Религиозные отношения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:05, реферат

Описание работы

Проблемы административно-правовой регламентации статуса религиозных объединений в нашей стране неразрывно связаны с обеспечением конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания. На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации эта одна из наиболее актуальных проблем, имеющая большое общественное и научное значение.

Содержание

Введение
Понятие и содержание административно-правового статуса
религиозных объединений в Российской Федерации.
1.1 Понятие религиозного объединения как субъекта административного права России
1.2 Административно-правовой статус религиозных организаций
2. Конституционные проблемы законодательства о религии и религиозных организациях
2.1 Светское государство и религиозные организации
2.2 Проблемы конституционного законодательства о религии
и религиозных организациях
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

церковные отнош.docx

— 40.12 Кб (Скачать)

Кроме правильной расстановки  акцентов в «религиозном» блоке  конституционных положений насущной проблемой во всех бывших союзных  республиках остается полное закрепление  основных принципов взаимоотношений  светского государства с религиозными организациями. На практике вольные  трактовки сущности такого государства  способствуют недооценке и даже грубому  нарушению его принципов. Чтобы  исключить это, представляется целесообразным одну из статей в разделе «Основы  конституционного строя» всех основных законов посвятить государственно-конфессиональным отношениям, изложив ее примерно так: «Отношения Республики с религиозными организациями строятся на принципах  отделенности религиозных организаций от государства; свободы создания и деятельности таких организаций; сочетания суверенитета государства и социальной автономии религиозных организаций; равного отношения государства к религиозным организациям; взаимной лояльности государства и религиозных организаций». Детализируя данные принципы, можно в этой же статье указать, что государство не финансирует религиозные организации, а также включить в нее запрет создания политических партий на религиозной основе и разумные ограничения деятельности зарубежных миссионеров и руководящих функционеров иностранных религиозных организаций, содержащиеся пока только в ст. 5 Конституции Казахстана.

Для обеспечения незыблемости светского идеала государства еще  очень важно защитить указанные  конституционные принципы административно-правовыми  и уголовно-правовыми мерами. Нельзя забывать, что посягательства на постулаты  светского государства есть посягательства на его конституционный строй. Пока же отсутствие в уголовных кодексах бывших союзных республик соответствующих  составов преступлений мешает правоохранительным органам пресекать посягательства на конституционные принципы, в том  числе бороться с отдельными идеологическими  формами религиозного экстремизма.

Острой теоретической  и практической проблемой во всех бывших союзных республиках остается точное понимание и адекватное изложение  свободы мировоззренческих убеждений  личности.1 Ее конституционные формулировки на этот счет тоже чрезвычайно разнообразны. Основной закон Казахстана, например, в ст. 22 закрепляет право каждого  на свободу совести, но не содержит объяснения последней. По существу, толкование такой свободы отдано на откуп  чиновникам. То же самое можно сказать  и про молдавскую Конституцию, в  ст. 31 которой сказано: «Свобода совести  гарантируется. Она должна проявляться  в духе терпимости и взаимного  уважения». Основные законы Российской Федерации (ст. 28) и Азербайджана (ст. 37) гарантируют право каждого  на свободу совести и вероисповедания, что сразу ставит вопрос о соотношении  «свободы совести» и «свободы вероисповедания». На Украине, где ст. 55 Конституции, гласит о праве каждого на свободу мировоззрения и вероисповедания, такой вопрос тоже возникает.

Общей для всех бывших союзных  республик тенденцией является сведение свободы мировоззренческих убеждений  личности лишь к свободе исповедования  религии. В лучшем случае конституции  кое-где говорят о возможности  индивидов самостоятельно определять отношение к религии или не исповедовать ее. Но ни в одной постсоветской конституции не говорится о праве личности на атеистические убеждения, хотя неисповедование религии и атеизм - это далеко не равнозначные вещи. Отсутствие такого права не только создает предпосылки для ущемления законных интересов их носителей, но и формирует неточное представление о всем спектре мировоззренческих ориентаций общества. Недаром православные иерархи в России все славянское население считают своими приверженцами. А муфтии Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Киргизии, Казахстана трактуют эти государства как мусульманские, поскольку мусульманами они определяют всех людей восточных национальностей. Подобные преувеличения в дальнейшем подогревают политические амбиции руководителей крупнейших конфессий, что чревато различными посягательствами на суверенитет и компетенцию государства.1

Конечно, за последние полтора  десятилетия религиозность населения  во всех бывших союзных республиках  заметно увеличилась, чему в немалой  степени способствовали политика глав постсоветских суверенных государств в религиозном вопросе, их попытки использовать те или иные конфессии для укрепления своего положения и авторитета. Однако параллельно возросло и такое явление, как религиозный экстремизм, ибо вместе с общим ростом числа верующих расширилось число приверженцев крайних мер в деле распространения влияния той или иной конфессии. Да и идеологи религиозного экстремизма обоснованно почуяли за политическими маневрами светских руководителей слабость государственной власти.

Надо прямо сказать, что  трогательная забота государственных  деятелей о «своих» религиях, государственное  финансирование строительства культовых  зданий, уступки отдельным конфессиям в сфере образования серьезно подрывают основы светского характера государства, сужают его социальную базу. Хотя прочность государственной светскости, особенно в многонациональной и многоконфессиональной стране, может гарантировать только безрелигиозное большинство населения, придерживающегося научно-материалистического мировоззрения. Атеизм, как система взглядов, опровергающих религиозные догматы, по своей сути нацелен на формирование у людей именно такого мировоззрения. Однако, как ни парадоксально, но именно атеизм влачит сейчас полулегальное существование; постсоветские государства, провозгласившие себя светскими, больше пекутся не о нем, а о религиозном воспитании населения, укрепляя тем самым позиции клерикалов и религиозных экстремистов.1

Таким образом, укрепление социальной базы светского государства отнюдь не означает возврата к политике государственного атеизма. Атеизм и религия должны быть равно удалены от государства, считающего себя светским. Только при  таком подходе, когда атеизм и  религия будут взаимно ограничивать друг друга, возникнет оптимальный  мировоззренческий баланс в обществе, ликвидирующий предпосылки политизации  крупнейших конфессий и увеличение роли экстремистских элементов в них.

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

- авторское определение  религиозного объединения, под  которым понимается добровольное, негосударственное, некоммерческое  объединение индивидов, законно  реализующих право на свободу  совести, обладающее общими и  специальными признаками. Данное  определение отражает правовую  природу религиозных объединений,  являющихся, с одной стороны, свободными  коллективными образованиями, а  с другой - воплощающих признанное  в международно-правовых документах  право на свободу совести как  составную часть неотъемлемых  прав личности;

- административно-правовой  статус религиозных организаций  - это комплексная категория, включающая  в себя следующие элементы, выделяющиеся  по признаку этапности деятельности религиозного объединения: административно-правовые нормы, регулирующие порядок создания религиозного объединения, в том числе административно-правовые нормы, регулирующие порядок их государственной регистрации; административно-правовые нормы, определяющие цели деятельности религиозного объединения; нормы административного права, регламентирующие порядок приостановления деятельности религиозного объединения; нормы административного права, закрепляющие права и условия деятельности религиозного объединения; нормы административного права, закрепляющие их обязанности; нормы административного права, регулирующие ответственность религиозного объединения; нормы административного права, регулирующие порядок ликвидации религиозного объединения; нормы административного права, закрепляющие гарантии реализации прав и исполнения обязанностей, возложенных законом на религиозное объединение, и административно-правовые нормы, закрепляющие гарантии их охраны;

- в административно-правовой  сфере религиозные объединения  являются субъектами как внешних,  так и внутренних административных  правоотношений, взаимодействуя с  государственными органами и  гражданами, как входящими, так  и не входящими в состав  указанных объединений;

- в конституциях всех  бывших союзных республик содержится  ряд статей, так или иначе касающихся  религии. Их положения в совокупности  образуют нормативную основу  и теоретико-методологическую базу  законодательств о религии и  религиозных организациях постсоветских  суверенных государств. Поэтому  несовершенство отдельных конституционных  норм и формул не только  определяет слабость и противоречивость  других актов, входящих в такие  законодательства, но и серьезно  затрудняет попытки реконструкции  последних.

- в целях совершенствования взаимодействия органов исполнительной власти с религиозными объединениями представляется целесообразным Правительству Российской Федерации разработать и принять положение, которое определит формы взаимодействия органов исполнительной власти с религиозными объединениями в целях наиболее эффективной реализации права граждан на свободу совести;

- контроль органов исполнительной  власти за деятельностью религиозных  объединений должен основываться  на принципах системного, комплексного  подхода, поэтому в целях совершенствования  контроля органов исполнительной  власти за деятельностью религиозных  объединений необходимо уточнение  правового статуса субъектов  контроля, а также четкое разграничение  компетенции каждого из элементов  данной системы. 

 

 

 

Список использованной литературы

1.   Конституция Российской  Федерации. Принятая всенародным  голосованием 12.12.1993г. с изменениями,  внесенными Указами Президента  РФ от 09.01.96г. № 20, 10.02.96г. №  173, 09.06.01г. № 679, ФКЗ от 25.07.03г.  № 841// Российская газета 25 декабря  1993 года.

        2.   Гражданский кодекс Российской Федерации. Введен в действие с

01.03.1996г. Федеральным законом  «О введении в действие части

 второй гражданского  кодекса РФ» от 26.01.1996г. №15-ФЗ, с измен. от

24.10.1997г. №133-ФЗ,от 17.12.1999г. №213-ФЗ // СЗ 2002.

3.   Федеральный закон  РФ “Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации (с изменениями на 29 июля 2000 года)”// Российская газета, N 206, 19.10.99;N 147, 01.08.2000.

4.   Федеральный закон  от 30 декабря 2001г. «О введении  в действие Кодекса Российской  Федерации об административных  правонарушениях» // Собрание законодательства  РФ. 2002. № 1 (часть 1). Ст. 2.

5.   Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное

право РФ. Учеб. – М., 2001.

6.   Агапов А.Б. Административная  ответственность: Учебник. – М., 2000.

7.   Административное  право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М., 2002.

8. Административное право. Учебник для вузов. Под ред.Ю.М.Козлова, Л.Л. Попова – М., Юристъ, 2000.

9.   Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учеб. пос. – М., 2002.

10.   Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права. // «Государство и право». - 2003.- № 3.

12. Дозорцев П.Н. Развитие  светской государственности в  России: история и современность.  СПб, 2001.

13. Иванова Л.А. Административное право. Учебное пособие. - М., Юридическая литература, 2003.

14.Козлов Ю.М. Административное право: - М.: Юристь, 2001.

15. Комментарий к Гражданскому  кодексу РФ, части первой. Под  ред. О. Н. Садикова, - М.: “Контракт”, “ИНФРА*М”, 2000.

16. Комментарий к Кодексу  Российской Федерации об административных  правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. – М., 2002.

17. Лупарев Г. Конституционные проблемы законодательства о религии и религиозных организациях. // «Религия и право». - 2004. - № 4.

18. Лупарев Г.П. Светское государство: теоретико-методологические основы, признаки и принципы//Десять лет по пути свободы совести. Проблемы реализации конституционного права на свободу совести и деятельность религиозных организаций. Материалы научно-практического семинара. М.: Институт религии и права. 2002.

19. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2000.

20.Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. - М.: Про-Пресс. 2003.


Информация о работе Религиозные отношения в России