Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:06, реферат
Религия издревле является носителем культурных ценностей, важным элементом любой культуры. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир и стала государством, приняв христианство от Византии, преодолев языческие верования. В течение длительного времени, вплоть до ХХ века, христианство останется доминантой культуры.
Введение 3
Предпосылки принятия Русью христианства 5
Причины принятия восточного христианства 6
Значение принятия христианства для отечественной культуры 7
Православие и особенности духовной культуры 9
Святость в православии 10
Православие в Российской империи 12
Православная церковь в конце XVIII- XIX веках 13
Русское православие в XX веке 14
Положение церкви в конце ХХ века 15
Заключение 18
Список используемой литературы 19
Переломными во взаимоотношениях Русской церкви и Советского государства стали годы, связанные с важными датами в истории православной церкви: 1000-летием крещения Руси (1988) и 400-летием установления патриаршества на Руси (1989). Уже в 1988 г. Русская церковь смогла возвратить около 700 ранее закрытых приходов. Начали открываться семинарии, духовные училища и монастыри, насильственно упраздненные ранее. Многие древние храмы и монастыри возвращаются церкви. Только в период с 1991 года по конец ХХ века в России образовано свыше 8 тысяч новых приходов, возрождена монашеская жизнь более чем в 300 обителях, в 15 раз возросло количество духовных учебных заведений, открыто 39 епархий.
С 90-х годов XX века православная культура в России начала интенсивно возрождаться. Изменились и официальное отношение к Церкви, и сознание граждан. Вновь зазвонили колокола, в открытых и восстановленных храмах и монастырях стали совершаться богослужения. Тысячи россиян пришли в храмы впервые, обретая духовную защиту и поддержку. Возрождению православной культуры не могла воспрепятствовать и даже «способствовала» деятельность проповедников-сектантов, разного рода «целителей», а также миссионеров (распространителей) иных религий. С начала 90-х годов они активно пропагандировали свои «пути ко спасению», «воспитательные программы», методы «оздоровления и духовной помощи», распространяли литературу и разнообразные фетиши (фетиш - предмет, якобы наделенный сверхъестественными свойствами). Причиненный ими многообразный вред обратил многих россиян за духовкой защитой к родным традициям. В настоящее время Православие официально не является государственной религией, но остаётся культурообразующей и традиционной для России, так как традиции православной религии сохранялись в России на протяжении всей её истории и отразились на всех сферах бытия россиян, включая законодательство, общественные, семейные, бытовые отношения, а также литературу и искусство. В Москве и других исконно русских городах, среди преимущественно русского населения, и раньше, и в нынешнее время живут и продолжают активно расселяться люди самых разных национальностей и вероисповеданий и не стремятся возвращаться на родину предков. Это значит, что великая русская культура, основанная на православных традициях и морали, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям. Очень важно в современном мире проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам.
Церковь возобновила
причисление к лику святых не только
церковных, но и выдающихся государственных
деятелей, знаменитых представителей
культуры. В частности, канонизированы
Дмитрий Донской, Андрей Рублев, Максим
Грек, митрополит Макарий, Паисий Величковский,
Ксения Петербургская, Игнатий Бранчанинов,
Амвросий Оптинский, Феофан Затворник,
патриархи Иов и Тихон. Активизировалась
учебная, издательская деятельность, увеличилось
количество духовных учебных заведений,
воскресных школ. Религиозные центры
стремятся к повышению
Заключение
Крещение Руси имело неизмеримое влияние на весь русский народ. В то время когда другие народы принимали христианство, то у них уже была своя языческая культура. Поэтому часто христианство у них принималось с трудом. У русских же глубокой культуры не было, а также некоторые языческие поверия были похожи на христианские и поэтому христианство привилось сравнительно легко. Русская культура и народная история фактически и начинается с принятием христианства.
С принятием
христианства русские люди получают
истинную веру, православно-христианское
мировоззрение, письменность, литературу,
школы, государственность, право и
т.д. Все это и имеет начало
в православной вере. Русский характер
тоже создан под влиянием 1000-и летней
христианской проповеди. Этим и объясняется
изобилие христианских качеств в
русском народе, которые часто
подмечают наблюдательные иностранцы,
имевшие продолжительный
Действительное
единство Русской земли во все
времена сохранялось благодаря
цельности русской культуры, сплоченной
единством языка, славянской письменности,
религиозных воззрений и
Список используемой литературы: