Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:43, реферат
Киническая школа, киники - (от прозвища Диогена — «пес», по другому, менее вероятному объяснению, от— Киносарг, холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками; лат. cynici — циники) — одна из т. н. сократических философских школ Древней Греции.
Основатели и представители (Антисфен из Афин, Диоген Синопский, Кратет Фиванский и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни.
Примитивность кинического философствования, поражающая при сравнении с виртуозной диалектикой платонизма и аристотелизма, — лишь оборотная сторона стремления всецело сосредоточиться на одной, и притом наиболее простой идее. Мыслить по-кинически — только средство; цель — жить по-кинически.
Общие характеристики Кинической школы.
Учения древних киников.
Самые яркие представители Кинической школы.
Антисфен из Афин
Диоген Синопский
Кратет Фиванский
Логическая структура древнейшего кинизма .
Заключение. Духовные цели цинизма
Диоген родился в Синопе — богатом портовом городе на берегу Черного моря, старой милетской колонии, известной своим флотом и заморской торговлей. Отец его был известным человеком в городе, возможно, выполнял некоторые официальные функции, связанные с фиском. Предание говорит, что Диогену пришлось покинуть родину из-за участия в фабрикации фальшивых денег.
Изгнанный из Синопы за фальшивомонетчество Диоген оказался в Афинах. С ним туда прибыл его раб по имени Манес, которого Диоген, став киником, вскоре отпустил. Гипотеза Селтмена о дате приезда Диогена в Афины (340 г.), как мы видели, несостоятельна: она исключает обучение Диогена у Антисфена и личную полемику с Платоном, умершим в 347 г. Согласно Аристотелю, в 330 г. Диоген был уже хорошо известен в Афинах. Когда умер Антисфен, Диогену было, вероятно, лет пятьдесят. В Афины он мог попасть в 390—385.
После довольно длительного пребывания в Афинах Диоген отправляется в странствия по Греции как бродячий проповедник. Во время одного из своих путешествий он попадает в руки пиратов и его продают в рабство богатому коринфскому гражданину Ксениаду, который сделал нового раба наставником своих сыновей. Диоген и в Коринфе становится популярным, к нему приходит даже сам «владыка мира» Александр.
Несколько случаев из жизни Диогена.
— Однажды, уже будучи стариком, Диоген
увидел, как мальчик пил воду из горсти,
и в расстройстве выбросил из сумы свою
чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл
меня в простоте жизни». Он выбросил и
миску, когда увидел другого мальчика,
который, разбив свою плошку, ел чечевичную
похлебку из куска выеденного хлеба.
— Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы
приучить себя к отказам».
— Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы
денег, то говорил не «дайте мне денег»,
а «дайте мои деньги».
— Рассказывают, что когда Александр Македонский
пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел
познакомиться с прославленным «маргиналом»
как и многие прочие. Плутарх рассказывает,
что Александр долго ждал, пока сам Диоген
придет к нему выразить свое почтение,
но философ преспокойно проводил время
у себя. Тогда Александр сам решил навестить
его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии
неподалёку отКоринфа), когда тот грелся
на солнце. Александр подошёл к нему и
сказал: «Я — великий царь Александр».
«А я, — ответил Диоген, — собака Диоген».
«И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит
кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю,
кто злой человек — кусаю». «А меня ты
боишься?» — спросил Александр. «А что
ты такое, — спросил Диоген, — зло или
добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же
боится добра?» Наконец, Александр сказал:
«Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты
заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген
и продолжил греться. На обратном пути,
в ответ на шутки своих приятелей, которые
потешались над философом, Александр якобы
даже заметил: «Если бы я не был Александром,
то хотел бы стать Диогеном». По иронии
судьбы Александр умер в один день с Диогеном
10 июня 323 года до н. э.
— Когда афиняне готовились к войне с
Филиппом Македонским и в городе царили
суета и волнение, Диоген стал катать по
улицам свою бочку, в которой жил. На вопрос,
для чего он так делает, Диоген отвечал:
«Все заняты делом, я тоже».
— Диоген говорил, что грамматики изучают
бедствия Одиссея и не ведают своих собственных;
музыканты ладят струны на лире и не могут
сладить с собственным нравом; математики
следят за солнцем и луной, а не видят того,
что у них под ногами; риторы учат правильно
говорить и не учат правильно поступать;
наконец, скряги ругают деньги, а сами
любят их больше всего.
— Фонарь Диогена, с которым он бродил
среди бела дня по людным местам со словами
«Ищу Человека», стал хрестоматийным примером
ещё в античности.
—Однажды, помывшись, Диоген выходил из
бани, а навстречу ему шли знакомые, которые
только собирались мыться. «Диоген, —
спросили они мимоходом, — как там, полно
народу?». «Полно», — кивнул Диоген. Тут
же ему встретились другие знакомые, которые
тоже собирались мыться и тоже поинтересовались:
«Привет, Диоген, что, много людей моется?».
«Людей — почти никого», — покачал головой
Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии,
на вопрос, много ли там было народу, он
ответил: «Народу много, а людей совсем
мало». А однажды он вышел на площадь и
закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался
народ, напустился на него с палкой, приговаривая:
«Я звал людей, а не мерзавцев».
— Диоген то и дело занимался рукоблудием
у всех на виду; когда афиняне по этому
поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно,
у нас демократия и можно делать что хочешь,
но не перегибаешь ли палку?», он отвечал:
«Вот бы и голод можно было унять, потирая
живот».
— Когда Платон дал определение, имевшее
большой успех: «Человек есть животное
о двух ногах, лишённое перьев», Диоген
ощипал петуха и принёс к нему в школу,
объявив: «Вот платоновский человек!»
На что Платон к своему определению вынужден
был добавить «…и с плоскими ногтями».
— Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену
Лампсакскому, сел в задних рядах, достал
из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала
обернулся один слушатель и стал смотреть
на рыбу, потом другой, потом почти все.
Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне
лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал
Диоген, — если какая-то солёная рыбка
опрокинула твои рассуждения?»
— На вопрос, какое вино ему пить вкуснее,
он ответил: «Чужое».
— Однажды кто-то привёл его в роскошное
жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто,
смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется».
Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо,
заявив: «А куда же плеваться, если нет
места хуже».
— Когда кто-то читал длинное сочинение
и уже показалось неисписанное место в
конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь,
други: виден берег!»
Популярность Диогена из Синопы основана на его бескомпромиссном вольнолюбии, правдоискательстве, свободе слова, несгибаемой воле, грубом и едком остроумии, аскетическом образе жизни и поразительной само бытности, вызвавших к жизни легенды и анекдоты, пере дававшиеся устно и письменно. Диоген не оставил систематического свода своей философии, еще в древности он превратился в легенду, фигуру из мифологии, «небесную собаку». Вокруг его имени скапливались хрии, апофтегмы, меткие слова, удивительные истории, сделавшие из него народного героя, фольклорного мудреца и пророка, который, несмотря на свою нищету и старческую немощь, отважнее всех сильных мира бросал в этот мир слова правды и осуждения зла.
На протяжении веков образ Диогена настолько оброс легендами, что отделить правду от вымысла, апокрифы от действительности почти невозможно. Биографические источники полны иной раз неразрешимых противоречий. Так, например, существует целых пять версий обстоятельств смерти Диогена.
Антисфен призывал к борьбе с любыми формами конформизма, с предрассудками и мифами современного ему общества, подвергал критике, «кусал» существующий строй, идеализировал жизнь пауперов. Диоген стремился воплотить принципы учителя на деле, превратиться в их живую модель. Унаследовав учение Антисфена, Диоген вел еще более ригористический и подчеркнуто аскетический образ жизни. Современник Диогена Феофраст передает, что тот счел для себя наилучшим платье бродяги нищего. Благодаря примеру Диогена плат, котомка и посох стали символами принадлежности к рядам киников. Он носил эти вещи с гордостью бедняка, презирающего роскошь богачей, нажитую на чужом горбу, и довольствующегося сознанием своей честности. Диоген носил бороду, чтобы не изменять вида, данного ему природой.
Принципы кинизма, выдвинутые Антисфеном, Диоген претворял с неукоснительной последовательностью и прямолинейностью, которыми превосходил своего наставника. Диоген, как утверждает предание, даже укорял учителя за то, что тот отступает от собственных требований, и на зывал его «трубой, которая не слышит собственного призыва». Крайности Диогена снискали ему прозвище «сумасшедшего Сократа» (Sokrates mainomenos). Он был всем известен, и Аристотель называет его просто «собака».
Легенда создала из Диогена образ идеального киника, истинный же его характер так, видимо, и останется загадкой. Предание изображает его то терпеливым и мягким воспитателем, то одиноким и неужив чивым человеком, от которого сбежал даже преданный раб. Безусловно, в поведении Диогена было много эксцентричного, необычного, показного, эпатирующего. Большая часть его биографии в изложении Диогена Лаэртскою посвящена описанию аскетических причуд философа, вроде объятий с промерзлыми статуями зимой и зарывания в обжигающий песок в летний зной (VI, 23—24), его крепким словечкам и остротам, парадоксам и т. п. В линии поведения Диогена без особого труда обнаруживается настойчивая и продуманная тенденция. Это не простая театральность, в которой упрекает Диогена, в частности, Сейер, а сознательное стремление оскорбить «приличия», заставить задуматься, показать на своем примере, как нужно относиться к общепринятым нормам, обычаям, суевериям. Это своеобразная, пусть наивная, форма протеста и бунта. В своих демонстративных поступках, направленных на пропаганду кинических принципов «перечеканки ценностей» и жизни «согласно природе», Диоген пользовался неограниченной свободой слова (parrhesia) и так называемым бесстыдством (anaideia), которые, вероятно, традиция тенденциозно гиперболизирует. Понятно, что крайности воспринимались по-разному: враги их педалировали, друзья отвергали. У Диогена Лаэртского можно найти ряд эпизодов, явно сочиненных врагами кинизма (Д. Л. VI, 28.53; Ватик. гном., 445). Но случайно Дион Хрисостом замечает: «Некоторые восхищались им (Диогеном.— И. H.) как мудрейшим из людей, другие называли его безумцем»
Доминирующая черта характера Диогена — лень. Он готов скорее испытывать неудобства и лишения, чем шевельнуть пальцем для приобретения благ и имущества в соответствии со своими потребностями». Человек, жертвующий удобствами ради своих принципов, непонятен буржуа, поэтому Сейер называет Диогена «психопатом». «Диоген,— пишет он,— был обуян скорее манией величия, чем мизантропией... Нежелание Диогена заниматься полезным трудом, отрицание моральных ограничений и равнодушие к мнению других — явно психопатические симптомы».
Следуя примеру своего учителя Антисфена, Диоген пропагандировал киническое учение не только своими поступками и остроумными афоризмами, но и многочисленными сочинениями, нападавшими на все стороны жизни господствующего класса. Что конечно опровергает предшествующий тезис о его доминирующей черте характера (лени), так как сочинения и писания требуют методичности и упорства. Я считаю, что его демонстрация лени скорее являлась ещё одним вызовом обществу.
Содержание диалогов и трагедий
Диогена, как следует из названий
и пересказов доксографов, касалось
различных этических проблем
в духе кинической «перечеканки ценностей».
В них содержались нападки
на все институты
Кр́атет Фив́анский, устаревшее — Кратес, (IV век до н. э. — III век до н. э.) — знаменитый древнегреческий философ-киник, наиболее известный ученик Диогена.
Кратет происходил из богатой фиванской семьи, получил хорошее образование. После разрушения ФивАлександром Македонским Кратет перебрался в Афины. Киническая философия — это образ жизни. И свои воззрения Кратет доказывал собственным примером. Почти всё своё состояние он раздал беднякам, и стал киническим проповедником. Как и его учитель, Кратет вёл весьма аскетичный образ жизни. Но по сравнению с Диогеном кинизм Кратета носит более мягкий, гуманный характер. Он не возражал против собственности, семьи, видимо, сам имел минимальную личную собственность. Новым течением в кинизме считается провозглашённая Кратетом «Любовь к человеку (филантропия)». За своё обаяние, умение выслушать и дать совет, Кратет был прозван «открывателем всех дверей». Известны надписи на дверях домов: «Здесь вход для доброго духа Кратета». Называя господствующие философские взгляды «дымом», он непримиримо выступал против своих идейных противников, в частности, против мегариков.
В отличие от многих киников Кратет имел семью. Его жена — небезызвестная киник Гиппархия, будучи ученицей философа, из любви к нему ушла из знатной семьи, несмотря на уговоры самого Кратета.
Их равноправный брак по любви стал одной из форм кинического переосмысления привычных ценностей. Вокруг этого брака существуют сплетни и анекдоты о бесстыдстве и распущенности. Но некоторые современные исследователи сомневаются в правдивости подобных историй. Впоследствии немецкий писатель Виланд сделал Кратета и Гиппархию героями своего эпистолярного романа — «Krates und Hipparchia» (1804).
Хотя Кратет вел кинический образ жизни (kynikos bios), однако кратетовский вариант кинизма несколько отличен от кинизма Диогена. Отличаясь душевной добротой, мягкостью, гуманностью, Кратет эти черты своего характера влил как новую струю в киническое течение своего времени, обогатив его открыто прокламируемой «любовью к человеку» (филантропия). Он «врачевал души» отверженных, униженных и оскорбленных. В любом доме, нежданный и незваный, он был желанным и дорогим гостем. В народе его прозвали «открывателем всех две рей», «добрым демоном» (Плутарх. О льстеце и друге). Греки писали на дверях своих домов: «Здесь вход для доброго духа Кратета» (Юл. VI, 200b). Отличался Кратет от других киников и тем, что имел семью — жену Гиппархию, также занимавшуюся философией, и детей. Возможно, у него была какая-то минимальная личная собственность и от своих учеников он не требовал полного отказа от имущества. Тем не менее, он вел жизнь обыкновенного бедняка и свою бедность считал преимуществом: «Я гражданин темноты и бедности, они неприступны для судьбы» (Д. Л. VI, 93). Смягченный кратетовский вариант кинизма внес в него новую черту не только из-за изменившихся исторических условий, но и вследствие того, что представлял новый социальный слой. Если Антисфен отражал главным образом идеологию рабов и неполноправных, а Диоген — мировосприятие рабов и широких разоренных вой ной масс, полностью дезориентированных и искавших новых форм существования в мире, то Кратет представлял взгляды обедневшего трудящегося населения разла гавшихся полисов, пауперизированного в результате длительных войн, но сумевшего сохранить небольшую часть своей собственности — бедных античных земледельцев и ремесленников, мечтавших о среднем достатке. Этим объясняется кратетовская модель кинизма. Кратет сыграл выдающуюся роль в становлении кинической литературы, будучи поэтом своеобразного и большого дарования. Для нового содержания, отвергающего общепринятые нормы, он нашел адекватную форму, прежде всего прибегая к пародии на традиционные поэтиче ские жанры (эпос, трагедия, элегия). Он писал так называемые paignia — моралистические сатиры, пародийные трагедии в духе Диогена, не предназначавшиеся для сце нического воплощения. В своих стихах Кратет воспевал «бессмертную царицу Свободу» и созданное его тревожным воображением блаженное царство, «кинический рай» — утопический остров «Пера» (котомка нищего), неприступный для порочных богачей и для житейских невзгод. Широко известные так называемые «Письма Кратета» написаны римскимикиниками в I веке н. э. как составная часть цикла «Письма киников».
Среди учеников Кратета были Метрокл, Гиппархия и, наиболее известный, основатель стоицизма Зенон из Китиона.
Для историка философии и эстетики
направление античного кинизма представляет
собою огромный исторический феномен,
который вовсе не ограничился ближайшими
учениками Сократа, деятелями IV в. до н.
э., но продолжал существовать также и
в течение всего эллинизма, вступал в ближайшую
связь со стоицизмом, заметно влиял на
художественную литературу и определял
собою многочисленные идейные линии также
и в литературе Византии. В настоящей книге
нас интересует, конечно, только древнейший
кинизм, представленный указанными у нас
выше непосредственными учениками Сократа.
Явление это настолько замечательно, что
для осознания его историко-философского
или историко-эстетического значения
требуется большая работа мысли. Эту киническую
сложность и противоречивость мы могли
бы, не претендуя на исчерпание вопроса,
формулировать в виде следующих четырех,
тесно связанных между собою логических
моментов. Они вытекают из попытки синтезировать
софистический сенсуализм и релятивизм
с чисто сократовским принципом и с чисто
сократовской проповедью свободы духа.
Но ведь во всяком синтезе возможно преобладание
то одного, то другого из синтезируемых
моментов. Киники базировались на примате
чувственной действительности, что в развитой
форме приводило к четырем основным логическим
шагам философско-эстетической системы.
Первый шаг: примат чувственности, материальной
текучести и вообще жизненного процесса
над разумом и чисто духовной деятельностью.
Этот примат жизненного процесса доходил
у киников до своего предельного состояния,
до последней крайности . Здесь освобождалась
не только вся человеческая чувственность,
но и все обнаженные человеческие инстинкты
вплоть до свободного животного состояния.
Все животные инстинкты и потребности
не сдерживались ровно ничем, так что перед
этим рассыпались в прах решительно все
достижения цивилизации и проповедовалось
животное опрощенство. Второй шаг: формализация
и схематизация разума и превращение его
только в абстрактный принцип. Это было
прямым следствием первого шага. Если
признается только жизненный процесс
и больше ничего другого, то на долю разума
уже не остается никакого живого и реального
содержания. Этот разум, лишенный жизненного
содержания, уже не отличается живым потоком
живых и жизненных идей, но лишает их всякой
жизненности и даже превращает в дискретные,
никак не связанные между собой единичности,
откуда тотчас же возникает отрицание
логики в собственном смысле слова, переходящее
иной раз прямо в номинализм. Понятие здесь
трактуется как словесное обозначение
той или иной единичности, которая реально
либо была, либо налична в настоящее время.
«Что» вещи, однако, тоже не определимо,
а определимо только ее «как». Например,
что такое серебро, определить нельзя;
но можно определить лишь то, в каком виде
что-нибудь является серебром. Антисфен
уверял, что он видит человека, но не человечность,
и лошадь, но не лошадность . Отсюда само
собой вытекало у Антисфена и то, что каждая
вещь обозначается только одним специфическим
наименованием, что поэтому никаких противоречий
в мышлении не существует и что, следовательно,
не существует и вообще никакого ложного
высказывания , так что и сама логика бесплодна,
a образованность только и заключается
в исследовании слов (там же). Для Диогена
отпадают даже музыка, геометрия и астрономия,
ввиду их бесполезности и ненужности .
Коротко говоря, этот второй шаг кинической
логики содержит в себе: абсолютность
единичного, сингуляризм; невозможность
логического вывода, поскольку невозможно
включение никакого единичного ни в какое
общее и потому невозможна оценка суждений
как отрицательных; и, наконец, замену
всех логических операций одними только
словами, то есть безусловный номинализм.
Все эти элементы кинической логики, как
мы теперь уже хорошо знаем, коренились
у софистов, которые тоже имели тенденцию
и к сингуляризму, и к отрицанию логики
как специальной дисциплины, и к номинализму.
Все эти стороны в кинизме только прогрессировали.
Главное, однако, заключается не в этих
гипертрофированных тенденциях (о них
можно прочитать в любом учебнике истории
античной философии). Очень важно понимать
то, что эта сингуляристически-