Понимание религии Эрихом Фроммом

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:12, реферат

Описание работы

Эрих Фромм известен нам как видный социолог, психолог, философ XX века. Он оказал немалое влияние на развитие социальной психологии, философии и психологии религии также. С именем Фромма связан новый этап в психологии бессознательного. Целый ряд работ Фромма посвящен психологии религии, наиболее известные из них — «Психоанализ и религия», «Дзен-буддизм и психоанализ», «Учение о Христе и другие очерки о религии, психологии и культуре», «Вы будете как боги. Радикальная интерпретация Ветхого Завета и его традиций». Для понимания концепции Фромма в целом и его взглядов на религию большое значение имеют также работы «Бегство от свободы», «Забытый язык», «Искусство любить», «Душа человека», «Анатомия человеческой деструктивности». У Фромма издано множество работ, и только знакомство со многими из них даст наиболее полное представление о его взглядах на религию.

Содержание

Введение 3
Общие взгляды на религию и религиозность 4
Любовь к богу 6
Авторитарные и гуманистические религии 7
Заключение 13
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

реф религ.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

    Итак, в гуманистических религиях бог  — символ того, чего человек может  потенциально достигнуть, а в авторитарных — обладатель сущностных качеств  человека, высшая сила над ним. Негативные процессы, происходящие в обществе, полагал Фромм, — следствие положения, сложившегося в авторитарных религиях. «Чем более совершенным становится бог, тем более несовершенным человек». Бог выступает олицетворением любви, справедливости, разума, человек же лишается этих качеств: «Он пуст и беден». Его сущностные силы «теперь отделены от него, и человек отчужден от самого себя. Поклонением богу он стремится соединиться с той частью самого себя, которую потерял». Но чем больше человек вовлекается в этот процесс, тем более опустошенным он становится. Как же преодолеть отчуждение вообще и его религиозную форму в частности? Ответ на этот вопрос, который Э. Фромм считал одним из основных, он искал в течение всей своей жизни, что нашло отражение в его научных трудах.

    В числе важнейших средств преодоления отчуждения ученый называл гуманистическую любовь, реализующую христианский принцип «возлюби ближнего своего». Тот, кто любит только кого-либо одного, на деле демонстрирует стремление доминировать или, в лучшем случае, чувство привязанности; ученый же призывает любить без «доминантности и алчности», с полной отдачей личностных сил. Гуманистическая любовь и в рамках религии и вне их весьма напоминает психосоциальную терапию Э. Фромма — один из способов нравственного совершенствования. По его словам, «аналитическая терапия, в сущности, — попытка помочь пациенту постичь или возродить способность любить». Он сравнивал функционирование психологических механизмов нормативно-запретительного регулирования в религии и психоанализе, рассматривая понятия «грех» и «вина», а также их назначение.  
В авторитарных религиях грех — это, прежде всего, страх перед богом, боязнь наказания; в гуманистических же — преступление перед самим собой; и главный судья здесь — внутренний голос (совесть), «страж нашей целостности, взывающий к нам самим, когда есть опасность потерять себя». Соответственно различны и реакции человека на грех, т. е. на действие, не соответствующее нормам, принятым в той или иной религии различных типов. В авторитарных — это страх, ведущий к еще большей беспомощности, опустошенности, отчужденности от самого себя, от своей сущности, в гуманистических — осознание, переживание греха, страдание, возможность катарсиса, морального совершенствования личности. [3]

    Понятие «вина» занимает в психоанализе не менее важное место, чем «грех» в религии. По своим функциям они сходны: главная задача данного нормативно-регулятивного механизма, по Э. Фромму, состоит в смещении значения чувства вины от авторитарного к гуманистическому, содержащему возможность развития личности и противодействия отчуждению. [5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Религия по Фромму это любая система взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения. Всякое служение идеалам Фромм предлагает называть религиозностью, независимо от того, поклоняются ли идолам, богам, святым или вождям, классу, нации, партии, успеху, богатству, силе. Любой человек является религиозным, а религия — неизбежно присущей всем историческим эпохам.

    Переживание одиночества и вытекающая отсюда потребность преодолеть тревогу одиночества составляет основу религиозной формы любви. Эту форму Фромм называет основой всех видов любви, связующей нитью, которая помогает преодолеть отчужденность.

Фромм различал авторитарную и гуманистическую  религии. Авторитарной религию делает идея, согласно которой человек должен повиноваться внешней силе, господствующей над ним. Гуманистическая религия, напротив, сосредоточена на человеке и его способностях, ориентируя индивида на самостоятельность, веру в собственные силы, реализацию своего потенциала; она утверждает ценность человеческой личности, ее право на счастье и свободу. Главные учения всех значительных гуманистических религий могут быть сформулированы в одном предложении: цель человека — преодоление его нарциссизма. Гуманистическая религия развивает способность любить ближнего и самого себя, чувство солидарности со всеми живыми существами.

В гуманистических религиях бог — символ того, чего человек может потенциально достигнуть, а в авторитарных — обладатель сущностных качеств человека, высшая сила над ним. Негативные процессы, происходящие в обществе, полагал Фромм, — следствие положения, сложившегося в авторитарных религиях. «Чем более совершенным становится бог, тем более несовершенным человек». 
 

Библиография 

  1. Белик А.А. Культурология: Антропологические  теории культур. - М.: РГГУ, 1999.
  2. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. – М.: Прогресс, 1989. – 272 с.
  3. Фромм Э. Искусство любить : [пер. с англ.] / Эрих Фромм. – М.: АСТ: АСТМОСКВА, 2010. – 220, [4] с.
  4. Фромм Э. Кризис психоанализа / Пер. с англ. Е.А. Цыпина - Спб.: Академ проект, 2000 - 215 с.
  5. Фромм Эрих. Психоанализ и религия. – М.: АСТ, 2010. – 160 с.
  6. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 568 с. (Классики зарубежной психологии).
  7. Фромм Эрих. Фрейд / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2002. – 144 с.
  8. Э. Фромм, Д. Судзуки, Р. де Мартино. Дзен-буддизм и психоанализ / Пер. с англ. - М.: Издательство  "Весь Мир",  1997. - 240 с. - (Б-ка психоанализа).
  9. Эрих Фромм. Революция надежды. – Спб.: «Ювента», 1999. – 245 с.

Информация о работе Понимание религии Эрихом Фроммом