Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:39, реферат
Память святителя Григория настолько прочно связана с Великим постом, что даже имя этого святого сразу же воскрешает в памяти светлую печаль постовых богослужений: размеренное чтение псалмов, незатейливые напевы покаянных тропарей, полумрак мартовского утра, чистая легкость души.… И уже в самом конце, благословляя народ, священник среди других святых, молитвами которых мы надеемся спастись, называет Григория Двоеслова, папу Римского.
1.Введение……………………………………………………………..………………………………3стр.
2.Григорий I Великий…………………………………………………………………..…………4стр.
2.1.Имя «Двоеслов»…………………………………………………….…………………..4стр.
3.Жизнь святителя……………………………………………………………..…………………..5стр.
3.1.Юность………………………………………………………………………..……………….5стр.
3.2.Церковное служение………………………………………………..………………..6стр.
3.3.Избрание папой……………………………………………………………..…………..7стр.
3.4.Деятельность………………………………………………………………..…………….7стр.
3.5.Последние годы жизни………………………………………………….………...10стр.
4.Богословие…………………………………….………………………………………….………11стр.
4.1.Труды…………………………………………………………………………………………11стр.
5.Роль Григория Двоеслова в Западной Церкви……………………………….14стр.
6.Заключение……………………………………………………………………………………….16стр.
7.список используемой литературы…………………………………………………..17стр.
Сочинение
По агиологии
На тему:
Папа
Римский Григорий Двоеслов и его
роль в жизни Церкви.
Выполнила:
Воспитанница школы_____________
Проверила_____________________
Воронеж
2011
Содержание.
1.Введение…………………………………………………
2.Григорий
I Великий……………………………………………………………
2.1.Имя
«Двоеслов»……………………………………………………
3.Жизнь
святителя………………………………………………………
3.1.Юность……………………………………………………
3.2.Церковное
служение………………………………………………..……
3.3.Избрание
папой……………………………………………………………..
3.4.Деятельность……………………………………
3.5.Последние
годы жизни………………………………………………….
4.Богословие…………………………………….……
4.1.Труды………………………………………………………
5.Роль Григория Двоеслова в Западной Церкви……………………………….14стр.
6.Заключение……………………………………………
7.список
используемой литературы…………………
1.Введение.
Память святителя Григория
Предание называет его
Согласно современным научным
данным, Григорий Двоеслов все
же не был автором
2.Григорий I Великий.
Григорий
I Великий (лат. Gregorius PP. I), называемый
в православной традиции
Почитается Православной (день памяти — 12 марта по старому стилю) и Католической (день памяти — 3 сентября) Церквями.
2.1.Имя «Двоеслов»
В православной традиции святитель Григорий известен под именем Двоеслова. Этим подчеркивается другая сторона личности святого: необычное прозвище происходит от названия популярнейшего произведения Григория - «Собеседований о жизни италийских отцов». Собеседование - в оригинале dialogus , диалог, в буквальном переложении на русский - двоеслов. В Средние века эта книга была «бестселлером», в VIII веке ее перевели на греческий, а в IX веке - на славянский (напомним, год крещения Руси -- 988!).
По сути это патерик, сборник рассказов о жизни итальянских подвижников VI века, которые Григорий рассказывал своему духовному сыну. Особенно привлекали читателей описания сверхъестественных событий, которыми изобилует повествование: чудесное приумножение вина, изгнание бесов, неожиданное наказание грешников, рассуждения о посмертной участи и об устройстве загробного мира. Кстати, западное учение о жизни после смерти во многом складывалось под влиянием диалогов папы Григория и диакона Петра, которые они ведут на страницах «Собеседований». Схоластическая концепция чистилища - места, где души умерших очищаются от грехов временными страданиями, получившего рациональную разработку в позднем Средневековье, так что было точно установлено, кто пойдет в какой отсек чистилища, за какой грех и на какой срок, - была лишь доведенной до крайности и продуманной в мельчайших подробностях системой Григория Великого. Значит ли это, что святитель Григорий был неправославным? Вовсе нет, богословие любого святого своеобразно, имеет особые характерные черты. А вот непропорциональное преувеличение значения этих черт, доведение их до крайности ведет к уклонению от правой веры.
Рассказы о чудесных событиях занимают значительное место в «Диалогах», впрочем, чудеса - лишь свидетельства, и для назидания диакона Петра, а с ним и множества читателей, которые внимают святому Григорию уже на протяжении почти полутора тысяч лет, в «Собеседованиях» всегда подчеркивается внутренняя сторона подвига праведников: молитвы, труды и смирение.
Само
же название «Двоеслов»
3.Жизнь святителя.
3.1.Юность.
Григорий родился около 540 г. в знатной и богатой римской семье Анициев, представители которой уже по крайней мере целый век служили церкви: его прапрадедом был, вероятно, Римский епископ Феликс III (483 — 492 гг.), папа Агапит (535 — 536 гг.) тоже приходился ему родственником. Отец Григория Гордиан занимал видный пост в церковной администрации. Мать Сильвия, после смерти мужа жившая в уединении близ римской базилики Св. Павла, прославилась глубоким благочестием и святостью.
Юность Григория
Великого совпала с непродолжительным
временем восстановления в Италии римско-византийских
культурных традиций, в промежутке между
отвоеванием Византией этой территории
у готов и очередным нашествием варваров
– лангобардов. Это позволило Григорию
Великому, с детства предназначенного
к политической карьере, получить основательное
образование, особенно в области права.
Поступив на государственную службу, он
около 573 г. стал одним из высших должностных
лиц в Риме. Однако после смерти отца решил
оставить политическую деятельность и
принять монашество. Он основал 6 монастырей
в наследственных поместьях на Сицилии
и в 574/5 г. превратил свой дом в Риме, находившийся
на склоне Скавра Целийского холма близ
храма мучеников Иоанна и Павла, в монастырь
во имя св. ап. Андрея Первозванного. Распродав
оставшееся имущество, Григорий Великий
раздал деньги бедным и стал вести строгую
подвижническую жизнь в Андреевском монастыре
простым монахом в посте, молитве, изучении
Священного Писания и святоотеческих
творений. Св. Сильвия поселилась в келье
недалеко от основанного сыном монастыря.
Строгая аскеза ухудшила физическое здоровье
Григория Великого, остававшегося слабым
всю последующую жизнь.
3.2.Церковное служение.
Вскоре Григорий
Великий был призван к
Григорий Великий не добился у императора военной помощи и в кон. 585 г. или нач. 586 г. был отозван в Рим. Он вновь вернулся в свой монастырь, вероятно тогда став его настоятелем; проводил с братией регулярные беседы на различные книги Священного Писания, благодаря чему число насельников увеличивалось. В это время Григорий Великий являлся одним из ближайших советников Римского папы Пелагия II. Возможно, он принимал непосредственное участие в составлении обширного папского послания к Аквилейскому патриарху Илиею и епископам Истрии с целью уврачевания т. н. аквилейской схизмы (см. в ст. Аквилея), заключавшейся в неприятии мн. зап. епископами осуждения «Трех Глав» на V Вселенском Соборе.
3.3.Избрание папой.
7 февраля 590 г. во время эпидемии чумы в Риме, возникшей после сильного наводнения, папа Пелагий II скончался. Духовенство и народ единодушно избрали новым папой Григория Великого, чему он пытался сопротивляться, не желая оставлять уединенную монашескую жизнь. Согласно сообщению Григория Турского, Григорий Великий для избавления Рима от чумы призывал народ к покаянию, организовывал в городе молебны и крестные ходы .По преданию во время одной из процессий, возглавляемой Григорием Великим, над мавзолеем имп. Адриана явился архангел Михаил, что знаменовало окончание эпидемии; впосл. этот знаменитый рим. мавзолей получил название Замка св. ангела. После утверждения имп. Маврикием избрания Григория Великого папой он 3 сентября 590 г. был рукоположен во епископа и возведен на Римский престол, став первым Римским папой из монашествующих.
3.4.Деятельность.
Григорий Великий всемерно укреплял церковную дисциплину, боролся с симонией, расширял благотворительность. Он внушал клиру заботиться о вдовах, сиротах и бедных. Оставаясь монахом, святитель вел скромную, воздержанную жизнь, избегая светской роскоши, чрезвычайно благоволил монастырям, основывал новые храмы (напр., храм во имя св. Агафии, мц. Палермской, в Риме в 592). Он высказал несогласие с эдиктом имп. Маврикия, запрещавшим принятие монашества военным и госслужащим. Григорий Великий не оставлял без внимания огромного хозяйства Римской Церкви. Он ужесточил контроль над использованием папских земельных владений, включавших территории в Италии, на Сицилии, Корсике, Сардинии, в Сев. Африке и Иллирике. Доходы шли на различные церковные и общественные нужды: помощь неимущим, основание монастырей, выкуп пленных, дань лангобардам и др. Папа ввел правило назначать управляющими каждой из частей папских владений не мирян, как было раньше, но только священнослужителей. При этом он сам испытывал кандидатов и старался предотвращать возможные злоупотребления. Стремление Григория Великого осмыслить цель и назначение своего архипастырского служения побудило его к написанию в первые годы понтификата сочинения «Пастырское правило».
Под бременем многочисленных архипастырских трудов Григорий Великий, как это видно из его сочинений, жалел о вынужденном оставлении монастырского образа жизни, болезненно переживая конфликт «жизни деятельной» и «жизни созерцательной»: «Теперь душа моя скорбит оттого, что неприятности лежащих на мне дел вызывают в ней воспоминания о прежней моей монастырской жизни... когда она умела управляться со всеми случайностями, возвышаться над всем скоропреходящим, потому что мысль ее была постоянно устремлена к небесному... А теперь, по долгу пастырского служения, я должен заниматься делами мирскими и, оставив прежнюю прекрасную и безмятежную жизнь, осквернять свою душу тиною земных попечений; вот с Марфой приходится заниматься внешними делами и заботиться о многом»
В июле 595 г. под председательством Григория Великого состоялся большой поместный Собор Римской Церкви, на котором были приняты документы, касавшиеся церковной дисциплины и богослужения. В результате реформы был установлен твердый порядок богослужения. Реформа монашества состояла в том, что Григорий Великий поставил его в тесную связь с церковной организацией и особенно с папой, к которому монахи могли апеллировать в сложных вопросах. Он издал особые документы (privilegia), регламентирующие возможность освобождения монастырей из-под контроля местного епископа; увеличил срок послушничества до 2 лет по сравнению с Уставом прп. Венедикта Нурсийского, определявшим 1 год испытания для новоначальных, возраст для аббатис установил не менее 60 лет (ср.: 1 Тим 5. 9).
Григорий Великий проявлял попечение обо всех зап. Церквах, вел обширную переписку с представителями вост. Церквей. Пристальное внимание уделял Равеннской, Медиоланской и Аквилейской митрополиям, продолжая уже в качестве архипастыря заниматься исцелением «аквилейской схизмы»: ему удалось вернуть неск. епископов-раскольников в лоно Церкви, хотя полностью раскол был прекращен уже после смерти Григория Великого. В стремлении подчинить рим. влиянию Африканскую Церковь Григорий Великий согласился с требованием епископов Нумидии о сохранении там местных церковных обычаев и настоял только на том, чтобы в примасы не были посвящаемы обратившиеся из донатистского раскола. В письмах к североафриканским епископам по поводу обуздания беспокойных донатистов папа призывал архипастырей к соборным деяниям и оказанию помощи гражданским властям. В 589 г. в Испании III Толедский Собор принял обращение вестготов-ариан в Православие. Григорий Великий послал паллиум одному из вдохновителей этого обращения, своему другу еп. Севильскому Леандру. Однако отношения Рима с Испанией осложнялись национальной обособленностью вестготов и византийским присутствием в Юж. Испании. Испанская Церковь всячески подчеркивала свою независимость от Римского престола. Не было у Рима постоянных административных связей и с галльской Церковью, но и здесь Григорий Великий упрочивал рим. влияние. В 593 г. он назначил архиепископа Арелата (совр. Арль, Франция), одной из древних галльских митрополий, св. Вергилия своим викарием, восстановив существовавшую ранее традицию; заложил основу будущего союза папства с Франкским государством, установив контакты с франкским королем Хильдебертом II; нейтрализовал иконоборческую деятельность Марсельского еп. Серена, приказавшего убрать из храмов и уничтожить св. иконы (в обосновании иконопочитания у Григория Великого выходит на передний план не догматические предпосылки, а дидактический аспект: иконы для неграмотных суть то же, что Свящ. Писание для грамотных, они напоминают о Христе).
Информация о работе Папа Римский Григорий Двоеслов и его роль в жизни Церкви