Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 00:27, реферат
В начале ХIV в. в странах Центральной и Северной Европы вспыхивает буржуазное по существу движение, направленное против феодализма и его церковного выражения - католицизма, против самовластия и бесстыдного вымогательства папской курии.
Введение..................................................................................................3
1. Диалектическая теология………………...........................................4
2. Концепция демифологизации христианства....................................5
2.1. Пауль Тиллих...................................................................................5
3. Секулярная теология...........................................................................6
4. Теология процесса...............................................................................8
5. Посттеистическая и деконструктивистская теология......................8
6. Эсхатологическая проблематика ......................................................9
7. Фундаментализм ………………………………………………........11
8. Контекстуальная теология ...............................................................12
Заключение…………………………………………………………..…13
Список литературы…………………………………………….............14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«Протестантская философия ХХ столетия»
Шадрин В.Р.
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Диалектическая
теология………………................
2. Концепция
демифологизации христианства..................
2.1. Пауль Тиллих........................
3. Секулярная
теология......................
4. Теология
процесса......................
5. Посттеистическая
и деконструктивистская теология......................
6. Эсхатологическая
проблематика ..............................
7. Фундаментализм ………………………………………………........11
8. Контекстуальная
теология ..............................
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В начале ХIV в. в странах Центральной и Северной Европы вспыхивает буржуазное по существу движение, направленное против феодализма и его церковного выражения - католицизма, против самовластия и бесстыдного вымогательства папской курии.
Одним из первых
шагов реформационного движения
в Германии было выступление Мартина
Лютера против индульгенций. Лютер
выступил против претензий католического
духовенства контролировать веру и
совесть на правах посредника между
людьми и Богом. Человек может
спасти душу только посредством веры,
которая непосредственно
1. Диалектическая теология
В начале XX в. в протестантизме усилилось ортодоксальное направление. В США оформился фундаментализм (от выпускавшегося с 1912 г. издания "Основы"), который выступил против модернизации христианства и потребовал принимать в качестве фундамента вероучения богодухновенность канонических книг Библии. В 1919 г. была создана Всемирная христианская фундаменталистская ассоциация.
После первой мировой войны в Европе, а затем и в США признание получает "теология кризиса", или "диалектическая теология", которая подчеркивает разрыв между откровением и естественным познанием, используя экзистенциальную диалектику С. Кьеркегора, фиксирующую парадоксальные противоречия индивидуального существования. Создателем диалектической теологии был К. Барт (1886 - 1968), швейцарский реформатский священник и богослов. Концепция К. Бар- та осуществляет на новом философском уровне возврат к протестантской ортодоксии, поэтому диалектическая теология обозначается часто так же, как неоортодоксия.
Еще в 1919 г. К. Барт опубликовал "Комментарий к посланию к римлянам" (2-е изд., 1922), в котором резко критиковал либеральную теологию и настаивал на том, что откровение принципиально противостоит всякой философии, естественной теологии и религии, являющейся продуктом стихийного мифотворчества и философского конструирования. “Бог настолько запределен, что человек может постичь его откровение только в диалоге, антиномиях и парадоксах, которые воспроизводят непреодолимую границу между человеком и Богом и кризис всех человеческих усилий”[3;c.312]. В "Церковной догматике" (1932 --1965) К. Барта центром теологии является христология, только в Иисусе Христе постигается человеком бытие Бога и предопределение - божественный выбор рода человеческого как партнера завета любви и боговоплощения в Иисусе. Из идеи об абсолютной трансцендентности Бога следовал вывод о том, что ничто в мире не может быть признано божественным, ни один социальный институт и движение не могут приблизить мир к царству небесному. Вместе с тем бартианство не было призывом к пассивности. “Христиане должны занимать критическую и ответственную позицию, даваемую сознанием того, что все подлежит суду Божию”[2;c.167]. Дистанция и оппозиция к грешному миру открывали возможность нравственной ответственности в политике, критики тоталитаризма и экстремизма.
2. Концепция демифологизации христианства
Рудольф Бультман (1884-1976), немецкий теолог, принимая во внимание критику новохристианства. заветных текстов, которая показала, что они включают заимствованные сказания различных народов и воспринимаются как фантастические повествования, мифы, подчеркивает, что главная задача теологии состоит в выявлении глубинного смысла этих сказаний. В своих сочинениях "Новый Завет и мифология" и других Р. Бультман развивает концепцию демифологизации новозаветного благовестия. Он назвал теологию "понятийным изложением определенной Богом экзистенции человека"[3;c.313]. Теология, полагал он, неизбежно приобретает герменевтическую функцию и может говорить о Боге, только говоря одновременно о человеке, а человека можно постичь только в свете его отношения к Богу. Подлинный смысл евангелия, согласно Р. Бультману, экзистенциален: он выявляет самопостижение человека в его отношении к бытию. Бультман рассматривает библейские сказания не как рассказы о подлинных событиях, но как способ трансляции человеку экзистенциального содержания и различает "миф" и "керигму". Керигма (от греч. "возвещение", "проповедь") - это сущность христианского вероучения, слово Божие к человеку, которое можно усвоить только верой и которое имеет непреходящее нормативное значение.
2.1. Пауль Тиллих
Стремление обновить теологию с
помощью экзистенциальной философии было
свойственно и П. Тиллиху (1886 - 1965), немецко-американскому
теологу и философу. П. Тиллих в своем трехтомном
труде "Систематическая теология"
трактует богословские понятия как символы
экзистенциального понимания человека
в его отношении с Богом и выдвигает метод
"корреляции", которая должна перебросить
мост от философии, фор-мулирующей вопросы,
к теологии, дающей ответы. П. Тиллих развивает
понятие Бога как единства имманентного
и трансцендентного, "основы" бытия,
указывает, что "объектом теологии является
то, что нас в высшей степени заботит"[3;c.313].
Эту "крайнюю озабоченность" -ultimate
concern (переводится также: "высший интерес",
"последняя озабоченность", "безусловная
забота") вызывает то, что определяет
бытие или небытие человека. Разработку
"секулярной теологии", освобожденной
как от старого теоцентризма, так и от
чрезмерного антропоцентризма, служит
развиваемая Тиллихом концепция культуры
и ее отношения к религии. Культура мыслится
Тиллихом как самореализация Бога в мире
и истории через человеческую деятельность,
а религия - как субстанция культуры. В
теологии Тиллиха обнаруживается в полной
мере основное противоречие феноменологическо-
3. Секулярная теология
В середине нашего века в протестантской теологии развертываются дискуссии о секуляризации и о "смерти Бога", укрепляется неолиберализм, который принимает радикальный характер и выступает в виде ряда близких друг к другу разработок: "безрелигиозного христианства", "теологии смерти Бога", "секулярной теологии", "критической теологии", "политической теологии", "феминистской теологии", "теологии освобождения", "теологии революции", "деконструктивистской теологии".
“В 1951 г. была опубликована книга Д. Бонхёффера (1906 - 1945), богослова, казненного нацистами, “Сопротивление и покорность. Письма и записки из тюрьмы”, в которой содержится мысль о том, что в мире, достигшем "совершеннолетия", неприемлемы традиционные представления о существовании Бога как сверхъестественного творца и управителя, что безрелигиозному миру нужна соответствующая теология"[3;c.314]. Традиционная религия была, согласно Бонхёфферу, компенсацией человеческой слабости, а теперь люди научились свою слабость преодолевать. Христианство поэтому с необходимостью становится безрелигиозным, основой нравственного отношения к людям, активности и ответственности в мире. Под влиянием этих идей Бонхёффера, а также Зультмана и Тиллиха радикальные теологи Г. Ваханян (род. 1927), У. Гамильтон (род. 1924),Т. Альтицер (род. 1927) разрабатывали концепции "секулярной теологии" и "теологии смерти Бога". Они истолковали "смерть Бога" икак культурно-историческое событие, означающее утрату религиозного отношения к Богу, бессмысленность традиционного теистического языка, и как полное воплощение Бога в истории, переход из трансценденции в антропологическую имманентность. “Сторонники секулярной теологии отходят от экзистенциализма и подвергают его критике. Г. Кокс (род. 1931), американский теолог, в книге "Секулярный город" (1965) упрекает П. Тиллиха за то, что тот пытается обосновать обусловленность религиозных и экзистенциальных вопросов самой структурой человеческого существования. Но дело в том, возражает Кокс, что таких вопросов вообще не возникает у секулярного человека, который прибыл в город уже после похорон религиозного мировоззрения и не видит смысла в трауре”[3;c.315]. В методологическом аппарате "секулярной теологии" лингвистико-аналитическая философия привлекается для анализа религиозного языка и обоснования того, что бессмысленный в научном плане язык может служить для выражения жизненного смысла.
Своеобразным явлением стала "феминистская теология", которая разрабатывается такими протестантскими авторами, как Э. Мольтман-Вендель, Л. Шотроф и др. Они выступают за равноправие женщины и требуют пересмотреть "андроцентристское" (ставящее в центр мужчину) понимание Бога и человека, свойственное "патриархальной" теологии, привлечь в учение о Боге не только мужские, но и женские символы, освободить христианство от "сексизма" эксплуататорского и угнетательского отношения к женщине. Центральным в Библии они считают учение об освобождении человека от всех видов угнетения.
4. Теология процесса
Во второй половине XX в. возникает "теология процесса", которая основывается на философии А. Н. Уайтхеда (1861 - 1947). Известность получили работы американских теологов Джон Кобба (род. 1925) и Шуберт Огдена (род. 1928), Они полагают, что действительность является процессом, а не субстанцией и это относится не только к миру, но и к Богу. Не только Бог проникает во все, что происходит в мире, но и все, происходящее в мире, оказывает воздействие на божественный процесс. Развивается "биополярная" концепция Бога. В его природе выделяются первичный, трансцендентный, умопостигаемый аспект и аспект вторичный, данный в опыте. Как умопостигаемое основание развития мира Бог есть вечный исток всего сущего, постоянно творящий самого себя и всю действительность, а мироздание оказывается "телом" Бога. Бог постепенно воплощает в своем вторичном аспекте осуществившиеся в мире ценности; необратимо утраченное в мире навсегда сохраняется в Боге. Концепция "биполярности" Бога предстает своеобразной формой панентеизма.
5. Посттеистическая и деконструктивистская теология
Немецкий теолог Доротея Зёлле (род. 1929) предложила концепцию "посттеистической теотеологии", которая включает элементы критики религии Л.Фейербахом (1804-1872), К.Марксом, Э. Фроммом. Методом этой теологии Зёлле считает социальную контекстуализацию, истолкование всех положений христианского учения в свете освободительной практики, а также современной социологии и психологии. Д. Зёлле провозглашает полное сведение божественного к человеческому, концепцию "нетеистического теизма". Она считает, что историческое и социальное понимание человека, социологическое истолкование человека и религии, включающее ее критику, направлены в конечном счете на устранение устаревших форм религиозного сознания ради поиска его подлинных и перспективных форм, нового религиозного опыта, который может быть соединен с борьбой за гуманизм и освобождение.
"Деконструктивистская" теология
основывается на учении
6. Эсхатологическая проблематика
После 60-х годов нарастает
Особое значение имела для эсхатологической теологии "философия надежды" Э. Блоха (1885-1977). Теологическое переосмысление этого учения Э. Блоха предложил немецкий теолог Ю. Мольтман. В книге "Теология надежды" он утверждает, что надежда на спасение оказывает сильнейшее влияние на восприятие человеком реальности, с ней связана историчность человека. Ю.Мольтман подчеркивает политический аспект эсхатологии, освободительную функцию надежды в истории, поэтому его теология рассматривается и как разновидность политической теологии. Революция, освободительное движение понимаются им как возможные конкретные манифестации эсхатологической надежды. Ю. Мольтман говорит о сходстве между эсхатологической миссией христиан и революционными движениями в истории. Правильно оценить историческую реальность и открыть в надежде путь к преобразованию общества помогает, по мнению Ю. Мольтмана, учение о страдании Бога вместе со всем человечеством. “Христианская надежда способна уже в этой земной жизни предвосхитить и пережить все виды полноценного существования”[3;c.317].
Эсхатологически ориентированную систематическую теологию разрабатывает и известный немецкий богослов Вольфхарт Панненберг. В ряде книг ("Систематическая теология" и др.) он принимает основные положения философской антропологии М. Шелера (1874 1928) и X. Плеснера (1892-1985), социологии знания, использует учение Гегеля об отчуждении, с тем чтобы истолковать "открытость человека миру", его способность преобразовывать действительность как "открытость Богу". Только конечное будущее мира и его истории может окончательно и неопровержимо доказать действительность Бога. Не только природа человека, но и вся структура реальности ориентированы на будущее, предвосхищают его, являются "пролептическими". Эсхатологическая теология рассматривает Бога как будущее мира, ожидаемое в "базисном доверии" и пролептически открытое во Христе.