
из жизни божества.
Религия др.Греции
В ранний период
древнегреческой религии чтились свои
божества, связанные с местными особенностями
или олицетворявшие их, от которых зависела
жизнь верующих: так в Псофиде поклонялись
местной реке Эриманф, которой был посвящен
храм; в Орхомене - священным камням, будто
бы упавшим некогда с неба, на горе Анхесме
почитался Зевс Анхесмий , Зевс Лафистий
- олицетворение горы Лафистиона. В каждой
местности или городе был свой патрон-покровитель.
Этот культ носил государственный характер.
Причем культ этот был очень строгим: вообще
к богам можно было относиться скептически,
общеобязательных догматов греческая
религия не знала, но нельзя было уклоняться
от исполнения обязанностей обрядов в
честь бога-покровителя, нельзя было проявлять
неуважение к нему. За нарушение этого
закона грозило суровое наказание.
Из множества местных богов, с течением
времени, некоторые образы слились в единые
общегреческие божества, например, Зевс
Лафистий, Зевс Крокеат, культ Зевса на
Крите и Фессалии, перерос- ли в культ Зевса
- как верхового бога, "отца богов и людей".
Са- мое имя Зевс означает сияющее небо
и восходит к общему индоевро- пейскому
корню (Дьяус у индийцев, Тиу у германцев).
У имени Зевса существовало около 50 эпитетов,
указывающих на его функции: подземный,
т.е. обеспечивает плодородие, дожденосный,
всепородитель, властитель судеб и т.д.
Образ Геры, главной из богинь, супруги
Зевса, вырос из образа богини-коровы,
покровительницы Микен. Посейдон был древним
морским божеством Пелапонесса. Культ
Посейдона, вобрав в себя ряд местных культов,
стал богом моря и покровителем коней.
Афина - древнее божество - покровительница
городов и городских укреплений. Другое
ее имя - Паллада - тоже эпитет, означающий
"Потрясательница копья". По классической
мифологии, Афина выступает как богиня-воительница,
она изображалась в полном вооружении.
Богиня Артемида - одно из наиболее чтимых
греками божеств. Обычно полагают, что
культ Артемиды возник в Малой Азии, где
она считалась покровительницей плодородия.
В классической мифологии Артемида выступает,
как девственная богиня-охотница, обычно
со своей спутницей - ланью. Чрезвычайно
сложный и неясный образ представляет
собой Аполлон, которому в греческой мифологии
и религии принадлежало весьма видное
место. В Пелапонессе Аполлон считался
пастушеским божеством. Около Фив почитали
Аполлона Исмения: этот эпитет - название
местной реки, которую когда-то обожествляли
жители. Позднее Аполлон стал одним из
самых популярных богов Греции. Его считают
воплощением национального духа. Главные
функции Аполлона: прорицание будущего,
покровительство наукам и искусствам,
врачевание, очищение от всякой скверны,
божество света, правильного, упорядоченного
миропорядка. Бог-целитель Акслепий сложился
на чисто греческой почве. Аркадским по
происхождению был бог пастухов Пан. Малоазиатская
богиня плодородия Афродита превратилась
у греков в богиню красоты, любви, идеализированное
олицетворение женственности. Арес, заимствованный
у франкийцев стал неистовым богов войны.
Далее: Деметра - богиня плодородия, Гефест
- олицетворение земного огня и кузнечного
ремесла, Гестия - также олицетворение
огня, только домашнего, божество семейного
очага, Гермес - покровитель дорог и путников,
бог торговли. Некоторые из греческих
богов представляют собой более или менее
абстрактные образы - олицетворения отдельных
отвлеченных понятий: Плутос - непосредственное
олицетворение богатства, Немезида - богиня
возмездия, Фемида - богиня правосудия,
Мойры - богини судьбы, Нике - богиня победы
и это далеко не все божества греков.
Космогоническая тематика в народных
верованиях не занимала заметного места.
Идея бога-творца отсутствовала в этой
религии. По Гесиоду из Хаоса родилась
Земля, Мрак, Ночь, а затем Свет, Эфир, День,
Небо, Море и другие великие силы природы.
От Неба и Земли родилось старшее поколение
богов, а от них уже Зевс и другие олимпийские
боги.
Центрального культа В Греции не было,
но на почве культурной общности, некоторые
культовые центры получили широкое, общегреческое
значение. Святилища Аполлона в Дельфах,
Зевса в Олимпии, Деметры в Эпидавре и
др. получили широкую известность и пользовались
почитанием во всей Греции.
Др.Рим
Сведения о древнейшей римской религии дошли до наших дней в передаче авторов, писавших о ней или ссылавшихся на нее в то время, когда большая часть ранних ее верований и установлений была уже забыта. Многое стало непонятным, имена богов, их функции, цель и смысл обрядов истолковывались под влиянием новых греко-римских идей, подстраивались под новые социально-политические потребности и философские доктрины. Истоки римской религии плохо прослеживаются в трудах великих понтификов, которые в более позднее время возглавляли римский культ. Эти понтифики часто были известными юристами. Профессиональное отношение их к общему духу римского права заставляло этих авторов истолковывать взаимоотношения людей с богами, порядок обращения к богам во всех возможных случаях с точки зрения юридической точности и аргументированности. Составленные жрецами книги — индигитаменты — строго регламентировали отношения людей и богов. Поздние христианские анторы смеялись над религией римлян, хотя судили о ней только по иидигитаментам, из которых следовало, что каждым моментом жизни человека, каждой стадией произрастания и созревания зерна ведали особые боги. Однако современные исследования древнеримской религии указывают на то, что такие сверхкошфетные божества не играли особой роли в живой народной религии.
По найденным надписям можно судить, что в древнеримской религии действительно было огромное количество богов. Однако данные, полученные путем изучения надписей и приписаваемого царю Нуме календаря с обозначением праздников и священнодействий и списка жреческих должностей, мало понятны, в современной пауке нет еще единого толкования этих источников.
Прежние исследователи самой важной чертой древнейшей римской религии считали отсутствие четкого представления о богах. Например, часто неясно, к какому полу относится то или иное божество, какое имя является основным для данного божества, а также то, что разнополые божества объединяются в пары, не связанные родственными или брачными узами. Часто в ранних источниках представление о божествах смешивается с представлением о неопределенных силах, присущих различным предметам и действиям— нумина (numina).
Иногда в религиоведении и у историков, изучающих древнейшую фазу развития римского общества, встречается представление о том, что у римлян не было аптропоморфизировапных богов, связанных между собой какими-то отношениями, а следовательно, не было и мифологии. Иногда древнейшую римскую религию называли полидемопизмом — особым восприятием мира, при котором он представляется полем действия недифференцированных сил и соль.
Возможно, что постепенно из массы нумина стали выделяться древнейшие боги. Эти боги уже обладали индивидуальностью, набором функций и атрибутов, связывались какими-то отношениями с другими богами.
Однако эти теории впоследствии были опровергнуты. Современные ученые указывают, что нумина, которые якобы были древнейшими прообразами богов, не упоминаются в самых ранних дошедших до нас письменных памятниках, например в песне арвальских братьев и салнев, в формуле объявления войны, которую произносил глава коллегии, которая занималась международными отношениями, в эвокацио — заклинании, которое призывало божество врагов перейти на сторону римлян, а также в молитве, с которой римский полководец обращался к подземным богам, принося себя и неприятельское войско в жертву ради победы римлян. В более поздних источниках слово нумина могло обозначать и само божество, и понятие божественности, величия, могущества, волю бога, даже его функции. Поэтому термин нумипа применялся к сенату и императору, у некоторых авторов говорится, что один бог имеет много нумина.
Неясность в. том, к какому полу относится божество отразилось в обращениях к нему: «бог или богиня, муж или женщина». Древнейшее пастушеское божество Палее было и женского и мужского рода. Имя бога часто упоминалось с добавлением следующего обращения: «Бог такой-то, или каким бы другим именем ты ни пожелал называться». Часто древние божества как бы удваиваются, упоминаются в женском и мужском роде, например, Фавн и Фавна, Либер и Либе-ра, Шмона и Помои. Древние авторы пытались объяснить такую неясность тем, что, например, искупительная жертва для прекращения землетрясения приносится богу или богине, так. как неизвестно, какое именно божество трясет землю, поэтому, чтобы не ошибиться, лучше обращаться ко всем сразу. На Кипре имелось изображение бородатой Венеры, которая соединяла в себе мужское и женское начало. Вообще, гермафродитизм является достаточно распространенным явлением среди древнейших человеческих богов, которые часто представлялись носителями и мужского и женского начала.
Божества с
неопределенным полом встречались
не только в Риме, но это не было результатом
неясных представлений о
Одним из древнейших римских богов, известных и у других италийских народов, был бог Янус. В довольно поздних источниках он упоминался как бог всякого начала, ему был посвящен. каждый первый день года и каждый первый день месяца. Имя Януса произносилось перед каждым обращением к богам. Янус был богом входов и выходов, ворот и дверей, его храм отпирали во время войн и запирали в мирное время. Однако г: дошедших до нас песнях салиев, восходящих к очень древним именам, Янус был гораздо более высоким божеством. Его называли богом богов и добрым создателем, что указывает па то, что первоначально Янус был создателем чира, На то, что этот бог когда-то был верховным божеством, указывает тот факт, что жрецом Януса, возглавлявшим культ, поначалу был царь, позднее, при Римской Республике, г ж называемый «царь священнодействий», а еще позднее великий лантифик. Когда мифология перестала быть живым, развивающимся мировоззрением, и общий интерес к ней постепенно утрачивался, трактовка образа Януса развивалась в двух направлениях. Во-первых, он стал богом всякого начала, а во-вторых, почитался как первый царь предков латинов и римлян, который жил на холме Яникуле. По преданиям, он взял в соправители Сатурна, а тот в благодарность научил ДИКИХ людей земледелию и дал им начатки цивилизации.
Религия Индии
Индуизм - древнейшая национальная религия Индии. Его истоки, обычно, возводят ко времени существования Протоиндийской (хараппской) цивилизации, т.е. ко II-III тыс. до н.э. Следовательно, к рубежу новой эру он уже насчитывал не одно тысячелетие своего бытования. Такого длительного и полнокровного существования религии мы, пожадуй, не увидим ни в одном другом месте земного шара, кроме Индии. При этом, индуизм, до сих пор, сохраняет установленные издревле законы и основы жизни, протягивая в современность традиции культуры, зародившиеся на заре истории.
По числу приверженцев (их насчитывается свыше 700 млн.), индуизм -одна из самых распространенных религий мира. Его адепты составляют около 80 процентов населения Индии. Последователи индуизма живут, также, в других странах Южной и Юго-Восточной Азии: в Непале, Пакистане, Бангла-Деш, Шри-Ланке, Индонезии, в ЮАР и др. местах. К концу нынешнего столетия, индуизм перешагнул национальные границы и стал популярен в ряде стран Европы и Америки, претендуя на признание его в качестве одной из мировых религий.
В Индии имеются многочисленные религии и верования, в том числе и все мировые - буддизм, ислам, христианство - но, тем не менее, она была и остается страной индуизма, по преимуществу. Именно вокруг него во все века строилось ее культурное, политическое и социальное единство.