Национальные религии. Даосизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Цивилизация старого Китая уже ушла в прошлое. Но ее мудрость, вобравшая в себя опыт духовных исканий и подвижничества сотен поколений, не умерла и не может умереть. Даосизм, как часть и, может быть, самая важная часть этой мудрости, не потерял своей жизненности и сегодня. Заветы древних даосов обращены к каждому, кто желает познать загадку истоков всего происходящего, кто не удовлетворяется условностями цивилизаций, морали, идеологий, но ищет истинно великое и вечное, кто имеет мужество отказаться от мелочных приобретений ради того, чтобы вместить в себя весь мир.

Содержание

Введение
1. История возникновения религиозного даосизма.
2. Даосская религиозная мистика: теория и практика бессмертия.
3. Даосизм и современность.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

РЕЛИГИЯ _САША.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

В последнее время  нерациональное природопользование привело  к повсеместному ухудшению экологической ситуации на Земле. Постоянный поиск новых путей оздоровления окружающей среды стал не просто актуальным, а жизненно важным вопросом, от решения которого зависит существование человечества в новом тысячелетии. В 60-80-е гг. XX в., на стыке целого ряда дисциплин появилось новое религиоведческое направление — экология религии, которое исследует взаимодействие между природой, религией и человеческим обществом. В рамках этого направления убедителен факт взаимовлияния религии и экологии, интеграции усилий религиозных и светских деятелей в решении экологических проблем. Даосские священнослужители принимают активное участие в работе конференций, посвященных экологическим проблемам в Китае и за рубежом. Так, их делегация участвовала в международном заседании «Главы религий мира и охрана окружающей среды» («Summit on Religions and Conservation»), первый этап которого проходил 3-9 апреля 1995 г. в Токио, второй — 28 апреля — 4 мая 1995 г. в Лондоне [288, с, 7»8]. Следует отметить, что природоохранная деятельность современных последователей даосизма отличается последовательностью, систематичностью, активностью в объединении усилий со светскими специалистами и общественными деятелями.

Не менее важной стороной деятельности последователей даосизма в обществе является борьба за мир. Заповедь «не убий» как один из ведущих нравственных принципов присущ верующим различных конфессий, в т. ч. и даосам. Это одна из главнейших составляющих обетов школ Совершенной истины и Правильного единства. В даосских монастырях проводятся службы испрошения мира во всем мире. Особо торжественными они были в августе 1995 г., в честь 50-летия окончания второй мировой войны. Праздничные церемонии состоялись практически во всех даосских монастырях КНР [308, 1995, № 3 с. 53, 59]. Кроме того моление о мире является обязательной составной частью даосских молебнов, постов, индивидуальной созерцательной практики.

Создание оружия массового  поражения и угроза его применения, международный терроризм и т. п. требуют объединения всех противостоящих этому злу сил мирового сообщества. В июле 1994 г. был организован Комитет защиты мира религиозных кругов Китая (Чжунго цзунцзяоцзе хэпин вэйюаньхуй). Среди даосских представителей, вошедших в него, были Фу Юаньтянь, Ли Юйхан, Се Цзунсинь, Чэнь Ляньшэн и др.

Ракетно-бомбовые удары  НАТО по территории Югославии в 1999 г. вызвали возмущение не только православной церкви. Даосы КНР восприняли это  как преступление перед человечеством, решительно призвав лидеров стран  НАТО, руководство Североатлантического альянса и президента СРЮ Слободана Милошевича найти пути к ненасильственному урегулированию существующих проблем. Все слушатели Всекитайского даосского института приняли участие в акции протеста у здания посольства США в Пекине. Акции осуждения агрессии состоялись в монастырях городов Сучжоу, Ухани, Наньпина и др. [308, 1999, №3, с. 3-5].

Сфера деятельности даосов в современном обществе многогранна  и не ограничивается указанными направлениями. Например, в 1990 г. монахи гор Уданшань участвовали в эстафете передачи огня на Азиатских олимпийских играх в Пекине [308, 1990, № 4 с. 5]. 29-31 августа 2000 г. делегация даосов принимала участие в саммите ООН в Нью-Йорке.

Влияние даосизма на различные  области общественной жизни Китая  подтверждается нашими данными, полученными при анкетировании в ноябре — декабре 1997 г. На вопрос «На какие стороны современной общественной жизни КНР, по вашему мнению, оказывает влияние даосизм?» ответы респондентов распределились следующим образом:

39% — культура, искусство;

29% — охрана здоровья (здравоохранение);

28% — внутренняя политика  КНР;

21% — наука, образование;

21% — внешняя политика  КНР;

18% — экономическая  реформа;

13% — охрана окружающей  среды;

10% — сельское хозяйство.

Затруднились ответить или считали, что даосизм не оказывает влияния на общественную жизнь, соответственно 23 и 12% респондентов.

На вопрос: «На какие  стороны Вашей жизни оказывает  влияние даосизм?» анкетируемые ответили следующим образом:

17% — здоровье;

10% — бытовые отношения;

9% — благополучие работы (учебы);

8% — материальное благополучие;

8% — семейные отношения.

Затруднились ответить 20%.

На вопрос «Считаете  ли вы, что традиционным религиозным  объединениям нужно активнее участвовать  в общественной жизни современного Китая?», 46% респондентов ответили утвердительно, 20% — отрицательно, 32% затруднились ответить.

Данные опроса свидетельствуют  о важном влиянии даосизма в сферах традиционной культуры, искусства, охраны здоровья и внутренней политики КНР. При этом 35% опрошенных считают, что  государству следует больше внимания уделять традиционным религиозным объединениям. Подавляющее большинство респондентов полагает, что религиозные объединения, в свою очередь, должны активнее участвовать в общественной жизни страны.

Таким образом, следует  признать, что религиозный институт даосизма является неотъемлемой составляющей современного общества КНР. В силу доктринальных особенностей и этико-нравственных традиций он продолжает оказывать существенное влияние на различные стороны жизни китайского общества. Государство заинтересовано в сотрудничестве с даосскими религиозными кругами, стремясь использовать их авторитет и влияние как фактор социальной стабильности и высокого национального самосознания. Даосские организации, в свою очередь, укрепляют свои внеконфессиональные связи для адаптации своего социального института в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Перед объединением Китая, в III веке до н.э., существовало несколько философских доктрин, включая: даосизм, конфуцианство, философию инь-ян, легизм, школу имен. Несмотря на то, что эти течения еще не оформились как самостоятельные философские школы, их взаимное влияние было весьма существенным. Конфуцианство и даосизм вполне могли претендовать на роль зрелых философских традиций. Оба учения со временем претерпели существенную концептуальную трансформацию. С проникновением в Китай буддизма национальная философия получила новый импульс к развитию. Буддизм был адаптирован к особенностям китайской культуры и в свою очередь оказал влияние на традиционные философские идеи. В результате возникла эклектичная традиция, впитавшая концепции трех школ: конфуцианства, даосизма и буддизма.

Даосизм принципиально  отличается от конфуцианства тем, что  основан на личностном постижении и  не имеет социальной составляющей. Характерной чертой китайского национального мышления является способность исповедать все три учения и применять их на практике в зависимости от жизненной ситуации. В рамках личной жизни китаец исповедует даосизм, но когда дело касается общественных норм поведения, он становится конфуцианцем. Столкнувшись с неприятностями и жизненными невзгодами, китаец обращается к буддизму махаяны. В национальном сознании границы между учениями размыты, и мудрость каждой из трех традиций находит подтверждение в повседневной жизни.

В отличие от конфуцианцев, бдительно следивших за светилами  и использовавших их перемещения  и небесные феномены в политической борьбе, даосы видели в астрологии возможности для гаданий и  предсказаний. Хорошо зная небосвод, расположение звезд и планет, даосы составили немало астрологических карт, атласов и календарей. Став в средневековом Китае монополистами в области оккультных наук, даосы составляли гороскопы и делали предсказания; причем без совета даосского гадателя никто обычно не начинал серьезного дела, а женитьба в Китае всегда начиналась с обмена гороскопами, точнее, с присылки гороскопа невесты в дом жениха.

Одной из популярных оккультных наук была геомантия (фэншуй). Связав небесные явления, звезды и планеты со знаками  зодиака и странами света, с космическими силами и символами (Небо, Земля, инь, ян, пять первоэлементов и т.п.), геоманты разработали сложную систему взаимодействия между всеми этими силами и земным рельефом. Только при благоприятном сочетании небесных сил участок земли считался подходящим для строительства, устройства могилы или приобретения в собственность. Показательно, что компас, одно из величайших изобретений китайцев, появился именно в недрах геомантии и для ее нужд, т.е. для ориентировки на местности.

Многое сделали даосы для китайской медицины. Опираясь на практический опыт знахарей-шаманов и придав этому опыту свои мистические выкладки и магические приемы, даосы в процессе поисков бессмертия познакомились с анатомией и функциями человеческого организма. Многие их рекомендации, лечебные средства и методы оказывались достаточно обоснованными и давали положительные результаты.

Практика внутренней алхимии позволила заложить теоретические  основы китайской медицины. Согласно им в организме человека циркулирует "жизненная энергия" - ци, представляющая собой интегральную функцию всей деятельности организма, его энергии, тонуса жизненности. Другим постулатом китайской и восточной медицины вообще является учение о том, что форма проявления жизненной энергии - взаимодействие и борьба таких "полярных сил", как ян (положительная сила) и инь (отрицательная сила). На принципе ян-инь (он описывает картину мира в религиозно-философском мышлении древних китайцев) восточные ученые основывают взаимоотношение органов между собой и их связи с покровами тела. Регулируя обмен веществ, т.е. противоположно направленные процессы ассимиляции и диссимиляции, явления возбуждения и торможения и т.д. можно повлиять на 44 отдельных органа (или на весь организм) и изменить его энергетические уровни. С этих позиций болезнь - нарушение равновесия в распределении энергии между ян и инь. Измерения в распределении энергии осуществляется посредством воздействия на точки акупунктуры, число которых равно 696.

На основе этих положений  в Китае были разработаны такие методы традиционной медицины, как иглоукалывание, прижигание, массаж и др. Эти методы представляют собой разновидность рефлексотерапии, когда воздействие на больной организм осуществляется путем раздражения строго определенных участков кожи - точек акупунктуры (биологически активные точки).

Цивилизация старого  Китая уже ушла в прошлое. Но ее мудрость, вобравшая в себя опыт духовных исканий и подвижничества сотен поколений, не умерла и не может  умереть. Даосизм, как часть и, может  быть, самая важная часть этой мудрости, не потерял своей жизненности и сегодня. Заветы древних даосов обращены к каждому, кто желает познать загадку истоков всего происходящего, кто не удовлетворяется условностями цивилизаций, морали, идеологий, но ищет истинно великое и вечное, кто имеет мужество отказаться от мелочных приобретений ради того, чтобы вместить в себя весь мир.

 

 

Литература

 

  1. Даосские притчи. Сост. А.Н.Мстиславский. Сократ. С-Пб.; 1993.
  2. Лукьянов А.Е. Дао "Книги перемен". Инсан, М.; 1993
  3. Лукьянов А.Е. Истоки Дао: древнекитайский мир. Инсан. М.; 1992.
  4. Малявин В.В., Виногродский Б.Б. Антология даосской философии. Товарищество. М.; 1994.
  5. Самыгин С.И., Нечипоренко В.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Феникс. Ростов-на-Дону;1996.
  6. Сидхменов В. Я. Китай: страницы прошлого. Русич. Смоленск; 2000.
  7. Томпсон М. Восточная философия / Пер. с англ. Ю. Бондарева. ФАИР-ПРЕСС. М.; 2000.
  8. Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. Андреев и сыновья. СПб.; 1993.
  9. Китайская философия. Энциклопедический словарь / Гл. ред. М. Л. Титаренко. – Мысль. М.; 1994.

Культурология: история  мировой культуры. /Под ред. А.Н.Марковой. М.; Культура и спорт, ЮНИТИ. 1995


Информация о работе Национальные религии. Даосизм