Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:15, реферат
Цель данной работы – изучить особенности основных национальных религий мира.
Задачи:
- Изучить основные особенности религий, которые относятся к типу национальных;
Рассмотреть: - историю, основные особенности вероучения и культа Иудаизм.Нормативно-регулирующую систему иудейской религии;
- историю, основные особенности вероучения и культа индуизма;
- историю даосизма, основные особенности вероучения и культа;
- конфуцианство, его историю, основные особенности вероучения и культа, нормативно - регулирующую систему конфуцианства.
Введение 3
1. Основные особенности религий, которые относятся к типу национальных 4
2. Иудаизм. История, основные особенности вероучения и культа. Нормативно-регулирующая система иудейской религии 5
3. Индуизм. История, основные особенности вероучения и культа 9
4. Даосизм. История, основные особенности вероучения и культа 11
5. Конфуцианство. История, основные особенности вероучения и культа. Нормативно-регулирующая система конфуцианства 13
Заключение 17
Список литературы 19
Культ Вишну носил иной характер. Предполагается, что он был богом солнца у одного из северных племен Индии. Став одной из ипостасей Тримурти, Вишну, по существу, слился с Брамой и Шивой. Вишну соединяет в себе всю Троицу, и вишнуизм можно считать синонимом индуизма вообще.
В индуизме существует ограниченное число общепринятых религиозных догматов — авторитет Вед, учение о карме и переселении душ, богоустановленность каст4.
В Индии огромное число религиозных направлений и сект, которые практикуют различные приемы достижения просветления и познания божественной сущности. Отличительные черты индуизма можно сформулировать следующим образом:
1.
Авторитет Вед является
2.
Под кармой в индуизме
3.
Касты воспринимаются как
Многие
особенности китайской
В середине I тысячелетия до н. э. в Китае начинается обновление религиозной жизни и формируются отличительные черты религии. Основателем даосизма считается Лао-Цзы, о жизни и личности которого нет исторически достоверных сведений5. Он не стремился воздействовать на современников и не основывал никакой школы. Его сочинение "Дао-де дзин", которое он оставил после себя, относится к наиболее сложным для понимания книгам на свете. В этой книге содержатся возвышенные идеи, нравственные понятия и полностью отсутствуют магические элементы. Слово "дао" можно перевести как "путь", "дорога". Не имея начала, Дао древнее Шанди, он независим и носит в себе самом закон, тогда как Небо согласуется с ним и подчиняется ему. Он все проникает, не изменяясь; он отец и мать всего сущего. Всякой вещи положено определенное время для роста и созревания, по истечении которого она приходит в ветхость и возвращается к своему началу. Вечно длится только "ничто", и в нем-то и заключается все.
Познание Дао возводится в степень принципа морали. Многознание Лао-Цзы считает вредным, так как это отвлекает человека от его внутренней жизни. Отречься от мира, правда, не требуется, но искать путь к небу предлагается не в суете мирской, а у себя дома. Тремя самыми существенными качествами человека названы сострадание, бережливость и смирение.
Хотя даосизм заимствовал свое название от принципа, введенного Лао-цзы, связь его с последним весьма отдаленная. Магическая составляющая даосизма не имеет корней в "Дао-де дзин". Поскольку религиозный мистицизм Лао-цзы далеко опередил свое время, то в руках его последователей он очень скоро выродился в светскую магию. Учение Лао-цзы о возвращении в Дао дало повод стремиться к достижению бессмертия нравственным путем или посредством магических эликсиров.
В законченном виде даосизм соединил в себе большую часть национального героического культа и культа природы с их таинственной магией и предсказаниями. Всемогущий высочайший бог даосистов — Юхуан-шанди, охранитель всего мироздания. Он — само Небо. Обожествлены также и звезды. Пять элементов: металл, дерево, вода, огонь и земля — имеют души и в образе планет занимают свое место рядом с богами. Культ природы проявляется также в почитании священных деревьев — акации, ивы, сосны, персикового дерева.
Даосизм
имеет своих священников и
монахов. Главное занятие
Конфуцианство наряду с даосизмом является китайской национальной религией. Европейское название это учение получило от латинизированной фамилии и титула своего основателя Конфуция (от Кун Фуцзы, т. е. Мудрый учитель Кун). Конфуций (551-479 гг. до н. э.) родился в аристократической, но обедневшей семье в царстве Лу. Конфуций создал свою школу, став первым профессиональным педагогом в истории Китая.
С привычной европейской точки зрения конфуцианство не является религией, ибо в ней не поклоняются ни единому Богу, ни многим богам. В традиционном Китае даже не было слова «религия», его заменяло слово цзяо — «учение», точнее, «духовное учение». В основе учения Конфуция лежит культ предков, который такой же древний, как и сама китайская цивилизация. После смерти предки воспринимались как духи, а точнее — как связующее звено между духами и людьми. Они же защищали от злых духов. Каждая семья, род имели свой храм, в котором поклонялись духам предков. Сначала в храмах находились куклы из ткани или статуи умерших. Позднее появились таблички (чжу), которые символизировали предков. До сих пор даже в городских семьях можно встретить домашние алтари, в которых стоят таблички с именами умерших родителей. Перед ними ставятся жертвоприношения и осуществляются обряды (сегодня это заменяет иногда свечка). Без общения с духами умерших предков не начиналось ни одно серьезное дело: не сеяли, не собирали урожай.
Важное место занимает учение о Ли и Ци. Ли («ритуал», «церемониал», «правила поведения») — законы общества, Ци — законы Неба. Ци первичны, Ли вторичны, т. е. законы общества должны соответствовать законам Неба. В противном случае имеет место деформация личности и общества.
Учение о золотой середине (чжун юн) является краеугольным камнем конфуцианства. Человек во всем должен придерживаться середины: он не должен иметь ни чрезмерной злобы, ни чрезмерной любви, не должен слишком предаваться печали, ни восторгаться от радости — в нем должно быть полнейшее отсутствие крайностей.
Главная цель конфуцианства — достижение морального совершенства, образцом и идеалом которого является «благородный муж» (цзюн цзы). Благородный муж должен обладать гуманностью (жень) и чувством долга (и); он должен быть честным, искренним, прямодушным, бесстрашным, всевидящим, понимающим, внимательным в речах и осторожным в делах, безразличным к еде, богатству, жизненным удобствам, материальной выгоде.
Основными принципами межчеловеческого общения Конфуций считал гуманность (жень) и сыновнюю почтительность (сяо), связанную с древним культом предков. Сяо — основа гуманности. Быть почтительным сыном обязан каждый, особенно — человек грамотный, просвещенный, гуманный, который стремится к идеалу цзюн-гзы. Суть сяо в пяти обязательствах: 1) всегда выражать полное уважение к родителям; 2) подавать им любимую еду; 3) ухаживать за ними, когда они болеют; 4) с глубокой печалью воспринимать их смерть; 5) приносить им, покойным, жертвы с торжественностью. Культ сыновней почтительности со временем достиг в Китае общего придания и стал нормой жизни.
Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовали расцвету семьи и клана. Семью считали сердцевиной общества, интересы семьи преобладали над интересами отдельной личности, которая рассматривалась лишь через призму семейных вечных — от далеких предков до отдаленных наследников — интересов.
Поскольку традиционная китайская семья была жестко иерархизирована и в ней господствовал принцип беспрекословного подчинения младшего старшему, конфуцианская доктрина предполагала соблюдение норм иерархической соподчиненное. Эти нормы были выражены в так называемых «пяти взаимоотношениях» (у лунь): 1) отношениях между государем и подчиненными; 2) между отцом и детьми; 3) между старшими и младшими братьями; 4) между мужем и женой; 5) между друзьями.
Священные книги конфуцианства: «Пятиканонение» («У цзын») (составлено Конфуцием на основе традиций древности), куда входит знаменитая древняя гадательная «Книга перемен» («Я цзин»), и «Четверокнижие» («Сы шу»). Учению Конфуция была уготована сложная судьба: оно то превращалось в основополагающий принцип правления, то подвергалось страшным гонениям.
Еще до нашей эры Конфуцию начинают воздавать божественные почести, а созданное им учение становится государственной религией китайцев, придающей специфическую окраску многим важнейшим аспектам их жизни на протяжении тысячелетии. Каждое его слово, доносимое преданием, превращается в предмет трепетного поклонения и истолкования. Значимость завещанного им духовного наследия такова, что, прочитанное по-новому, оно нередко открывает новую главу китайской истории. Всякая серьезная попытка ниспровергнуть его учение тоже оказывается симптомом назревающих перемен в развитии общества и культуры в Китае6.
Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации. В определенном смысле можно сказать, что именно благодаря конфуцианству со всем его культом древности и консерватизмом китайское государство и общество не только просуществовало свыше двух тысяч лет в почти не менявшемся виде, но и приобрело такую гигантскую силу консервативной инерции, что революционный XX век, вроде бы покончивший с конфуцианством как официальной идеологией и активно развенчавший эту доктрину, пока еще далеко не вправе считать себя победившим все восходящие к конфуцианству и питающиеся его соками консервативные традиции. Более того, в свете современных процессов трансформации и вестернизации Востока многое в этом смысле выглядит как раз наоборот7.
В течение двух с лишним
тысяч лет конфуцианство
В настоящее время конфуцианство сосуществует с другими религиями Китая: даосизмом, буддизмом. Родственники Конфуция, в 67-м поколении, пользуются большим уважением.
Таким образом, мы видим, что именно религия и санкционируемая ею традиция во многом определяют облик той или иной цивилизации. В жизни общества, в истории и культуре народа она играла весомую роль: и индо-буддизм, и конфуцианство - все эти доктрины вкупе с местными религиями типа даосизма, синтоизма, джайнизма и др. настолько четко определили лицо той или иной цивилизации, что могут считаться ее «визитной карточкой».
Национальная психология и национальная религия самым тесным образом связаны, что подтверждается на примере иудаизма. Эта религия была рассмотрена более подробно по двум причинам. Во-первых, на ее основе зародилось христианство. Во-вторых, иудаизм является действующей религией, и многие ее последователи — это члены российского общества.
Индуизм означает нечто большее, чем название религии. Индуизм сложен, трудноопределяем, многогранен. В Индии он сосуществует, сталкивается, переплетается с другими религиями. У него нет стройной системы вероучения, единого символа веры и единых догматов. Ему незнакомо понятие ереси, религиозного раскола. Отсутствуют в нем и церковная организация, и общепризнанный глава или собор для решения религиозных вопросов.