Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 00:42, реферат
Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религии. Своеобразные религии существовали в Древнем Мире у египтян и греков, вавилонян и евреев. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам.
1. Понятие религиоведения. Богословско-теологический (А. Мень) и философский подходы к исследованию религии (Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс)
2. Особенности научного метода познания религии. Становление социологии религии (О. Конт, М. Вебер, Э. Дюркгейм)
3. Психология религии о природе религиозного феномена (У. Джеме, 3. Фрейд, К. Г. Юнг)
В религиозных
системах представления о священном
облекаются в мифологическую форму
и выливаются в культовые действия.
Э. Дюркгейм в религии придавал решающее
значение не верованиям и догматическим
формулам, а ритуалам и обрядам, т.
е. культовым действиям. По его мнению,
сущность культовых действий состоит
в том, что через них социальная общность
открывает себе дорогу к священным объектам
и затем обеспечивает возвращение в обычный
мир.
Культовые действия
всегда совершаются коллективно. И
принимая во внимание этот факт, Э. Дюркгейм
предлагает такое истолкование религиозного
феномена: священное — это почитание в
качестве святого главной социальной
ценности данного общества — самого этого
сообщества. А совершение культового действия
это акт, через который данная социальная
общность каждый раз утверждает себя в
качестве данной общности, иначе говоря
осознает самотождественность. В соответствии
с таким подходом Э. Дюркгейм дает следующее
определение религии. «Религия представляет
собой целостную систему верований и обрядов,
относящихся к священным вещам, то есть
к вещам особым, запретным, это система
таких верований и обрядов, которые объединяют
в единую моральную общину, называемою
церковью, всех тех, кто признает эти верования
и обряды»
Э Дюркгейм дает
расширенную трактовку религии, по сути
дела, отождествляя социальное и религиозное.
«Священные объекты» он трактует как символы
общественного единства. У австралийских
туземцев в качестве такого символа выступает
тотем — животное или растение, которое
рассматривается той или иной социальной
общностью как общий предок — покровитель
и связь с которым отличает данную общность
от другой Для христиан таким символом
выступает Иисус Христос В современном
обществе появились новые мифы и символы,
связанные с научным объяснением мира.
Исходя из этой
предпосылки, Э. Дюркгейм выдвигает
требование конкретно-исторического
подхода к оценке ее роли и влияния:
«Вначале, пишет
он, — все, что социально, религиозно
— оба символа синонимы Потом
мало-помалу функции политические,
экономические и научные освобождаются
от религиозных и получают все более ярко
выраженный светский характер». Таким
образом, Э. Дюркгейм признает наличие
непрерывного процесса освобождения всех
сфер общественной жизни от влияния религии.
Однако развитие этого процесса не означает
конца религиозности. Религия, по его мнению,
будет существовать вечно. Не может существовать
общество, которое не испытывало бы потребности
регулярно оживлять и подкреплять коллективные
чувства и идеи, утверждающие его единство
и индивидуальность. Э. Дюркгейм верил
в то, что в результате данного процесса
на смену религии существ и богов придет
«религия человечности».
3. Психология
религии о природе
Социальная философия
и социология исследуют природу религии
с точки зрения проявления в ней социальных
закономерностей. Однако религия представляет
собой не только социальное, но и психологическое
явление. Она является составной частью
внутренней эмоционально-волевой и духовной
жизни религиозной личности. Именно на
эту сторону религии делают акцент в своих
исследованиях представители психологии
религии — одного из разделов рели-гиоведения,
находящегося на стыке философии и психологии.
Психология религии
оформляется в самостоятельную отрасль
религиоведения в конце XIX — начале XX века
благодаря работам американца У Джемса
и австрийца 3. Фрейда Основная посылка
психологии религии состоит в том, что
источник религии находится не в окружающем
человека мире, а в самом человеке, в его
внутреннем мире, и не в интеллектуальной,
а в эмоционально-волевой сфере. У. Джеме
(1842—1910) в качестве важнейшей формы проявления
религии предлагает рассматривать «религиозный
опыт». Религиозный опыт, по Джемсу, коренится
в глубинах психики конкретного человека.
Он присущ всем людям независимо от их
национальной принадлежности и вероисповедения.
Однако этим опытом люди обладают в различной
степени. Одни из них исключительно восприимчивы
к присутствию в своей душе божества, проявляют
большие способности мистически слиться
с ним (религиозные гении), другие менее
одарены такой способностью (обычные верующие),
а третьи — совсем глухи, не слышат в себе
«голос божествам (неверующие)
По Джемсу, религиозный
опыт в принципе одинаков у всех
верующих — буддистов, христиан, мусульман.
Но тогда встает вопрос: каким же образом
появляются религиозные вероисповедания,
религиозные конфессии? И здесь У. Джеме
обращается к воздействию социальной
реальности. Он полагает, что в зависимости
от конкретных условий социального бытия
людей, определяемых местом рождения,
особенностями воспитания и т д., человек
становится либо буддистом, либо католиком,
либо мусульманином. Однако социальные
проявления, по мнению Джемса, вторичны
и малосущественны для религиозной жизни
индивида. Решающее значение имеют непосредственные
чувства и переживания. Отсюда вытекает
и концепция У. Джемса о терапевтической
функции религии. У. Джеме утверждал, что
религия содержит в себе определенные
психологические механизмы, благотворно
действующие на людей. Она обладает чудесной
властью самые невыносимые страдания
человеческой души превращать в самое
глубокое и прочное счастье.
У. Джеме, обращая
внимание на эмоционально-волевую природу
религиозных верований, не в явной
форме постулирует
Согласно учению
3. Фрейда, психика человека представляет
собой взаимодействие трех уровней
бессознательного, предсознательного
и сознательного. Центральным компонентом,
глубинным слоем психики он считал
бессознательный. Предсознательный и
сознательный компонент он рассматривал
лишь как вторичную надстройку над бессознательным.
Этот глубинный слой человеческой психики,
по мнению Фрейда, функционирует на основе
природных инстинктов, «первичных влечений».
В качестве основы первичных влечений
3. Фрейд рассматривал сексуальные влечения,
«либидо».
3. Фрейд считал,
что в бессознательных
Как известно, невротическое
состояние — это болезненное состояние
психики человека. Находясь в этом состоянии,
человек не способен адекватно воспринимать
окружающий мир. Он попадает в мир иллюзий.
Религия, по Фрейду, и есть форма иллюзорного
сознания. И в этом своем качестве она
играет положительную для индивида роль,
освобождает его от страданий. «Благочестивый
верующий, считает Фрейд, — в высокой степени
защищен от опасности известных невротических
заболеваний: усвоение универсального
невроза снимает с него задачу выработки
персонального невроза».
Невротические
состояния индивида 3. Фрейд пытался
свести в основном к так называемому
«Эдипову комплексу». Эдипов комплекс,
по его концепции, выражается в эмоциональной
привязанности мальчика к матери
и двойственности отношения к
отцу. Испытывая влечение к матери,
мальчик одновременно ненавидит и любит
отца. Вытеснение этого двойственного
чувства из сферы сознания в сферу бессознательного
приводит, по Фрейду, к детским навязчивым
неврозам. Этот индивидуальный детский
опыт человека и служит тем исходным материалом,
из которого оформляется религия. Человек
делает силы природы не просто человекообразными
существами, с которыми он может общаться
как с равными. Это не отвечало бы подавляющему
впечатлению от них, а придает им характер
Отца, следуя при этом не только инфантильному,
но также и филогенетическому прообразу
— утверждает Фрейд в работе «Будущее
одной иллюзии». Таким образом Фрейд устанавливает
тесную связь между отцовским комплексом
и верой в Бога, бессознательными влечениями
и сферой культуры.
Ученик 3. Фрейда,
а впоследствии один из его критиков, швейцарский
ученый, врач-психоаналитик К. Г. Юнг (1875—1966)
в качестве основы религии также рассматривает
бессознательное, не индивидуальное, а
коллективное бессознательное. К. Юнг
проводит четкое различие между индивидуальным
и коллективным бессознательным. Индивидуальное
бессознательное отражает личностный
опыт отдельного человека и состоит из
переживаний, которые когда-то были сознательными,
но утратили свой сознательный характер
в силу забвения или подавления. Коллективное
бессознательное — это общечеловеческий
опыт, характерный для всех рас и народов.
Оно представляет собой скрытые следы
памяти человеческого прошлого, а также
дочеловеческого животного состояния.
Таким образом, коллективное бессознательное,
по Юнгу, сверхъестественно, надличностно.
Содержание коллективного
бессознательного составляют архетипы.
К. Юнг характеризует архетипы как
«итог огромного опыта
Содержание архетипов
запечатлено в народном эпосе, мифах,
сказках и других продуктах так
называемого народного
Итак, религия
представляет собой сложное, многоуровневое
явление. Поэтому изучение и истолкование
религиозного феномена осуществляется
целым рядом дисциплин, совокупность которых
и образует специфическую синтетическую
отрасль знания — религи-оведение. Религиоведение
не является наукой в точном смысле этого
слова. Оно базируется на различных подходах
в истолковании истоков, природы и назначений
религии И это многообразие не позволяет
религиоведению занимать однозначную
мировоззренческую позицию, а призывает
проявлять мировоззренческий плюрализм,
одинаково уважительно относиться к характеру
аргументации всех его представителей.
Литература
Вебер М. Хозяйственная
этика мировых религий // Работы М.
Вебера по
социологии религии
и идеологии М., 1985.
Джеме В. Многообразие
религиозного опыта. М., 1910.
Дюркгейм Э. О
разделении общественного труда. Метод
социологии. М., 1990.
Маркс К. К критике
гегелевской философии права //Маркс
К., Энгельс ф.
Соч. Т. 1
Маркс К. Тезисы
о Фейербахе // Маркс К., Энгельс
Ф. Соч. Т. 3.
Мень А. История
религии. В поисках Пути, Истины и
Жизни. М., 1955.
Фрейд 3. Психоанализ.
Религия. Культура М., 1991.
Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.