Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 00:42, реферат
Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религии. Своеобразные религии существовали в Древнем Мире у египтян и греков, вавилонян и евреев. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам.
1. Понятие религиоведения. Богословско-теологический (А. Мень) и философский подходы к исследованию религии (Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс)
2. Особенности научного метода познания религии. Становление социологии религии (О. Конт, М. Вебер, Э. Дюркгейм)
3. Психология религии о природе религиозного феномена (У. Джеме, 3. Фрейд, К. Г. Юнг)
Религия формируется
как ответ на ситуацию несвободы
человека и потребности в преодолении
господствующих над ним сил. Эта
потребность при определенных социально-экономических
и политических условиях не может быть
удовлетворена реальным образом, путем
материально-практического изменения
мира. Выходом для человека из создавшейся
ситуации и является такой тип духовной
деятельности, результатом которой является
создание особого мира идеальных превращенных
форм, мира сфантазированных существ,
свойств, связей и отношений, с помощью
которого человек рассчитывает удовлетворить
свои потребности.
Признание исторической природы религии означало также признание ее временного, преходящего характера. Религия как проявление несвободы человека исторически изживает себя в той мере, в какой развивается свобода и самостоятельность человека. По мнению К Маркса и Ф. Энгельса, возможно создание таких общественных отношений, когда человек перейдет из «царства необходимости» .в «царство свободы». Этот тип общественных отношений К. Маркс и Ф. Энгельс называли коммунистическим. Установление коммунистических отношений, по их мнению, означает естественное отмирание религии. Таким образом раскрытие земной основы, социальной природы религии означало для К. Маркса и Ф. Энгельса не призыв к ликвидации и насильственное навязывание атеизма, а требование ликвидации тех условий, которые мешают человеку в полной мере реализовать себя, и создание таких условий, в которых человек выступал бы как свободный, самодеятельный субъект познания, деятельности и общения.
2. Особенности
научного метода познания
Философский анализ
религии складывается в европейской культуре,
начиная с XVII—XVIII века, он является господствующим
вплоть до середины XIX века. С середины
XIX века наряду с теологическим и философским
начинает формироваться научный подход.
В чем же заключается различие между философским
и научным подходом в исследовании религии?
Это различие состоит как в предметной
сфере, так и в методах исследования. Предметной
сферой философии является исследование
действительности под углом зрения решения
мировоззренческих проблем. Поэтому философия
делает акцент на изучении мировоззренческой
стороны религии. Для философов наиболее
существенным является то, как решается
в религии проблема устройства бытия,
что первично: духовное или материальное
начало, Бог создал этот мир, в том числе
и человека, или человек создал в своем
сознании Бога. Тот или иной ответ на этот
вопрос служит основанием для решения
конкретных смысложизненных вопросов.
Предметом науки о религии не являются
проблемы устройства бытия, ни объект
религиозной веры — Бог и все его атрибуты.
Наука изучает религию как одну из сторон
общественной жизни, в ее связях и взаимодействии
с другими областями этой жизни: каким
путем формируется религия, как те или
иные религиозные системы объясняют мир,
какие ценности, нормы и образцы поведения
они формируют у людей, как действуют те
или иные религиозные организации, каковы
функции религии в обществе и т. д.
Различие между
философией и наукой проявляется
не только в предметной сфере, но также
и в методах исследования религии.
Философия не проводит эмпирического
исследования действительности. Она в
большей мере решает свои проблемы умозрительно,
руководствуясь определенными установками,
которые развиваются на основе цепи логических
размышлений. Наука же в своих исследованиях
религии опирается на эмпирический материал,
фактические данные, полученные на основе
непосредственных исследований мировоззренческих
представлений тех или иных народов, их
верований, обычаев, организации жизни
и т. д.
В научном религиоведении
с самого начала его формирования широко
применяется исторический метод, предполагающий
изучение религиозных систем в процессе
их возникновения, становления и развития,
а также учет взаимодействия в этом процессе
как общих закономерностей истории, так
и своеобразных конкретных обстоятельств.
Исторический метод может быть реализован
в виде генетического подхода, когда исследователь
выводит все последующие стадии из начальной
фазы. В ходе этой процедуры важное значение
имеет отыскание всех промежуточных стадий
в цепи эволюции религии. Активно используется
в религиоведении и сравнительно-историческое
исследование. В ходе этого исследования
осуществляется сопоставление различных
этапов развития одной и той же религии
в различные моменты времени, разных религий,
существующих одновременно, но находящихся
на разных этапах развития, проводится
реконструкция тенденций развития.
Большое влияние
на формирование научного религиоведения
оказало использование методов
антропологии и этнографии Э. Тейлором,
Дж. Фрезером, Б. .Малиновским, Л. Леви-Брюлем
и др. Этот метод активно используют также
социологи Э. Дюркгейм и М Вебер, психоаналитики
3. Фрейд и К. Юнг и др. Конкретное применение
этого метода мы рассмотрим позднее при
освещении темы «Происхождение и ранние
формы религии.
Поскольку религиоведение
является комплексной дисциплиной, в ней
используются общефилософские, общенаучные
и частно-научные методы. На базе использования
этих методов формируются пограничные
отрасли знания. К этим пограничным отраслям
знания следует отнести социологию религии
и психологию религии Рассмотрим же вкратце
как трактуют проблему природы религии
эти важные разделы религиоведения.
Социология религии
является составной частью науки
об обществе — социологии. Социология
как самостоятельная наука
На второй, метафизической
стадии, человек пробует отказаться
от апелляции к
Рассмотрение
проблем религии О. Контом осуществляется
в контексте решения им общих
социологических проблем. Непосредственно
научным исследованием религии
с социологических позиций
М. Вебер рассматривал
социологию как науку о социальном
поведении. Поведение, по Веберу, становится
социальным, если оно имеет смысл, субъективно,
осмысленно соотносится с поведением
других людей, ориентировано на ожидание
определенного их поведения и в соответствии
с этим сопровождается субъективной оценкой
шанса на успех тех или иных своих действий.
В соответствие
с этой общей концепцией предмета
социологии М. Вебер формулирует
специфику социологического подхода
к исследованию религии. С точки
зрения М. Вебера, социолог, в отличие
от теолога и философа, не должен
касаться вопроса об источнике религии,
также как и не должен устанавливать некую
метафизическую «сущность» религии. Социолога
интересует не сущность религии, а условия
ее существования. Иначе говоря, для социолога
религия интересна лишь как особый тип
мотивации социального поведения людей.
Таким образом, социология, по Веберу,
должна ограничиваться изучением мотивирующего
воздействия религиозных идей и представлений,
выявлением их влияния на общественную
жизнь, не касаясь вопросов об их истинности
или ложности, источников их происхождения.
Такая оценка предмета
социологии религии вытекает из веберовской
трактовки социальной функции религии.
М. Вебер рассматривал религию как
социокультурный институт, который
совмещает в себе черты культурной
системы, то есть определяет сферу значений,
символов и ценностей индивида и общества
и вместе с тем функционирует в качестве
самостоятельного социального института.
Рассмотрим подробнее, что же представляет
собой религия как основание культуры.
Прежде всего
М. Вебер представляет религию как первичную
основу ценностей и в этом качестве она
является одним из важнейших способов
придания смысла социальному действию,
определяет его значения и цели. Именно
на основе религиозных установок все происходящие
в жизни человека события квалифицируются
им как смысложизненные или бессмысленные.
Религиозное истолкование мира является
средством ориентации в нем и регуляции
поведения. Религия рисует определенную
картину мира и в то же время задает систему
ценностей и норм, в соответствие с которыми
одни действия запрещаются, а другие разрешаются.
Тем самым она создает моральные нормы
поведения человека.
Особое внимание
М. Вебер уделял выявлению влияния
религиозного фактора на действенное
отношение индивида к окружающей
действительности. Одни религии стимулируют
уход от этого мира, созерцательно-мистическое
к нему отношение (например, буддизм), другие
нацеливают на его завоевание и преобразование
(например, христианство в его протестантской
разновидности). М Вебер настаивает на
религиозной обусловленности не просто
повседневного поведения верующих индивидов,
но и их «хозяйственного» (экономического)
поведения. Одной из важнейших заслуг
М. Вебера в области социологии является
обоснование им влияния Реформации на
становление и развитие капиталистических
общественных отношений. Протестантская
этика, по мнению М. Вебера, заложена в
основы «духа капитализма».
В своих работах
М. Вебер доказывал не только влияние
религиозного фактора на становление
тех или иных социальных отношений,
но и влияние социального фактора
на формирование того или иного типа религии.
В «Хозяйственной этике мировых религий»
он пишет, что для каждой данной религии
можно выделить те слои, жизненное поведение
которых было определяющим на практическую
этику соответствующей религии. Например,
в конфуцианстве — это бюрократия, в индуизме
— овладевание ведической образованностью
брахмы, в буддизме — монашество, в христианстве
— городские ремесленники и т. д. Отвергая
обвинения в упрощенном социологизме,
М. Вебер разъясняет: мысль автора не сводится
к тому, что своеобразие религии является
простой функцией социального положения
того слоя, который выступает в качестве
ее характерного носителя, как бы его «идеологией»
или отражением его материальных и духовных
интересов. Напротив, как ни глубоко в
отдельных случаях экономическое и политическое
воздействие на религиозную этику, ее
основные черты восходят прежде всего
к религиозным источникам и прежде всего
к содержанию благовествования и обетования
(Вебер М. Хозяйственная этика мировых
религий //Работы М. Вебера по социологии
религии и культуре. Вып. 1. М; 1991.С. 63,64).
Религия как социальный институт исследуется
М. Вебером в контексте изучения различных
типов религиозных организаций, о которых
речь пойдет позже в соответствующем разделе
курса.
Принципиально
иной подход к задачам исследования религии
демонстрирует французский социолог Э.
Дюркгейм. Специфика исследования религии
в системе Э. Дюркгейма вытекает из общих
принципов получения социологического
знания. По мнению Э. Дюркгейма, социология
основывается на познании социальных
фактов. Источник социальных фактов находится
не в мышлении и поведении отдельных индивидов,
а в обществе. Для того, чтобы возник социальный
факт, указывал Э. Дюркгейм, необходимо,
чтобы по крайней мере несколько индивидов
объединили свои действия и чтобы эта
комбинация породила новый результат.
А поскольку этот синтез происходит вне
сознания действующих индивидов (так как
образуется на основе взаимодействия
множества сознаний), то это имеет своим
непременным следствием установление
и закрепление для индивидуальных сознаний
каких-либо образцов поведения, ценностей,
норм и т. д, которые существуют для данных
индивидов объективно. Религия, как и все
другие общественные институты, представляет
собой «социальный факт» и к ее анализу
применима та же методология и те критерии
оценки, как и ко всяким другим социальным
фактам.
Э. Дюркгейм рассматривает
религию как созданный
Что же, с точки
зрения Дюркгейма, придает коллективным
верованиям и представлениям обязательный
характер, позволяет обязательным образом
воздействовать на индивидов и общество?
А то, отвечает Дюркгейм, что религия
связана с функционированием в социальном
взаимодействии священных объектов. Различие
в социальной жизни двух различных областей
— мирской и священной является, по Дюркгейму,
главным признаком религии Мирская область
— это сфера повседневной жизни, с частными
интересами и обычными занятиями. Священное
— это отдельная область, которая состоит
из особых предметов, верований и обрядов.
Священное наделено особым моральным
авторитетом и властью. Оно — предмет
почитания и поклонения, источник запрета
и принуждения.