Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:06, реферат
Религия издревле является носителем культурных ценностей, важным элементом любой культуры. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир и стала государством, приняв христианство от Византии, преодолев языческие верования. В течение длительного времени, вплоть до ХХ века, христианство останется доминантой культуры.
Введение 3
Предпосылки принятия Русью христианства 5
Причины принятия восточного христианства 6
Значение принятия христианства для отечественной культуры 7
Православие и особенности духовной культуры 9
Святость в православии 10
Православие в Российской империи 12
Православная церковь в конце XVIII- XIX веках 13
Русское православие в XX веке 14
Положение церкви в конце ХХ века 15
Заключение 18
Список используемой литературы 19
Заключение 18
Список используемой литературы 19
Отечественная
культура на протяжении всех веков
ее формирования неразрывно связана
с историей России. Наше культурное
наследие складывалось в процессе становления
и развития национального самосознания,
постоянно обогащалось
Одним из важнейших факторов, обуславливающих своеобразие формирования российской культуры является утверждение на Руси православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям.
Религия издревле является носителем культурных ценностей, важным элементом любой культуры. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир и стала государством, приняв христианство от Византии, преодолев языческие верования. В течение длительного времени, вплоть до ХХ века, христианство останется доминантой культуры.
Сегодня нет
никаких сомнений в том, что крещение
Руси было событием огромной исторической
важности не только в политическом
и социальном отношении, но и в
культурном. По существу, история русской
(древнерусской) культуры только началась
после принятия Русью христианства,
и дата крещения Руси (988 г.) становится,
таким образом, начальной точкой
отсчета национального
Принятие Русью
христианства стало идеологической
основой феодальной культуры и оказало
воздействие на всю средневековую
культуру. По своей сути это событие
представляет собой момент принципиального
культурно-исторического
Предпосылки принятия Русью христианства
Особое геополитическое положение Руси, заключавшееся в ее нахождении между Западом и Востоком, что приводило к постоянной подверженности духовной жизни и культуры русского народа перекрестному влиянию различных цивилизаций. Исторически сложившаяся юго-восточная направленность торгово-экономических, внешнеполитических, идейных интересов Руси, поскольку на протяжении многих веков именно отсюда для Руси исходила максимальная военная угроза, а основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в южном и северном направлении, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины.
Таким образом,
проблема выбора религии, а вместе с
ней и определенного культурно-
- речь шла о достижении национального сплочения и этнокультурного объединения разрозненных восточнославянских племен (в том числе и в форме единого государства);
- речь шла о геополитическом самоопределении древнерусской народности в координатах: "Запад-Восток" и "Север-Юг", постепенно приобретавших не только географический, но и политический, культурно-религиозный смысл;
- вместе с направленностью
национальных интересов (включая выбор
наиболее естественных союзников и определение
главных угроз своему национально-государственному
существованию) выявлялось направление
собственного территориально-
Русь до своего исторического крещения проявляла большой интерес и к исламу, и к иудаизму в соседних с собой странах. Но обе эти восточные религии были отвергнуты руководителями древнерусского государства. Современники считают, что причины были следующие:
Но почему свой
выбор мировой религии
Причины принятия восточного христианства
Сам культурно-исторический выбор древнерусским обществом в качестве государственной религии именно восточного христианства был продиктован не только государственно-политической мудростью князя Владимира и тех слоев раннефеодального общества у восточных славян, которые он представлял в своей политике, но и потенциальной "предрасположенностью" древней восточнославянской культуры именно к такому, а не иному выбору.
Летопись не
содержит убедительной мотивации именно
этого решения. Очевидно, в глубине
осуществленного Русью
Мотив 1. На первом плане мотивации была территориальная близость Византии как культурного, религиозного и политического центра, с давних пор ощущавшаяся Русью как важный фактор своего исторического развития (что проявлялось в различных формах притяжения и отталкивания - от торговых и культурных связей до завоевательских, нередко просто грабительских походов "на Царьград"). Несомненно, что во всех отношениях Константинополь как культурно-политический и духовно-религиозный центр был для Руси (не только чисто территориально, но и в ценностно-смысловом отношении) ближе, чем Иерусалим или Рим, не говоря уже об отдаленных аравийских Мекке и Медине. События, происходившие в Византии, были достовернее, понятнее, ощутимее верхушке древнерусского общества, нежели те, что имели место у "латинян", у арабов или в окутанной легендами Палестине; в некоторых из них свою роль играли или пытались сыграть и русские - князья, воины, торговцы, послы.
Мотив 2. При этом
Византийская империя была для русских
не только богатым и могущественным
соседом (соперником в делах военных,
экономических и политических; предметом
зависти и корыстного интереса для
восточнославянских племен), но и в
известном смысле выступала как
идеал государственного могущества,
всемирной признанности, экономического
и духовного богатства, как пример,
образец, эталон оптимального общественного
устройства - централизованного, иерархизированного,
регламентированного до мельчайших
деталей ритуального или
Мотив 3. Из летописного повествования не вполне ясно, в чем состояли мотивы отказа князя Владимира от христианства в его западном варианте (будущее католичество). Если судить по тексту "Повести временных лет", посланцы папы римского старательно доказывали минимальности своих обрядовых запретов. Владимир же, по легенде, не задавая лишних вопросов, отослал папских гонцов назад. Можно предположить, что выбор восточного христианства опирался на религиозно-культурный опыт предков, действительно был освящен заветами отцов. Почитание предков, веками устоявшихся обычаев, укоренившихся в быту и образе жизни систем ценностей, было характерно для восточных славян (как, впрочем, и для всех народов, находившихся на подобной стадии развития родового строя). В этом отношении древнерусская народность, еще только складывавшаяся в Х в., была в этнокультурном отношении близка восточным народам с их установкой на преимущественный традиционализм. Поэтому коренное изменение всей системы ценностей и норм культуры (а именно так следует рассматривать Крещение Руси) должно было опираться - хотя бы условно и частично - на традицию, на имеющийся социокультурный опыт.
Мотив 4. Предпочтение
восточной ветви христианства было
связано также и с факторами
культурно-политического
Таким образом,
в лице Византии и восточно-христианской
церкви древняя Русь получила идеальную
модель преодоления язычества в
формах христианства, притом в культурно-исторических
условиях, максимально близких
Значение принятия христианства для отечественной культуры
Как же повлиял выбор христианства на русскую историю и культуру? "Русь приняла крещение от Византии, - пишет Г. Флоровский. - И это сразу определило ее историческую судьбу, ее культурно-исторический путь. Это сразу включило ее в определенный и уже сложившийся круг связей и воздействий... Через христианство Древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром". Влияние принятия христианства на историю и культуру Руси можно свести к следующим положениям:
В период Х-ХIII веков
происходил сложный психологический
слом языческих верований и
Христианство принесло с собой письменность. При этом, если богословские книги на Западе писали на латыни, то на Руси стала использоваться азбука славянского языка - кириллица, созданная святыми Кириллом и Мефодием. Вместе с этим, на большую высоту поднялась вся книжная культура Руси, стала быстро развиваться литература.
Христианизация
Руси уже в первые века привела
к серьезным изменениям в бытовой
сфере жизни людей. Об этом свидетельствуют
те литературные источники, которые
вошли в обиход историков ( "Повесть
временных лет", "Правда русская",
а также Лаврентьевская и Ипатьевская
летописи, "Слово Даниила Заточника",
"Поучения" Владимира Мономаха).
Давая общую оценку русской литературе,
Д.С. Лихачев писал: "Русской литературе
без малого тысяча лет. Это одна из
самых древних литератур
В целом, принятие христианства на Руси способствовало:
- включению Руси в европейский христианский мир, появлению возможности играть в нем видную роль;
- установлению политических, торговых, культурных связей со странами христианского мира;
- созданию широкой основы для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов;
- укреплению молодой русской государственности;
- гуманизации всего древнерусского общества;
- становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране:
- развитию на Руси архитектуры, искусства, появлению первых летописей, школ, созданию крупных литературных и художественных ценностей.
Православие и особенности духовной культуры
Одним из моментов своеобразия духовной культуры Руси является сохранение соборности как механизма духовной саморегуляции общества, что означало для восточнохристианской церкви преимущественную опору на традицию, практически неизменную религиозную догматику. Это приводило к идейному и ритуальному консерватизму православной церкви, к преобладанию в ней охранительных тенденций, а также к принципиальной пассивности религиозных деятелей Древней Руси, особенно на фоне деятельности светских политиков. Ведущим, активным началом русской социокультурной истории, начиная с самого акта крещения Руси, становится светская власть.