Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:12, реферат
Эрих Фромм известен нам как видный социолог, психолог, философ XX века. Он оказал немалое влияние на развитие социальной психологии, философии и психологии религии также. С именем Фромма связан новый этап в психологии бессознательного. Целый ряд работ Фромма посвящен психологии религии, наиболее известные из них — «Психоанализ и религия», «Дзен-буддизм и психоанализ», «Учение о Христе и другие очерки о религии, психологии и культуре», «Вы будете как боги. Радикальная интерпретация Ветхого Завета и его традиций». Для понимания концепции Фромма в целом и его взглядов на религию большое значение имеют также работы «Бегство от свободы», «Забытый язык», «Искусство любить», «Душа человека», «Анатомия человеческой деструктивности». У Фромма издано множество работ, и только знакомство со многими из них даст наиболее полное представление о его взглядах на религию.
Введение 3
Общие взгляды на религию и религиозность 4
Любовь к богу 6
Авторитарные и гуманистические религии 7
Заключение 13
Список литературы 14
Министерство образования и науки РФ
Псковский государственный педагогический университет
им. С.М.Кирова
Кафедра
общей и социальной психологии
Реферат по дисциплине:
«Психология религии»
на тему:
Понимание
религии Эрихом Фроммом
Псков
2011
Содержание | |
Введение | 3 |
Общие взгляды на религию и религиозность | 4 |
Любовь к богу |
6 |
Авторитарные и гуманистические религии | 7 |
Заключение | 13 |
Список литературы | 14 |
Введение
Эрих
Фромм известен нам как видный
социолог, психолог, философ XX века. Он
оказал немалое влияние на развитие
социальной психологии, философии и
психологии религии также. С именем
Фромма связан новый этап в психологии
бессознательного. Целый ряд работ Фромма
посвящен психологии религии, наиболее
известные из них — «Психоанализ и религия»,
«Дзен-буддизм и психоанализ», «Учение
о Христе и другие очерки о религии, психологии
и культуре», «Вы будете как боги. Радикальная
интерпретация Ветхого Завета и его традиций».
Для понимания концепции Фромма в целом
и его взглядов на религию большое значение
имеют также работы «Бегство от свободы»,
«Забытый язык», «Искусство любить», «Душа
человека», «Анатомия человеческой деструктивности».
У Фромма издано множество работ, и только
знакомство со многими из них даст наиболее
полное представление о его взглядах на
религию.
Общие взгляды
Фромма на религию и религиозность
Определение религии Фромма весьма широко. Под религией он понимал любую систему взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения. [5] Другими словами, всякое служение идеалам Фромм предлагает называть религиозностью, независимо от того, поклоняются ли идолам, богам, святым или вождям, классу, нации, партии, успеху, богатству, силе. Любой человек является религиозным, а религия — неизбежно присущей всем историческим эпохам. Одной из разновидностей религии Фромм считал невроз. Он переиначивал формулу Фрейда, полагавшего религию коллективным неврозом, и трактовал невроз «как личную форму религии или, точнее, как регрессию к примитивным формам религии, находящимся в конфликте с официально признанными формами религиозной мысли». [4]
По Фромму до появления психотерапии только религия была ответственной за душевное и духовное здоровье человека. В религиях мира тысячелетиями накапливались знания, которые для современного психолога могут стать кладезем премудрости, если суметь к ним подступиться. Он писал, что задача священника в значительной степени совпадает с теми, которые сегодня решает психотерапевт: «...В настоящее время две профессиональные группы занимаются душой человека — священники и психоаналитики». Фромм сознательно принимал у религии эстафету заботы о духовном здоровье человека, в то время как прежний психоанализ претендовал только на попечение о душевном здоровье. Если для Фрейда и Юнга религия - только объект исследования, то Фромм нередко видел в ней партнера психотерапии и в исследовательском плане, и в плане врачевания. [7], [5]
Фромм считал, что религиозность не обязательно связана с теизмом, и идею Бога рассматривал как символическую. Однако безбожие, с его точки зрения, не означает безрелигиозности. Религия есть выражение стремления решить ключевые проблемы человека в мире, поскольку изначально человек находится в такой психологической ситуации, которая неизбежно ставит перед ним определенные вопросы, и вынуждает к поискам ответов. Религия, по мнению Фромма, есть отражение тенденций этого процесса и методология выбора решений. [1]
В
психоаналитической концепции автора
исследуется ритуалистический аспект
невроза, его смысл и функции.
По мнению Э. Фромма, одно и то же поведение
можно рассматривать как невротические
симптомы или ритуал. В качестве примера
приводится человек, непрерывно моющий
руки. Действия этого человека допустимо
объяснить навязчивым подсознательным
стремлением «смыть» с себя тем самым
вину, реальную или мнимую. В данном случае
перед нами невротик. Но вполне приемлемо,
с точки зрения ученого, и иное объяснение:
этот человек совершает непонятный для
непосвященных ритуал своей индивидуализированной
религии. [5] В этом аспекте Э. Фромм выделял
существеннейший общий отличительный
признак всякого ритуала — отрыв цели
действия от содержания. В приведенном
только что примере особенность ситуации
заключается в том, что содержание действия,
т. е. мытье рук, никак не связано с целью
выполняющего его человека. Это действие
имеет опосредованный символический смысл
в отличие от неритуального, вызванного
какими-нибудь объективными причинами:
моют руки, чтобы очистить их от грязи,
перед едой, моет руки врач, чтобы не внести
инфекцию. И, тем не менее, этот навязчивый
ритуал имеет определенную психологическую
функцию: «он защищает пациента от безысходного
чувства вины», хотя и не всегда надежно.
В религии ритуалы тоже выполняют защитную
психологическую функцию: во время их
совершения запретные стремления получают
выражение, тогда как в повседневной жизни
это невозможно. Исследуя психологические
функции ритуала, Э. Фромм подчеркивал
их символическую природу: «Подобно тому
как символический язык, который мы находим
в снах и мифах, есть особая форма выражения
мыслей и эмоций путем воображения в чувственном
переживании, ритуал есть символическое
выражение мыслей и эмоций в действии».
Ученый считал символические ритуализированные
действия закономерными в обществе, но
при этом настаивал на различении навязчивых
невротических и иррациональных, по сути,
ритуалов и «рациональных», передающих
устремления, которые признаны индивидом
ценными. [2]
Любовь к Богу
Основу религиозной формы любви, любви к Богу, составляет переживание одиночества и вытекающая отсюда потребность преодолеть тревогу одиночества посредством объединения.
Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. [3]
Исходную ситуацию человека в мире Фромм определял как отчужденность: «Переживание отчужденности порождает тревогу, и, в конечном счете, тревога всегда происходит от этого. Быть отчужденным — значит быть отрезанным от мира, не имея возможности воспользоваться своими человеческими силами. Поэтому быть отчужденным — значит быть беспомощным, неспособным активно воздействовать на окружающий Мир, на вещи и людей; это значит, что мир может посягнуть на мои права, а я не смогу защититься». [2]
Фромм полагает, что отчужденность
является источником
Авторитарные
и гуманистические религии
Фромм различал авторитарную и гуманистическую религии. Авторитарной религию делает идея, согласно которой человек должен повиноваться внешней силе, господствующей над ним. Главная добродетель здесь — послушание, а главный грех — неповиновение. По мнению Фромма, повиновение могущественной власти представляет для человека один из способов избавиться от чувства одиночества и собственной ограниченности. Актом подчинения он утрачивает независимость и цельность как индивид, но обретает чувство безопасности и защищенности благодаря внушающей страх и благоговение силе, частью которой как бы становится. [8] Гуманистическая религия, напротив, сосредоточена на человеке и его способностях, ориентируя индивида на самостоятельность, веру в собственные силы, реализацию своего потенциала; она утверждает ценность человеческой личности, ее право на счастье и свободу. Религиозное переживание есть переживание единства со всем сущим, основанное на родственном отношении к миру, осознанном при помощи мысли и любви. Гуманистическая религия развивает способность любить ближнего и самого себя, чувство солидарности со всеми живыми существами. Целью человека в такой религии является достижение величайшей силы, а не величайшего бессилия, добродетелью — самореализация, а не покорность. [6]
Но наряду со зрелыми формами любви есть ее незрелые формы, которые Фромм называл симбиотической связью, и выделял в ней следующие разновидности: нарциссизм, некрофилию и инцестуозную фиксацию. Эти три явления, как правило, присутствуют не изолированно, но в той или иной степени обусловливают друг друга и друг другу сопутствуют. В совокупности они образуют так называемый синдром распада. Противоположный ему синдром роста включает в себя, соответственно, любовь к нему, биофилию, стремление к независимости и свободе. Только на базе синдрома роста возможны совершенные, зрелые формы любви, которые действительно становятся решением ключевой проблемы человеческого существования и фундаментом душевного и духовного здоровья. Религии оказываются гуманистическими или авторитарными в зависимости от того, какая из тенденций представлена в них более широко. Большинство религий обнаруживают в той или иной степени обе тенденции. Фромм множеством примеров иллюстрировал это из Ветхого Завета, Ветхий Завет, полагал Фромм, не считает, что человек порочен в своей основе. Неповиновение Богу со стороны Адама и Евы не рассматривается как грех, и нигде нет указаний на то, что именно оно погубило человека. Напротив, неповиновение является предпосылкой того, что человек осознал самого себя, стал способен на самостоятельные действия. Первый акт неповиновения в конечном счете является первым шагом на пути к свободе. Кажется даже, будто это было предусмотрено Божьим планом. Согласно пророкам, исключительно благодаря изгнанию из рая человек оказался в состоянии сам формировать свою историю, укреплять свои человеческие силы и в качестве полностью развитого индивида достигнуть гармонии с другими людьми и природой. Такая гармония заступила на место прежней, в которой человек еще не был индивидом. Мессианская мысль пророков явно исходит из того, что человек в своей основе непорочен и может быть спасен помимо особого акта Божьей милости. [1],[5],[6]
Главные учения всех значительных гуманистических религий могут быть сформулированы в одном предложении: цель человека — преодоление его нарциссизма. Вероятно, нигде этот принцип не выражен столь радикально, как в буддизме. Учение Будды исходит из того, что человек сможет освободиться от страданий лишь тогда, когда он очнется от собственных иллюзий и осознает свою действительность, реальность болезни, старения, смерти и невозможность когда-либо достичь целей своих страстей. В буддийском понимании «очнувшийся» человек — тот, кто преодолел свой нарциссизм и потому способен быть полностью живым. Эту же мысль можно выразить иначе: лишь отказавшись, от иллюзии своего несокрушимого «Я» и от всех других объектов своей алчности, человек сможет открыть себя миру полностью и вступить в отношение с ним. Психологически этот процесс полного бодрствования идентичен замене нарциссизма на соотнесенность с миром. [3],[5]
В иудаистском и христианском преданиях, считал Фромм, цель, сводимая к преодолению нарциссизма, формулируется по-разному. В Ветхом Завете говорится: «...люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18). Заповедь гласит о необходимости преодолеть свой нарциссизм хотя бы настолько, чтобы сосед был так же важен, как и собственная личность. Но Ветхий Завет идет гораздо дальше и требует любить «пришельца»: «...люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Лев. 19:34). Пришелец — это как раз тот, кто не принадлежит к моему роду, моей семье, моему народу. В пришельце открывается человеческое существо. В любви к пришельцу исчезает нарциссическая любовь, ибо она означает, что я люблю человеческое существо в его бытии как таковом, в его ином -неделимое бытии, а не потому, что оно такое, как мое. Новозаветное «любите врагов ваших» (Мф. 5:44) выражает ту же мысль, только несколько заостреннее: ...Если пришелец является для тебя абсолютно человеком, то он больше не враг тебе, поскольку ты сам становишься истинно человечным. Лишь преодолевший свой нарциссизм и может сказать «я есть ты», тогда он способен любить пришельца и врага. [1]
Обязательная черта всякой авторитарной религии (к ней он относил все мировые религии за исключением буддизма) — признание некоей высшей силы, управляющей судьбой людей. «В авторитарной религии бог — символ власти и силы. Он высший, потому что он высшая сила, и человек по сравнению с ним совершенно беспомощен». [5]
Напротив, в гуманистической религии, по мнению Фромма, в центре находится человек: «...основная проблема религии не проблема бога, а проблема человека». В дальнейшем при рассмотрении особенностей гуманистической религии он вскрывал ее противоположность авторитарной религии в различных аспектах. Бог в гуманистических религиях, если он есть, — «символ собственных способностей человека, которые последний стремится реализовать в своей жизни, и не является олицетворением силы и превосходства, имеющей власть над человеком». Гуманистические религии направляют людей на развитие «способности любить других так же, как самого себя, и чувства солидарности со всеми живыми существами». Цель индивида — «достижение высшей силы» путем «самореализации, а не поклонения». [8]
К разряду таких религий Э. Фромм причислял буддизм, даосизм, дзен-буддизм, раннее христианство, религию разума времен Великой французской буржуазной революции, а также учения Сократа и Спинозы. Иначе говоря, он широко трактовал понятия «гуманистическая религия» и «религия» вообще, определяя религию как систему идей и действий, признаваемую группой и дающую индивиду объект поклонения. Это позволяло американскому ученому объединить одним термином довольно разнородные явления.