Папа Римский Григорий Двоеслов и его роль в жизни Церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:39, реферат

Описание работы

Память святителя Григория настолько прочно связана с Великим постом, что даже имя этого святого сразу же воскрешает в памяти светлую печаль постовых богослужений: размеренное чтение псалмов, незатейливые напевы покаянных тропарей, полумрак мартовского утра, чистая легкость души.… И уже в самом конце, благословляя народ, священник среди других святых, молитвами которых мы надеемся спастись, называет Григория Двоеслова, папу Римского.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………..………………………………3стр.
2.Григорий I Великий…………………………………………………………………..…………4стр.
2.1.Имя «Двоеслов»…………………………………………………….…………………..4стр.
3.Жизнь святителя……………………………………………………………..…………………..5стр.
3.1.Юность………………………………………………………………………..……………….5стр.
3.2.Церковное служение………………………………………………..………………..6стр.
3.3.Избрание папой……………………………………………………………..…………..7стр.
3.4.Деятельность………………………………………………………………..…………….7стр.
3.5.Последние годы жизни………………………………………………….………...10стр.
4.Богословие…………………………………….………………………………………….………11стр.
4.1.Труды…………………………………………………………………………………………11стр.
5.Роль Григория Двоеслова в Западной Церкви……………………………….14стр.
6.Заключение……………………………………………………………………………………….16стр.
7.список используемой литературы…………………………………………………..17стр.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 86.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

 Сочинение

 По  агиологии

 На  тему:

 Папа  Римский Григорий Двоеслов и его  роль в жизни Церкви. 
 
 
 
 
 

   Выполнила:

  Воспитанница школы_____________

   Проверила_________________________________________ 
 
 

 Воронеж

 2011

 Содержание.

 1.Введение……………………………………………………………..………………………………3стр.

 2.Григорий I Великий…………………………………………………………………..…………4стр.

    2.1.Имя  «Двоеслов»…………………………………………………….…………………..4стр.

 3.Жизнь  святителя……………………………………………………………..…………………..5стр.

    3.1.Юность………………………………………………………………………..……………….5стр.

    3.2.Церковное служение………………………………………………..………………..6стр.

    3.3.Избрание  папой……………………………………………………………..…………..7стр.

    3.4.Деятельность………………………………………………………………..…………….7стр.

    3.5.Последние  годы жизни………………………………………………….………...10стр.

 4.Богословие…………………………………….………………………………………….………11стр.

    4.1.Труды…………………………………………………………………………………………11стр.

 5.Роль  Григория Двоеслова в Западной  Церкви……………………………….14стр.

 6.Заключение……………………………………………………………………………………….16стр.

 7.список  используемой литературы…………………………………………………..17стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение.

     Память святителя Григория настолько  прочно связана с Великим постом, что даже имя этого святого  сразу же воскрешает в памяти  светлую печаль постовых богослужений: размеренное чтение псалмов, незатейливые  напевы покаянных тропарей, полумрак  мартовского утра, чистая легкость души.… И уже в самом конце, благословляя народ, священник среди других святых, молитвами которых мы надеемся спастись, называет Григория Двоеслова, папу Римского.

     Предание называет его составителем  чина литургии преждеосвященных Даров, особой литургии, которая служится только Великим постом. Чтобы понять, для чего понадобилось устраивать специальную «постную» литургию, надо вспомнить одну простую, но подзабытую истину: литургия - это всегда праздник. Более того, это всегда трапеза, угощение. С самого начала христиане, еще не имевшие тогда своих храмов, собирались на частных квартирах, «преломляя хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца». Вот почему постом обычная литургия служится только в воскресенье и субботу - дни, когда поститься не полагается. Но вовсе лишить верующих возможности причащаться в будни Церковь не могла, поэтому и стали служить литургию преждеосвященных Даров -Дары на ней не освящаются, они освящаются прежде, обычно в предыдущее воскресенье. Народ причащается, но полного торжественного чина не бывает.

     Согласно современным научным  данным, Григорий Двоеслов все  же не был автором чинопоследования  литургии, как не был он и  создателем григорианских хоралов,  древних песнопений Латинской  Церкви, аналогичных русскому «знаменному пению». Но нет дыма без огня: находясь на папском престоле, святой Григорий действительно составлял богослужебные гимны, упорядочивал церковные службы, реформировал клиросное пение. Поэтому название литургических памятников в его честь вполне оправдано, хотя и не может пониматься в смысле «авторских прав».

     
 
 

2.Григорий I Великий.

    Григорий I Великий  (лат. Gregorius PP. I), называемый  в православной традиции Григорий  Двоеслов (лат. Gregorius Dialogus, греч. Γρηγόριος  ο Διάλογος) (ок. 540 — 12 марта 604) — папа римский с 3 сентября 590 по 12 марта 604.

  Почитается  Православной (день памяти — 12 марта по старому стилю) и  Католической (день памяти — 3 сентября) Церквями.

2.1.Имя  «Двоеслов»

  В православной  традиции святитель Григорий известен под именем Двоеслова. Этим подчеркивается другая сторона личности святого: необычное прозвище происходит от названия популярнейшего произведения Григория - «Собеседований о жизни италийских отцов». Собеседование - в оригинале dialogus , диалог, в буквальном переложении на русский - двоеслов. В Средние века эта книга была «бестселлером», в VIII веке ее перевели на греческий, а в IX веке - на славянский (напомним, год крещения Руси -- 988!).

По сути это патерик, сборник рассказов  о жизни итальянских подвижников VI века, которые Григорий рассказывал своему духовному сыну. Особенно привлекали читателей описания сверхъестественных событий, которыми изобилует повествование: чудесное приумножение вина, изгнание бесов, неожиданное наказание грешников, рассуждения о посмертной участи и об устройстве загробного мира. Кстати, западное учение о жизни после смерти во многом складывалось под влиянием диалогов папы Григория и диакона Петра, которые они ведут на страницах «Собеседований». Схоластическая концепция чистилища - места, где души умерших очищаются от грехов временными страданиями, получившего рациональную разработку в позднем Средневековье, так что было точно установлено, кто пойдет в какой отсек чистилища, за какой грех и на какой срок, - была лишь доведенной до крайности и продуманной в мельчайших подробностях системой Григория Великого. Значит ли это, что святитель Григорий был неправославным? Вовсе нет, богословие любого святого своеобразно, имеет особые характерные черты. А вот непропорциональное преувеличение значения этих черт, доведение их до крайности ведет к уклонению от правой веры.

Рассказы  о чудесных событиях занимают значительное место в «Диалогах», впрочем, чудеса - лишь свидетельства, и для назидания  диакона Петра, а с ним и  множества читателей, которые внимают святому Григорию уже на протяжении почти полутора тысяч лет, в «Собеседованиях» всегда подчеркивается внутренняя сторона подвига праведников: молитвы, труды и смирение.

  Само  же название «Двоеслов» является  неверным переводом греческого Διάλογος, что в оригинале означает «Беседа» (или «Диалог»), а вовсе не «Два слова», как можно было бы подумать плохо зная греческий.

    3.Жизнь святителя.

3.1.Юность.

Григорий  родился около 540 г. в знатной и  богатой римской семье Анициев, представители которой уже по крайней мере целый век служили церкви: его прапрадедом был, вероятно, Римский епископ Феликс III (483 — 492 гг.), папа Агапит (535 — 536 гг.) тоже приходился ему родственником. Отец Григория Гордиан занимал видный пост в церковной администрации. Мать Сильвия, после смерти мужа жившая в уединении близ римской базилики Св. Павла, прославилась глубоким благочестием и святостью.

Юность Григория Великого совпала с непродолжительным  временем восстановления в Италии римско-византийских культурных традиций, в промежутке между отвоеванием Византией этой территории у готов и очередным нашествием варваров – лангобардов. Это позволило Григорию Великому, с детства предназначенного к политической карьере, получить основательное образование, особенно в области права. Поступив на государственную службу, он около 573 г. стал одним из высших должностных лиц в Риме. Однако после смерти отца решил оставить политическую деятельность и принять монашество. Он основал 6 монастырей в наследственных поместьях на Сицилии и в 574/5 г. превратил свой дом в Риме, находившийся на склоне Скавра Целийского холма близ храма мучеников Иоанна и Павла, в монастырь во имя св. ап. Андрея Первозванного. Распродав оставшееся имущество, Григорий Великий раздал деньги бедным и стал вести строгую подвижническую жизнь в Андреевском монастыре простым монахом в посте, молитве, изучении Священного Писания и святоотеческих творений. Св. Сильвия поселилась в келье недалеко от основанного сыном монастыря. Строгая аскеза ухудшила физическое здоровье Григория Великого, остававшегося слабым всю последующую жизнь.  

3.2.Церковное  служение.

Вскоре Григорий Великий был призван к церковному и общественному служению: в 577/8 г. против его воли он был рукоположен, вероятно, папой Венедиктом I во диакона-регионария, а примерно через год преемником Венедикта I папой Пелагием II был послан в качестве папского представителя, апокрисиария, в Константинополь ко двору визант. имп. Тиверия I с целью заручиться военной поддержкой императора в борьбе римлян против опустошавших Италию лангобардов. В Константинополе Григорий Великий приобрел большой опыт в государственных и церковно-административных делах, продолжая вести, насколько было возможно, вместе с приехавшими с ним несколькими насельниками монастыря апостола Андрея монашеский образ жизни. В византийской столице он познакомился с выдающимися людьми своего времени, в частности Антиохийским патриархом свт. Анастасием I Синаитом и св. Леандром, еп. Севильским (старшим братом св. Исидора, еп. Севильского), сблизился с семьей сменившего Тиверия имп. Маврикия, став крестным отцом его сына. По просьбе еп. Леандра Григорий Великий провел в кругу единомышленников цикл духовных бесед на Книгу Иова, составивших впосл. большое экзегетическое соч. «Moralia». Он одержал победу в богословском диспуте с Константинопольским патриархом свт. Евтихием по вопросу о телах святых после воскресения. Находясь в Константинополе, Григорий Великий так и не овладел греческим языком.

Григорий  Великий не добился у императора военной помощи и в кон. 585 г. или нач. 586 г. был отозван в Рим. Он вновь вернулся в свой монастырь, вероятно тогда став его настоятелем; проводил с братией регулярные беседы на различные книги Священного Писания, благодаря чему число насельников увеличивалось. В это время Григорий Великий являлся одним из ближайших советников Римского папы Пелагия II. Возможно, он принимал непосредственное участие в составлении обширного папского послания к Аквилейскому патриарху Илиею и епископам Истрии с целью уврачевания т. н. аквилейской схизмы (см. в ст. Аквилея), заключавшейся в неприятии мн. зап. епископами осуждения «Трех Глав» на V Вселенском Соборе.

3.3.Избрание  папой.

      7 февраля 590 г. во время эпидемии  чумы в Риме, возникшей после  сильного наводнения, папа Пелагий II скончался. Духовенство и народ единодушно избрали новым папой Григория Великого, чему он пытался сопротивляться, не желая оставлять уединенную монашескую жизнь. Согласно сообщению Григория Турского, Григорий Великий для избавления Рима от чумы призывал народ к покаянию, организовывал в городе молебны и крестные ходы .По преданию во время одной из процессий, возглавляемой Григорием Великим, над мавзолеем имп. Адриана явился архангел Михаил, что знаменовало окончание эпидемии; впосл. этот знаменитый рим. мавзолей получил название Замка св. ангела. После утверждения имп. Маврикием избрания Григория Великого папой он 3 сентября 590 г. был рукоположен во епископа и возведен на Римский престол, став первым Римским папой из монашествующих.

3.4.Деятельность.

Григорий Великий всемерно укреплял церковную дисциплину, боролся с симонией, расширял благотворительность. Он внушал клиру заботиться о вдовах, сиротах и бедных. Оставаясь монахом, святитель вел скромную, воздержанную жизнь, избегая светской роскоши, чрезвычайно благоволил монастырям, основывал новые храмы (напр., храм во имя св. Агафии, мц. Палермской, в Риме в 592). Он высказал несогласие с эдиктом имп. Маврикия, запрещавшим принятие монашества военным и госслужащим. Григорий Великий не оставлял без внимания огромного хозяйства Римской Церкви. Он ужесточил контроль над использованием папских земельных владений, включавших территории в Италии, на Сицилии, Корсике, Сардинии, в Сев. Африке и Иллирике. Доходы шли на различные церковные и общественные нужды: помощь неимущим, основание монастырей, выкуп пленных, дань лангобардам и др. Папа ввел правило назначать управляющими каждой из частей папских владений не мирян, как было раньше, но только священнослужителей. При этом он сам испытывал кандидатов и старался предотвращать возможные злоупотребления. Стремление Григория Великого осмыслить цель и назначение своего архипастырского служения побудило его к написанию в первые годы понтификата сочинения «Пастырское правило».

Под бременем многочисленных архипастырских трудов Григорий Великий, как это видно из его сочинений, жалел о вынужденном оставлении монастырского образа жизни, болезненно переживая конфликт «жизни деятельной» и «жизни созерцательной»: «Теперь душа моя скорбит оттого, что неприятности лежащих на мне дел вызывают в ней воспоминания о прежней моей монастырской жизни... когда она умела управляться со всеми случайностями, возвышаться над всем скоропреходящим, потому что мысль ее была постоянно устремлена к небесному... А теперь, по долгу пастырского служения, я должен заниматься делами мирскими и, оставив прежнюю прекрасную и безмятежную жизнь, осквернять свою душу тиною земных попечений; вот с Марфой приходится заниматься внешними делами и заботиться о многом»

В июле 595 г. под председательством Григория Великого состоялся большой поместный Собор Римской Церкви, на котором были приняты документы, касавшиеся церковной дисциплины и богослужения. В результате реформы был установлен твердый порядок богослужения. Реформа монашества состояла в том, что Григорий Великий поставил его в тесную связь с церковной организацией и особенно с папой, к которому монахи могли апеллировать в сложных вопросах. Он издал особые документы (privilegia), регламентирующие возможность освобождения монастырей из-под контроля местного епископа; увеличил срок послушничества до 2 лет  по сравнению с Уставом прп. Венедикта Нурсийского, определявшим 1 год испытания для новоначальных, возраст для аббатис установил не менее 60 лет (ср.: 1 Тим 5. 9).

Григорий  Великий проявлял попечение обо  всех зап. Церквах, вел обширную переписку с представителями вост. Церквей. Пристальное внимание уделял Равеннской, Медиоланской и Аквилейской митрополиям, продолжая уже в качестве архипастыря заниматься исцелением «аквилейской схизмы»: ему удалось вернуть неск. епископов-раскольников в лоно Церкви, хотя полностью раскол был прекращен уже после смерти Григория Великого. В стремлении подчинить рим. влиянию Африканскую Церковь Григорий Великий согласился с требованием епископов Нумидии о сохранении там местных церковных обычаев и настоял только на том, чтобы в примасы не были посвящаемы обратившиеся из донатистского раскола. В письмах к североафриканским епископам по поводу обуздания беспокойных донатистов папа призывал архипастырей к соборным деяниям и оказанию помощи гражданским властям. В 589 г. в Испании III Толедский Собор принял обращение вестготов-ариан в Православие. Григорий Великий послал паллиум одному из вдохновителей этого обращения, своему другу еп. Севильскому Леандру. Однако отношения Рима с Испанией осложнялись национальной обособленностью вестготов и византийским присутствием в Юж. Испании. Испанская Церковь всячески подчеркивала свою независимость от Римского престола. Не было у Рима постоянных административных связей и с галльской Церковью, но и здесь Григорий Великий упрочивал рим. влияние. В 593 г. он назначил архиепископа Арелата (совр. Арль, Франция), одной из древних галльских митрополий, св. Вергилия своим викарием, восстановив существовавшую ранее традицию; заложил основу будущего союза папства с Франкским государством, установив контакты с франкским королем Хильдебертом II; нейтрализовал иконоборческую деятельность Марсельского еп. Серена, приказавшего убрать из храмов и уничтожить св. иконы (в обосновании иконопочитания у Григория Великого выходит на передний план не догматические предпосылки, а дидактический аспект: иконы для неграмотных суть то же, что Свящ. Писание для грамотных, они напоминают о Христе).

Информация о работе Папа Римский Григорий Двоеслов и его роль в жизни Церкви