Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:22, реферат
Наряду с прочими другими «религиозными культурами»: мусульманской, католической, буддийской, – с такой же степенью обоснованности и необходимости существует понятие православной культуры. Долгое советское время как бы не замечавшаяся православная культура стала фактом современной жизни многих стран, в том числе и Киргизии, учебной дисциплиной, «горячей» темой для публицистики и даже фактором внутренней политики и предметом изучения для исследователей разного профиля.
ингвокультурологическое
понимание православной культуры как
православной концептосферы русского
языка позволяет изучать ее и
в школе, способствуя «подключению»
школьников как языковых личностей
к национальной языковой картине
мира, а значит и формированию у
них навыка понимания языка и
смысла русской культуры.
Для исторического
изучения православной культуры объем
содержания словосочетания «православная
культура» нужно сузить до понятийного
плана, выбрав те его составляющие,
которые поддаются
Творцы (субъекты) православной
культуры – члены конкретной (поместной)
православной Церкви, которые составляют
социум с присущей именно этому данному
исторически и регионально
Все вышесказанное
позволяет нам определить православную
культуру как исторически обусловленную
совокупность разнообразных изменяющихся
форм общественного сознания (нравственности,
эстетических вкусов, философских, политических
взглядов) и разных, также исторически
изменчивых, форм общественной культурной
деятельности (обрядовой, воспитательной,
просветительской, политической, художественной)
членов православной церкви. Совокупность
форм православной культуры представляет
собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся
систему, обеспечивающую этноконфессиональную
идентичность и ориентированную
на вневременную, неизменную систему
ценностей и идеалы жизнеустройства
и жизнедеятельности, которые основаны
на православной вере, воодушевляются
верой, формулируются, хранятся и распространяются
православной Церковью.
Таким образом понятая
православная культура делает возможным
ее историческое изучение, предметом
которого становятся, например: народные
обычаи и праздники, традиционные представления
о благочестии, иконопись и церковное
пение, политическая и социальная деятельность
(объединения, союзы, братства и т.п.)
православных людей, креационизм как
христианская естественно-научная
концепция, христианская историософия,
символика и многое другое. Проблемно-аналитический
подход к изучению истории православной
культуры в школе не только заполнит
многочисленные пробелы в школьных
описаниях истории, прояснит истинные
мотивировки и оценку деятельности
разных исторических лиц. Такой подход
может также способствовать формированию
у школьников целостного представления
об отечественной истории, чувства
причастности к национальному самосознанию
и национальной системе ценностей.
Кроме лингвокультурологического
и исторического проблемно-
Библиография:
Бородина А.В. Основы православной культуры. М., 2003.
Ильин И. Собрание сочинений в 10 т. Т.1. Основы христианской культуры. М., 1993.
Кураев А. (диакон).Культура как жемчужина // В его кн.: Взрослым о детской вере: школьное богословие. Ростов-на Дону, 2002.
Савельева Л.В. Богородичный концепт в русском мировидении // Этнолингвокульутрология: проблемы и решения. СПб., 2004.
Феофан Затворник.Что
такое духовная жизнь и как
на нее настроится. – М., 1914.
Озмитель Е.Е., к.и.н.,
доцент кафедры истории и культурологии
Киргизско-российского славянского
университета, г. Бишкек
Информация о работе Православная культура и научные подходы к ее изучению