Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 09:30, реферат
ОДЕЖДА УДМУРТОВ. ОДЕЖДА МОРДВЫ. ОДЕЖДА МАРИЙЦЕВ. ОДЕЖДА КОМИ. ОДЕЖДА ХАНТЫ.
ОДЕЖДА УДМУРТОВ
Народный костюм удмуртов красочен и разнообразен. Удмуртская одежда в прошлом была почти полностью домашнего изготовления. Материалом для нее служили белый или синий холст, сукно, овчина. Производством тканей и сукон занимались женщины, а обработкой овчин – мужчины.
Костюм женщины-удмуртки состоял из туникообразной рубахи, передника, вышитого нагрудника, головного платка, длинного полотенца с ярко вытянутыми концами, спускаемыми на спину, высокого на берестяной основе головного убора, обшитого холстом и украшенного монетами, лентами, бисером, раковинами, поверх которого надевалось покрывало. Право носить такой головной убор имела лишь молодушка: так удмурты называли женщину в течении восьми лет после замужества.
Девушки надевали на голову платок или холщевую шапочку, также отделанную монетами, налобную повязку и накосник с монетами и бусами. Непременной частью праздничного женского костюма были украшения из монет, бус и бисера, перевязи через плечо, ожерелья, браслеты, медные или серебряные с прикованными монетами или вставленными в них цветными камнями, кольца с монетами, цепочки, серьги из серебряных денег, перстни, нитки мелких кораллов.
На ноги надевали чулки и носки без пяток, вязанные из шерсти или сшитые из холста, обували лыковые лапти, башмаки, а зимой – валенки.
В качестве летней верхней одежды у северных удмуртов служил халат из белого холста с короткими рукавами, а у южных – камзол или безрукавка. Более теплой верхней одеждой были суконный кафтан или овчинная шуба, иногда покрытая какой-либо тканью.
Очень сложными и разнообразными были старинные головные уборы удмуртов. Головной убор, как и прическа, был связан с определенным возрастом, символизировал то или иное положение женщины в семье. По форме и внешнему виду женские головные уборы подразделяют на четыре группы: 1) покрывала, платки, полотенца; 2) повязки, налобники, венки; 3) мягкие шапки, чепцы; 4)высокие твердые уборы конусообразной и лопатообразной формы. Все эти головные уборы вышли из массового употребления.
Мужской удмуртский костюм состоял из рубахи туникообразного покроя с невысоким стоячим воротником из белого холста, с разрезом на правой стороне груди. Ее носили поверх синих в белую полоску штанов. Обязательной принадлежностью мужского костюма был пояс из сыромятой кожи с медной пряжкой или из шерсти фабричного производства, предпочтительнее в красную полоску. В ходу были также пояса домашнего изготовления, как тканые, так и плетенные из разноцветных шерстяных ниток.
Головным убором мужчин были валенные из белой или черной шерсти шляпы с полями, барашковые шапки с ушами, крытые иногда тканью, а обувью лапти или валенки. Верхняя теплая одежда (суконный кафтан и шуба) не отличались по материалу и покрою от женской.
Удмуртская женская национальная одежда, утратив ряд традиционных элементов, претерпев известную эволюцию, продолжает использоваться. В реальном повседневном обиходе чаше всего встречается национальное платье, которое многие удмуртки обычно шьют, как и раньше сами, но из фабричных тканей. В торжественных случаях, например, на свадьбу, надевают бусы и ожерелья из раковин и монет, браслеты и кольца.
ОДЕЖДА МОРДВЫ
Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы, которые, в свою очередь, включают не менее полутора десятка разновидностей.
Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора.
Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с шести-семи лет. К десяти годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12-13-ти годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение сложным искусством вышивки считалось по праву одним из больших достоинств девушки. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали свое мастерство как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей природе. Об этом свидетельствуют и названия мордовского орнамента: «змеиная головка», «куриные лапки», «козьи копыта», «крылышки», «еловые ветки», «солнечные узелки», «звездочки».
Между девушками каждой деревни шло постоянное соревнование в искусстве вышивания. А на свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии.
Женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по-мордовски называется пулай или пулагай. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный «пулай». Четкий и удивительно гармоничный рисунок валика – верхней его части – оттенялся прикрепленной к нижнему его краю длинной черной, красной, зеленой или синей бахромой из шерсти с кистями по бокам.
Декоративным центром нагрудных украшений мордовки является застежка, которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется сюлгам, сюлгамо. Аналогичное украшение встречается и у других финно-угорских народов. Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником (у мокши). К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие – на периферийной части украшения.
Широкое распространение у мордвы получили браслеты, перстни, кольца. Археологические изыскания свидетельствуют о самобытности древнего ювелирного производства у мордвы.
Для эрзянок типичны были высокие головные уборы на твердой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста, вышитой и украшенной блестками, а для мокшанок – двурогие головные уборы, тюрбано-образные повязки. Прически замужних мокшанок представляли собой два закрученных на висках пучка волос, которые также походили на рога. На уши надевали серьги с подвеской - серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха.
Кожаные сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном. Повседневной обувью служили, как правило, лыковые лапти. Мокшанки носят и теперь полосатые наколенники с геометрическим орнаментом, вязанные из шерсти.
Традиционный народный костюм в разной степени сохранился у мокши и эрзи. Если мордовки-мокшанки еще довольно часто одевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты национальной одежды, то мордовки-эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по праздникам или на концерты художественной самодеятельности. Свахи надевают его на свадьбу, а некоторые пожилые женщины берегут в качестве посмертной одежды.
Лучшие элементы мордовского народного костюма продолжают сохраняться и развиваться в творчестве мордовских модельеров, в работах мордовских вышивальщиц. На фабрике «Мордовские узоры» ежегодно разрабатывается до 10-12 видов новых изделий, украшенных народной вышивкой.
На выставках самодеятельного и народного искусства не только в своей республике, но и за ее пределами, в ряде зарубежных стран (Японии, Индии, Бельгии, Франции) экспонировались работы вышивальщиц Мордовии. Яркость колорита, богатство орнаментальных мотивов, высокая исполнительская техника вызывали живой интерес к ним.
ОДЕЖДА МАРИЙЦЕВ
Женский костюм больше, чем мужской, сохранил этнические особенности марийского народа, что не исключало межэтнических взаимосвязей и взаимовлияний. Так, в марийской одежде можно проследить черты сходства с чувашской, мордовской, удмуртской, татарской, русской одеждой. Древние исторические, бытовые, экономические и культурные связи, а также территориальная близость указанных народов, сходство географических условий их жизнедеятельности способствовали выработке аналогичных компонентов быта и культуры для всего многонационального региона.
Единый тип марийского женского костюма подразделялся на три подтипа, соответствующих в целом тем трем этнографическим подразделениям, которые сохраняются в этноструктуре народов до сих пор (марийцы горные, луговые и восточные). Были даже различные названия для мариек, носящих тот или иной головной убор: сорокан-мари называли женщину, носящую сороку – лопатообразный головной убор; шимакшан-мари именовали женщину, носящую шымакш – конусообразный головной убор в виде колпака, и шарпан-мари – женщину, носящую шарпан (головное полотенце).
Традиционная мужская одежда состояла из холщевой вышитой рубахи, штанов, холщового кафтана, онучей и лаптей, реже – кожаных сапог. Рубаху, часто имевшую разрез на правой стороне груди, иногда со стоячим воротником, перепоясывали узким плетенным из шерсти пояском или кожаным ремнем. Мужские суконные кафтаны белого цвета и шубы по покрою не отличались от женских. На мужской одежде в сравнении с женской было меньше вышивки. На голову марийские мужчины надевали плоские войлочные шляпы цилиндрической формы или с загнутыми краями, круглые меховые бараньи шапки.
Народная марийская одежда широко использовалась вплоть до начала ХХ века. Наиболее прочно она сохранялась при исполнении тех или иных национальных обрядов. Существовало, к примеру, правило, что невеста надевала одежду исключительно старинного покроя и только домотканую, особенно богато украшенную вышивкой.
В настоящее время широкое распространение получили модернизированные формы национальной одежды, в которых те или иные традиционные черты, например, цвет, покрой, вышивка, украшения, сочетаются с новыми материалами фабричного производства. Народные костюмы, нередко уже стилизованные, очень широко используются в художественной самодеятельности.
ОДЕЖДА МАНСИ
Традиционная
женская одежда — платье,
распашной халат (сатиновый
или суконный) и двойная
оленья шуба (ягушка,
сах), на голове — платок,
большое количество
украшений (кольца, бисерные
ожерелья и др.); мужская
одежда — рубаха, штаны,
глухая одежда с капюшоном
из сукна, у оленеводов
— из оленьих шкур (
малица, гусь), охотничья
суконная одежда с капюшоном
и незашитыми боками (лузан).
Было распространено
ткачество из крапивного
и конопляного волокна.
ОДЕЖДА КАРЕЛ
В традиционной одежде преобладали северо-русские формы. Основа комплекса женской одежды: различные рубахи, сарафан (с XVI века), кофта с юбкой, платок, сорока. Мужская одежда состояла из рубахи с косым воротом, штанов с узким шагом. В приладожье бытовал древний тип несшитой юбки (хуруст), у олонецких карелов — юбочный комплекс. Для северных карелов характерна женская рубаха с разрезом на спине, обувь с загнутым носком, для всех групп карелов — шейные мужские платки, вязаные и плетёные пояса, наголенники. Обувь берестяная, кожаная, меховая, валяная.
ОДЕЖДА КОМИ
На одежде коми в очень большой степени сказалось влияние северного русского костюма. Одежду шили из холста, сукна, шерсти, кожи и меха. Основу женского костюма составляла рубаха, ее верхнюю часть шили из цветной ткани, а нижнюю – из белого холста. На плечах рубахи делали орнаментальные вставки из яркой ткани или вышивали геометрический или цветочный узор. Кроме того, рубаху украшала цветная кайма по воротнику и оборки на рукавах. Поверх рубахи надевали сарафан, а на него еще передник или фартук с нагрудником. Перепоясывали все узорным тканым поясом.
Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки, часто тоже с расшитым воротом и рукавами, которая выпускалась поверх полосатых штанов. Еще в начале XX века можно было встретить мужские рубахи с вышитым подолом или отделанные узорной тканью.
На ноги мужчины и женщины надевали узорные шерстяные носки, а на них лапти из липового лыка или кожаные сапоги, зимой – меховые сапожки пимы. У охотников, в особенности у коми-пермяков, были своеобразные кожаные башмачки с загнутыми кверху носками – чтобы меньше цепляться за кусты и ветки, идя по лесу. Зимой носили также валенки или валяные головки с пришитыми к ним кожаными голенищами.