Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:39, реферат
Память святителя Григория настолько прочно связана с Великим постом, что даже имя этого святого сразу же воскрешает в памяти светлую печаль постовых богослужений: размеренное чтение псалмов, незатейливые напевы покаянных тропарей, полумрак мартовского утра, чистая легкость души.… И уже в самом конце, благословляя народ, священник среди других святых, молитвами которых мы надеемся спастись, называет Григория Двоеслова, папу Римского.
1.Введение……………………………………………………………..………………………………3стр.
2.Григорий I Великий…………………………………………………………………..…………4стр.
2.1.Имя «Двоеслов»…………………………………………………….…………………..4стр.
3.Жизнь святителя……………………………………………………………..…………………..5стр.
3.1.Юность………………………………………………………………………..……………….5стр.
3.2.Церковное служение………………………………………………..………………..6стр.
3.3.Избрание папой……………………………………………………………..…………..7стр.
3.4.Деятельность………………………………………………………………..…………….7стр.
3.5.Последние годы жизни………………………………………………….………...10стр.
4.Богословие…………………………………….………………………………………….………11стр.
4.1.Труды…………………………………………………………………………………………11стр.
5.Роль Григория Двоеслова в Западной Церкви……………………………….14стр.
6.Заключение……………………………………………………………………………………….16стр.
7.список используемой литературы…………………………………………………..17стр.
В центре внимания Григория Великого была также миссионерская деятельность. Немало усилий он прилагал к обращению в Православие лангобардов. У св. Беды Достопочтенного и в житии св. Вильфрида приводится рассказ о том, как, еще, будучи простым монахом, Григорий Великий предпринял попытку отправиться для проповеди Евангелия на Британские о-ва, завоеванные язычниками-англосаксами, которые во многом уничтожили там древнюю христ. церковную организацию кельтов и прервали ее контакты с римским миром. Но граждане Рима не захотели тогда отпустить Григория Великого. Миссия в Англию была организована в 595/596 г. Она состояла из 40 монахов римского монастыря ап. Андрея во главе с его настоятелем св. Августином, ставшим впосл. епископом Кентерберийским, примасом Англии. Григорий Великий деятельно участвовал в подготовке миссии, рассылая рекомендательные письма к разным лицам на пути следования миссионеров с просьбами оказания им всемерной помощи, позже дополнительно направлял священнослужителей из Рима, посылал Августину предписания об иерархической организации Церкви англов, об отношениях епископа и клира, о правильном распределении церковных доходов и т. д. Возможно, что к отправке миссионеров Григория Великого побудили сами англосаксы. По прибытии на Британские о-ва миссия была благосклонно принята кентским королём Этельбертом I и поддержана его женой христианкой королевой Бертой. Римская миссия преследовала цель не только распространения христианства среди язычников, но и весьма жесткой интеграции кельтской Церкви в рим. церковную структуру. Первоначально миссионеры имели успех лишь в королевстве Кент, за его пределами они столкнулись с сопротивлением кельтской Церкви, не желавшей отказываться от своих церковных обычаев и входить в подчинение Риму. Относительное единение кельтской и Римской Церквей в Британии было достигнуто только в 664 г. По мнению св. Беды, Григория Великого справедливо называть апостолом англов .
Отношения Григория Великого с Константинопольским Патриархатом были довольно сложными. Так, в 595 г. он получил апелляцию от 2 пресвитеров, осужденных в Константинополе, и, основываясь на расширительном понимании 4-го и 5-го правил Сардикийского Собора (343), аннулировал это решение. Кроме того, у Григория Великого вызвало протест использование Константинопольским патриархом свт. Иоанном IV Постником титула «вселенский», неверно понятого папой как претензия патриарха на всемирные епископские полномочия .Считается, что протест Григория Великого выразился в том, что он, выказывая смирение, первым из епископов Рима стал именовать себя «рабом рабов Божиих» (servus servorum Dei), хотя для этого утверждения нет достаточных оснований.Формулировка servus servorum Dei позже закрепилась в титулатуре Римских пап.
3.5.Последние годы жизни.
В последние
годы жизни Григорий Великий тяжело
болел, почти не вставал с постели.
Скончался в Риме 12 марта 604 года,
в тот же день был погребен в портике базилики
св. ап. Петра в Риме.По сообщению св. Беды
Достопочтенного,на раке с мощами Григория
Великого была выгравирована эпитафия,
в которой он назван «консулом Божиим»
(consul Dei). Церковный народ почтил его именованием
«великого».
4.Богословие.
В истории догматики роль Григория Великого заключается не столько в разработке новых подходов и методов богословия, сколько в популяризации богословского учения ранних отцов и учителей Церкви, прежде всего блж. Августина. Существенное развитие у Григория Великого получает нравственно-аскетическое богословие и учение о мистическом богопознании.
4.1.Труды.
Сочинения Григорий Великий был одним из немногих Римских пап, оставивших обширное лит. наследие. «Экзегет, проповедник и моралист», он «в своих творениях явил то единство «теории» и «практики», которое вообще представляет отличительную особенность лучших произведений святоотеческой письменности»
Экзегетические труды.
Составляют самую большую группу его сочинений.
Соч. «Expositio in librum Iob sive Moralia» (Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования, в 35 кн.) – первое по времени написания и самое большое по объему из толкований Григория Великого на Ветхий Завет. Первоначально представляло собой записи бесед Григория Великого, впосл., в период понтификата, было им отредактировано и выпущено в свет. Каждое место Книги Иова Григорий Великий начинает с рассмотрения букв. смысла, затем переходит к мистическому и прообразовательному и заканчивает нравственным смыслом; библейский текст служит лишь отправной точкой для богословских размышлений автора.
«Humiliated in Ezechielem Prophetam» (22 Беседы на Книгу прор. Иезекииля, в 2 кн.), произнесены перед народом в 593 г., во время осады Рима лангобардами, впосл. переработаны. Занятый архипастырскими и политическими делами Григорий Великимй не смог довести до конца этот труд: 1-я кн. (беседы 1–12) охватывает первые 4 главы библейской книги, 2-я (беседы 13–22) – 40-ю гл. В этих толкованиях Григорий Великий опирался гл. обр. на труды Оригена и блаж. Иеронима Стридонского. Помимо экзегетического материала «Беседы...» содержат много исторических сведений о ситуации в Италии в период нашествия лангобардов.
«Homiliae in Canticum Canticorum» (Беседы на Книгу Песни Песней Соломона), написаны в 594–598 гг., не были закончены и охватывают только первые 8 стихов Песни Песней; аллегорическое по характеру толкование опирается на труды Оригена и зап. экзегета Аппония (V в.). В ходе многовековой рукописной традиции «Беседы...» Григория Великого смешались с толкованиями этой же библейской книги экзегета XI в. Роберта Томбеленского (Тумбаленского), и лишь в новейшее время исследователям удалось восстановить сочинение папы в подлинном виде .
«Homiliae in Evangelia» (40 Бесед на Евангелия, в 2 кн.), произнесены во время воскресных и праздничных богослужений в 590–591 гг. на евангельские чтения и впосл. (592–593) отредактированы и изданы автором. Многое в этих «Беседах...» взято Григория Великого из его «Moralia».
Нравственно-аскетические.
Соч. «Regula pastoralis» (Пастырское правило), один из лучших святоотеческих трактатов по пастырскому богословию, было написано в кон. 590 – нач. 591 г. и посвящено Иоанну, еп. Равеннскому. Трактат состоит из 4 частей: в 1-й речь идет о том, какими качествами должен обладать призывающийся к пастырскому служению; во 2-й – о том, какую жизнь должен вести истинный пастырь; в 3-й – о правилах гомилетики и назидания паствы различных сословий и состояний; в 4-й – о ежедневном смирении и сознании пастырем своего недостоинства. Это сочинение по желанию имп. Маврикия еще при жизни Григория Великого было переведено на греч. язык сщмч. Анастасием II Синаитом, патриархом Антиохийским, однако перевод не сохранился. На Западе «Пастырское правило» предписывалось священнослужителям в качестве настольной книги: Майнцским Собором (813) оно было признано первой книгой после Свящ. Писания и церковных правил, на Реймсском Соборе (813) было прочитано как руководство для пастырей, по свидетельству Гинкмара, архиеп. Реймсского (2-я пол. IX в.), при архиерейской хиротонии поставляемый епископ, держа в руках «Пастырское правило» и книгу церковных правил, клялся хранить эти правила в мыслях, в жизни и в учительстве.
Самое известное сочинение Григория Великого – «Dialogi de vita et miraculis patrum Italicorum et de aeternitate animarum» (Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души, в 4 кн.), написано в 593–594 гг. в простой, доступной форме, рассчитано на широкую аудиторию. По жанру оно относится к житийной литературе. В первых 3 книгах автор, основываясь на личных воспоминаниях и на авторитетных свидетельствах, рассказывает другу юности диак. Петру о чудесах итал. святых VI в. 2-я кн., полностью посвященная прп. Венедикту Нурсийскому, является единственным ранним источником сведений об этом святом. В 4-й кн. на примере описаний множества видений (ставших жанром древней и средневек. религ. лит-ры) обсуждается вопрос бессмертия души и ее загробной участи, содержится учение о чистилище . Переведенные в сер. VIII в. на греч. язык Римским папой св. Захарией, греком по национальности, «Диалоги» были очень популярны в средние века как на Западе, так и на Востоке. Этот греч. перевод послужил основой для новых переводов, в т. ч. на слав., араб., груз. языки.
Богослужебные.
Начиная с
эпохи Каролингов Григорию Великому
приписывалось составление «
Хотя происхождение григорианского пения с именем Григория Великого связывается ошибочно, тем не менее, святитель потрудился и в области церковного пения, реорганизовав корпорацию рим. церковных певчих (schola cantorum) .Св. Беда Достопочтенный упоминает учеников Григория Великого, от которых еп. англ. г. Рочестера Путта обучился литургическому пению на рим. манер. Григорий Великий запретил в Римской Церкви петь «Аллилуйя» в период Великого поста. Вероятно, папа сам писал гимны, что послужило основанием для легенды о том, что он составил Антифонарий и отправил в Англию книгу гимнов для служб суточного круга. Известно, что в организованных Григорием Великим покаянных процессиях во время эпидемии чумы в Риме 590 г. 2 хора (народ и священство) попеременно пели «Kyrie eleison» («Господи, помилуй»). Поскольку каждое прошение повторялось по 7 раз, впосл. такая литания получила название Litania septiformis, или Septena. Еще в XVIII в . она печаталась во франц. Миссалах. (Какова роль Григория Великого в установлении 9-кратного пения «Kyrie eleison» в начале мессы после интроита, точно неизвестно).
«Беседы» Григория Великого на Евангелия свидетельствуют о существовании в то время в Риме уже сложившейся стройной системы евангельских чтений, хотя сведений о деятельности святителя в этой области нет.
5.Роль Григория Двоеслова в западной церкви.
Согласно современным научным данным, Григорий Двоеслов все же не был автором чинопоследования литургии, как не был он и создателем григорианских хоралов, древних песнопений Латинской Церкви, аналогичных русскому «знаменному пению». Но нет дыма без огня: находясь на папском престоле, святой Григорий действительно составлял богослужебные гимны, упорядочивал церковные службы, реформировал клиросное пение. Поэтому название литургических памятников в его честь вполне оправдано, хотя и не может пониматься в смысле «авторских прав».
В латинской традиции
Вокруг все рушилось, а святитель
Григорий созидал, причем
До начала своего церковного служения
Григорий получил очень хорошее образование
и уже занимал некоторое время высшие
должности в городской администрации,
потом представлял интересы Западной
Церкви в Константинополе. Этот опыт оказался
очень востребованным, когда в 590 году
Григорий был избран папой: переговоры
с императором и лангобардскими властителями,
заключение перемирий и выплата контрибуций
- все это входило в круг обязанностей
римского первосвященника.
Информация о работе Папа Римский Григорий Двоеслов и его роль в жизни Церкви