Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:12, реферат
Эрих Фромм известен нам как видный социолог, психолог, философ XX века. Он оказал немалое влияние на развитие социальной психологии, философии и психологии религии также. С именем Фромма связан новый этап в психологии бессознательного. Целый ряд работ Фромма посвящен психологии религии, наиболее известные из них — «Психоанализ и религия», «Дзен-буддизм и психоанализ», «Учение о Христе и другие очерки о религии, психологии и культуре», «Вы будете как боги. Радикальная интерпретация Ветхого Завета и его традиций». Для понимания концепции Фромма в целом и его взглядов на религию большое значение имеют также работы «Бегство от свободы», «Забытый язык», «Искусство любить», «Душа человека», «Анатомия человеческой деструктивности». У Фромма издано множество работ, и только знакомство со многими из них даст наиболее полное представление о его взглядах на религию.
Введение 3
Общие взгляды на религию и религиозность 4
Любовь к богу 6
Авторитарные и гуманистические религии 7
Заключение 13
Список литературы 14
Итак, в гуманистических религиях бог — символ того, чего человек может потенциально достигнуть, а в авторитарных — обладатель сущностных качеств человека, высшая сила над ним. Негативные процессы, происходящие в обществе, полагал Фромм, — следствие положения, сложившегося в авторитарных религиях. «Чем более совершенным становится бог, тем более несовершенным человек». Бог выступает олицетворением любви, справедливости, разума, человек же лишается этих качеств: «Он пуст и беден». Его сущностные силы «теперь отделены от него, и человек отчужден от самого себя. Поклонением богу он стремится соединиться с той частью самого себя, которую потерял». Но чем больше человек вовлекается в этот процесс, тем более опустошенным он становится. Как же преодолеть отчуждение вообще и его религиозную форму в частности? Ответ на этот вопрос, который Э. Фромм считал одним из основных, он искал в течение всей своей жизни, что нашло отражение в его научных трудах.
В
числе важнейших средств преодоления
отчуждения ученый называл гуманистическую
любовь, реализующую христианский принцип
«возлюби ближнего своего». Тот, кто любит
только кого-либо одного, на деле демонстрирует
стремление доминировать или, в лучшем
случае, чувство привязанности; ученый
же призывает любить без «доминантности
и алчности», с полной отдачей личностных
сил. Гуманистическая любовь и в рамках
религии и вне их весьма напоминает психосоциальную
терапию Э. Фромма — один из способов нравственного
совершенствования. По его словам, «аналитическая
терапия, в сущности, — попытка помочь
пациенту постичь или возродить способность
любить». Он сравнивал функционирование
психологических механизмов нормативно-запретительного
регулирования в религии и психоанализе,
рассматривая понятия «грех» и «вина»,
а также их назначение.
В авторитарных религиях грех — это, прежде
всего, страх перед богом, боязнь наказания;
в гуманистических же — преступление
перед самим собой; и главный судья здесь
— внутренний голос (совесть), «страж нашей
целостности, взывающий к нам самим, когда
есть опасность потерять себя». Соответственно
различны и реакции человека на грех, т.
е. на действие, не соответствующее нормам,
принятым в той или иной религии различных
типов. В авторитарных — это страх, ведущий
к еще большей беспомощности, опустошенности,
отчужденности от самого себя, от своей
сущности, в гуманистических — осознание,
переживание греха, страдание, возможность
катарсиса, морального совершенствования
личности. [3]
Понятие
«вина» занимает в психоанализе не менее
важное место, чем «грех» в религии. По
своим функциям они сходны: главная задача
данного нормативно-регулятивного механизма,
по Э. Фромму, состоит в смещении значения
чувства вины от авторитарного к гуманистическому,
содержащему возможность развития личности
и противодействия отчуждению. [5]
Заключение
Религия по Фромму это любая система взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения. Всякое служение идеалам Фромм предлагает называть религиозностью, независимо от того, поклоняются ли идолам, богам, святым или вождям, классу, нации, партии, успеху, богатству, силе. Любой человек является религиозным, а религия — неизбежно присущей всем историческим эпохам.
Переживание одиночества и вытекающая отсюда потребность преодолеть тревогу одиночества составляет основу религиозной формы любви. Эту форму Фромм называет основой всех видов любви, связующей нитью, которая помогает преодолеть отчужденность.
Фромм различал авторитарную и гуманистическую религии. Авторитарной религию делает идея, согласно которой человек должен повиноваться внешней силе, господствующей над ним. Гуманистическая религия, напротив, сосредоточена на человеке и его способностях, ориентируя индивида на самостоятельность, веру в собственные силы, реализацию своего потенциала; она утверждает ценность человеческой личности, ее право на счастье и свободу. Главные учения всех значительных гуманистических религий могут быть сформулированы в одном предложении: цель человека — преодоление его нарциссизма. Гуманистическая религия развивает способность любить ближнего и самого себя, чувство солидарности со всеми живыми существами.
В гуманистических
религиях бог — символ того, чего человек
может потенциально достигнуть, а в авторитарных
— обладатель сущностных качеств человека,
высшая сила над ним. Негативные процессы,
происходящие в обществе, полагал Фромм,
— следствие положения, сложившегося
в авторитарных религиях. «Чем более совершенным
становится бог, тем более несовершенным
человек».
Библиография