Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 21:01, реферат
Религиозная реформация XVI в. началась в Германии, где она соединилась с целой политической и социальной революцией.
После рыцарского
восстания и крестьянской войны
наступила реакция. Рыцарей и крестьян
победили князья, жаловавшиеся на слабость
и бездействие имперского правления —
и в 1524 г. личный его состав был изменен
сообразно с желаниями партии, враждебной
реформации. На сейме 1524 г. уже не было
того единодушия, которым отличалось собрание
имперских чинов предыдущего года: образовалась
партия, прямо заявлявшая, что все должно
остаться по старому, тем более, что папство
сделало многим князьям разные уступки.
Государи Австрии, Баварии и некоторых
других земель получили от самого папы
то, что другие приобрели благодаря реформации.
Согласившись на ограничение прежнего
произвола курии и прежних поборов, Климент
VII расширил, вместе с тем, власть князей
над местным духовенством и даже отдал
им часть церковных имуществ и доходов,
за что князья обязывались преследовать
лютеранство в своих владениях. Такое
соглашение курии с южными немецкими князьями
было оформлено на регенсбургском съезде
в июне 1524 г., после чего в Австрии, Баварии
и Зальцбурге начались гонения на приверженцев
реформации.
И в землях, уже
принявших реформацию, происходила
реакция, направлявшаяся главным образом
против анабаптизма. Лютер, сам говоривший
в 1520—1521 гг. революционным языком не только
о папе, но и о светских властях, а в начале
крестьянского восстания находивший,
что оно вызвано угнетением князей и господ,
к концу восстания с яростью громил мятежных
крестьян, приглашал колоть их, бить, убивать,
как изменников, грабителей и людей, которые,
прикрывая свои дела Евангелием, служат
на самом деле черту.
В 1526 г. Карл V, незадолго
перед тем победивший Франциска
I, потребовал от сейма в Шпейере исполнения
вормского эдикта; но, пользуясь возобновлением
войны, сейм постановил, что в религиозном
вопросе каждый имперский чин будет, до
разрешения спора на вселенском соборе,
действовать так, как сочтет это нужным,
чтобы быть правым перед Богом и императорским
величеством. Одинаковое право с князьями
получали и имперские города, и даже имперские
рыцари. Этим постановлением своим имперский
сейм предоставлял светским властям, хотя
и временно, решать религиозный вопрос
по собственному усмотрению; церковь как
бы ставилась в зависимость от государства,
и государственной власти давалось право
производить церковные преобразования.
Собственно говоря, только после шпейерского
сейма 1526 г. новая церковная организация
начала прочно утверждаться в княжествах
и имперских городах, принявших реформацию
(курфюршество Саксония, Гессен, Ангальт,
Франкония, Люненбург, В. Фрисландия, Шлезвиг-Гольштейн,
Нюрнберг, Аугсбург, Ульм, Страсбург и
др.).
К 1526 г. у Лютера
окончательно сложилось убеждение,
что епископская власть в церкви должна
быть передана государям. Лютеранские
князья сделались верховными правителями
(summi episcopi) церквей в своих землях. Они поручили
надзор за церковной жизнью особым суперинтендантам,
а в середине 30-х годов учредили консистории,
с административной и судебной властью
над духовенством. Введение нового богослужения
и церковного устройства сопровождалось
секуляризацией собственности церквей
и монастырей. Лютер хлопотал о том, чтобы
хоть часть доходов с секуляризованных
имений шла на содержание храмов и священников,
школ и учителей, а также благотворительных
учреждений и бедных; но лишь в отдельных
случаях эти доходы получали такое назначение.
В большинстве случаев бывшие духовные
имения обращались князьями в личную пользу
или раздавались их приближенным. Католические
князья следовали примеру лютеранских
и равным образом производили у себя конфискацию
церковных имений, что дало повод Лютеру
шутить над их лютеранским усердием, превосходившим
усердие самих лютеран.
Противостояние
лютеранства с цвинглианством
Одновременно
с лютеранством стало распространяться
в юго-западной Германии, из Цюриха,
учение Цвингли. Между обоими реформаторами
началась полемика. В конце двадцатых
годов последователям обоих учений
грозила большая опасность со стороны
католиков. Она заставила курфюрста саксонского
и ландграфа гессенского заключить тайное
соглашение с Нюрнбергом, Ульмом и Страсбургом
для взаимной защиты. Когда Лютер узнал
об этом союзе, он настоял, чтобы курфюрст
отказался от союза с Ульмом и Страсбургом,
принявшими цвинглианское учение об евхаристии.
С большим трудом удалось Филиппу Гессенскому,
дорожившему союзом со швейцарцами, устроить
между Лютером и Цвингли диспут в Марбурге,
где был подписан акт, указывавший, в чем
обе стороны согласны и в чем не согласны.
В это самое
время (1529) Карлу V, еще раз победившему
Франциска I и соединившегося с последним
папу Климента VII, представилась возможность
вмешаться в религиозные дела
Германии, — а это не могло
не затронуть основного
Протестанты
В 1529 г. был собран
в Шпейере сейм, на котором от
имени императора было предложено восстановить
вормский эдикт, ввиду возникновения разных
ужасных сект. Большинство прямо выразило
согласие подчиниться вормскому эдикту;
меньшинство составило протестацию, подписанную
пятью князьями (в том числе курфюрстом
саксонским и ландграфом гессенским) и
уполномоченными 14 имперских городов.
Они получили название "протестантов",
распространившееся впоследствии на всех,
оставивших католическую церковь. Протест
был актом неповиновения императору: князья
и имперские города становились в положение
подданных и заявляли, что во всем остальном
они готовы повиноваться императору, но
только не в том, что касается славы Божией
и спасения души. Протестанты выставляли
принцип невмешательства государственной
власти в дела совести, но, будучи сами
государями в своих владениях, делались
в них верховными устроителями церковных
дел, требовавшими подчинения подданных
новому порядку. Карл V потребовал от протестантов
подчинения воле сейма, под страхом строгого
наказания. Лютер склонял их к непротивлению,
но другие находили, что угнетаемый имеет
право обороны и что власть, данная от
Бога, перестает быть законной, раз она
восстает против Бога или нарушает условия,
на каких был избран ее носитель. В связи
с протестацией 1529 г. ставился уже, таким
образом, вопрос о праве с оружием в руках
отстаивать свободу совести.
Религиозная война
в Германии
В 1530 г. Карл V, после
девятилетнего отсутствия, приехал
в Германию, назначив собрание имперского
сейма в Аугсбурге. На этом сейме
требование покорности встретило отказ,
мотивированный тем, что в делах совести
не имеет силы никакое императорское поведение.
Вследствие желания императора иметь
письменное изложение мнений членов сейма
по религиозному вопросу, составлена была
"апология", главной целью которой
было оправдать евангелическое учение
от обвинения в ереси. Документ этот, получивший
название аугсбургского исповедания,
был подписан всеми лютеранскими князьями
и представителями двух имперских городов.
В конце концов, Карл V предложил сейму
отсрочить дело до весны следующего года,
с тем, что к назначенному сроку князья
должны воссоединиться с католической
церковью, под страхом насильственного
подавления ереси. Правда, при этом был
обещан вселенский собор, который и должен
был окончательно разрешить все споры.
Протестантские
чины (в том числе лютеранские и цвинглианские
города) протестовали против такого решения,
и ответом их на угрозы императора и католиков
было заключение ими в самом конце 1530 и
начале 1531 г. шмалькальденского союза.
До междоусобия, однако, дело не дошло;
в 1532 г. в Нюрнберге состоялось соглашение,
в силу которого князья и города, принявшие
уже аугсбургское (отнюдь не цвинглианское)
исповедание, оставались при нем, но отказывались
от защиты его последователей в других
землях; такое положение дел должно было
продолжаться до решения религиозных
споров собором или, по крайней мере, имперским
сеймом. Карл V опять был отвлечен от внутренних
дел Германии своей сложной международной
политикой.
Огражденная нюрнбергским
трактатом, реформация могла спокойно
утверждаться и даже распространяться
на новые земли, хотя по смыслу соглашения
1532 г. должен был поддерживаться status quo
ante. В 1534 г. введена была реформация в Вюртемберге,
куда возвратился изгнанный оттуда раньше
герцог Ульрих.
В 1538 г. главные
католические князья, с королем Фердинандом
во главе, заключили между собой союз в
Нюрнберге.
В 1539 г. реформация
сделала новые важные приобретения.
Когда умер саксонский герцог Георг,
его преемник Генрих, поддерживаемый
шмалькальденским союзом, ввел реформацию
и в альбертинской Саксонии, при
содействии светских сословий ландтага.
Иоахим II, курфюрст бранденбургский, уступая
народному желанию, также ввел у себя лютеранство,
хотя и с некоторыми особенностями.
В 1542 г. шмалькальденский
союз напал на герцога брауншвейгского
и заставил его бежать из его владений,
в которых курфюрст саксонский и Филипп
Гессенский ввели протестантизм. Лютеранская
пропаганда действовала успешно и в католических
землях, приобретая множество последователей.
Все это тревожило
Карла V, занятого тогда войной с Францией
и турками. Особенно сильно на него подействовало
то, что один из духовных курфюрстов, Герман
фон-Вид, архиепископ кельнский, также
задумал ввести в своих владениях реформацию.
Три курфюршества из семи (Саксония, Бранденбург
и Пфальц) были уже протестантскими: присоединение
к реформации четвертого курфюршества
дало бы протестантам большинство в курфюршеской
коллегии. Это грозило интересам Габсбургской
династии, за которой Карл V стремился
укрепить Германию. Он поспешил заключить
мир с Франциском I (1544), на весьма умеренных
условиях, несмотря на военные успехи,
и оба государя решили общими силами противиться
дальнейшему распространению ереси. В
1545 г., при посредстве Франции, был заключен
Карлом мир и с турками.
Первым результатом
нового мира было подавление кельнской
реформации.
В 1545 г., по настоянию
Карла V, папа Павел III созвал собор в
Триенте, но протестанты отказались
в нем участвовать.
В 1546 г., в год
смерти Лютера, началась война между
императором и шмалькальденским
союзом (Шмалькальденская война), окончившаяся
поражением и пленом курфюрста саксонского
и ландграфа гессенского. Это была победа
иностранного государя, завоевание Германии
иноземным войском. Хотя в начале войны
Карл V и объявлял, что ведет ее только
против политических мятежников, он задумал
потребовать от Германии подчинения его
воле и в религиозном вопросе. Таков был
смысл "аугсбургского интерима" 1548
г. На севере интерим встретил отпор, особенно
в Магдебурге; из протестантских князей
его обнародовали лишь очень немногие,
да и те не встретили повиновения со стороны
подданных. У князей нашлись и союзники.
Папа боялся
усиления императорской власти, утверждения
Карла V в Италии и его планов насчет
собора. Франция была также в числе
врагов Карла V: новый французский король
Генрих II продолжал политику своего отца.
Изменивший шмалькальденцам герцог саксонский
Мориц был недоволен Карлом V за неисполнение
обещаний и чувствовал себя крайне неловко,
так как все называли его изменником. В
чувстве негодования на императора нация
была солидарна с князьями. К союзу немецких
протестантов примкнули Франция, давшая
денежные субсидии за право занять, хоть
и в ленной зависимости от империи, города,
где говорили не по-немецки — Камбрэ, Мец,
Туль и Верден (1551).
В 1552 г. князья обнародовали
манифест, объявляя, что они берутся за
оружие для освобождения Германии от скотского
рабства. Быстрое движение Морица на Тироль,
где находился не ожидавший нападения
император, заставило его искать спасение
в бегстве. Пассаусским соглашением было
постановлено (1552), что имперские чины,
держащиеся аугсбургского исповедания,
будут пользоваться свободой до восстановления
религиозного единства Германии вселенским
или национальным собором, совещанием
богословов или сеймом.
В 1555 г. был заключен
аугсбургский религиозный мир, прекративший
религиозную борьбу в Германии и санкционировавший
все главные приобретения князей за реформационный
период. Наиболее существенные постановления
этого мира были следующие. Князья и вольные
города, державшиеся аугсбургского исповедания,
ограждались от притеснения за веру, но
цвинглианцы и кальвинисты (сильно уже
распространившиеся в то время) исключались
из этого правила. Далее провозглашался
принцип "cujus regio, ejus religio", в силу которого
подданные должны были следовать вере
своего правительства; в пользу протестантских
подданных в духовных княжествах сделана
была, впрочем, оговорка. Другой оговоркой
(reservatio ecclesiastica) постановлялось, что если
бы епископ задумал перейти в протестантизм,
то ему нельзя было секуляризировать свой
лен. Обе эти оговорки не были, однако,
утверждены формально.
Политические
итоги немецкой реформации
Реформация содействовала
начавшемуся гораздо ранее